Успех Трампа вызван глобальными сдвигами в американском обществе
ЗАЙНАШЕВ Юрий
К президентским выборам 2024 года белые христиане уже не будут составлять большинства избирателей в США, предупреждают социологи
Подытожив соцопросы, СМИ вынесли приговор «белой христианской Америке» — среди американцев все меньше белых и все больше неверующих. Виноват «тренд либерализации»: американцы разочарованы в церкви в том числе из-за ее неприятия гомосексуализма. Эти изменения будут иметь далеко идущие политические последствия, и успех Трампа — лишь одно из них.
«Белая христианская Америка вымирает» — под таким заголовком американское издание Washington Post накануне выпустило беседу с Робертом Джонсом, директором общественного Института религиозных исследований (PRRI), посвященную выходу его новой книги «Конец белой христианской Америки» (The End of White Christian America). Книга эта опирается на итоги нового опроса общественного мнения, согласно которому молодые белые американцы в возрасте 18–29 лет в два раза реже называют себя христианами, чем пожилые белые в возрасте «65 плюс» (67% против 29%). Кроме того, молодые люди в три раза чаще, чем пожилые, вообще не указывают при опросах своей религиозной принадлежности (34% против 11%).
Споткнулись о «голубой вопрос»
Если в 1972 году средний возраст белых протестантов составлял 46 лет, что лишь немного отличалось от среднего возраста американцев вообще (44 года), то сегодня средний возраст белых протестантов составляет 53 года, хотя средний возраст среднего американца изменился мало — 46 лет. Если нынешние тенденции сохранятся, к 2051 году число «религиозно не определившихся» американцев догонит число протестантов. Причем это группа крайне сложная и пестрая внутри. Так, среди тех, кто «не определился», только четверть — 24% — твердо называют себя атеистами или агностиками.
Примечательно, что в массовом порядке отпадает от христианства только белая молодежь — и протестанты, и католики. Большинство в США все еще остается христианским, но долю белых в нем попросту занимают чернокожие протестанты, католики и протестанты из латиноамериканской общины и даже протестанты из Азиатско-Тихоокеанского региона.
По словам Джонса, отвечая на вопрос, почему они оставили веру, в которой воспитывались с детства, респонденты указали множество причин. Одни просто перестали верить в учение, например сочли, что оно конфликтует с наукой, другие — что им «не хватает времени» и так далее. Однако среди молодых американцев рекордное количество — около 70 процентов в возрасте 18–33 лет — признались, что христианская церковь и другие конфессии раздражают их своей предубежденностью относительно ЛГБТ-сообщества.
31 процент людей этого возраста назвали одной из нескольких или очень важной причиной их ухода учение, согласно которому геи и лесбиянки нуждаются в лечении.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что социологи сгущают краски. «Эти цифры условны. Я бываю в Штатах, и живал там. Что-то я этого всего не заметил, — сказал газете ВЗГЛЯД профессор МГИМО, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — И в церковь ходит народ, и среди белых христианство живо. А афроамериканцы всегда были более религиозны. Разговоры о том, что белое христианство вымирает, звучат там давно, но, думаю, вымирать если и будет, то еще очень долго — не одно поколение. А молодежь? Она как уходит из церкви, так потом и приходит. В зависимости от возраста это сильно меняется».
Американист Владимир Можегов, напротив, вполне доверяет выводам социологов. «Белые наиболее подвержены пропаганде глобального тренда либерализации, идущего с 50-х годов. Она в первую очередь направлена на размывание христианской идентичности в принципе. В начале 60-х Америка была еще абсолютно консервативной страной, а к началу 70-х страна полностью изменилась. Движение хиппи, сексуальная революция и прочее. Произошел полный слом консервативной парадигмы. Это было в основном направлено на белых», — считает Можегов.
При этом черное население, на его взгляд, по-прежнему настроено очень консервативно. «Для белой молодежи жениться или выйти замуж за черного — это уже не проблема. Для черного — это большая проблема. Черная Америка не размывается, она вполне себя держится. Правда, черное население тоже внутри себя разделено — на христианское и мусульманское. Тем не менее чернокожие селятся в своих кварталах, в анклавах. Белый человек на улице в черном районе воспринимается как напряженная ситуация. Сегрегация никуда не делась», — напомнил американист.
Опрос PRRI совпадает и с выводами других социологов. Так, в мае прошлого года сайт «Голоса Америки» опубликовал выкладки Исследовательского центра Пью, согласно которому христиан в США становится меньше, атеистов и тех, кто не относит себя вообще ни к какой религии, — больше: «Число американцев, не принадлежащих к какой-либо религии, за последние годы увеличилось, достигнув 56 миллионов человек, говорится в докладе». «Рост числа нерелигиозных людей имеет и политическое значение. Такие люди склонны голосовать за демократов, в то время как белые евангелисты обычно поддерживают республиканцев», — предупреждал портал.
Партбилет и алтарь
Джонс тоже отмечает, как меняется политический окрас белой молодежи. Если раньше понятия «белые христиане» и «республиканцы» были почти тождественны друг другу, то теперь молодые республиканцы не обязательно во всем разделяют христианские каноны, что опять-таки хорошо заметно на примере ЛГБТ-движения. Итоги опроса показывают, что молодые республиканцы прошли переломный момент: 53 процента из них — больше половины — теперь поддерживают однополые браки.
«Я закончил книгу в начале осени 2015 года, тогда же, когда Дональд Трамп выдвинул свою кандидатуру. Книга не упоминает Трампа вообще. Но, я думаю, она бросает столь необходимый свет на причины, по которым Трамп оказался так привлекателен для белых протестантов», — говорит Джонс, напомнив, что кандидат на пост президента США от партии республиканцев Дональд Трамп легко победил на праймериз в Южной Каролине, где почти 7 из 10 избирателей-республиканцев были белыми протестантами. По мнению социолога, Трамп удачно играет на «ностальгии избирателей», призывая повернуть время вспять и вернуться во времена, когда белые христиане оказывали большое влияние на культуру страны.
Впрочем, напоминает Джонс, круг белых христиан-избирателей сокращается. «Если нынешние тенденции сохранятся, то к президентским выборам 2024 года белые христиане уже не будут составлять большинство избирателей по стране, — предупреждает социолог. — Если Республиканская партия хочет иметь будущее в качестве общенациональной партии, а не только партии белого христианского национализма, она должна найти способ развиваться в разных направлениях».
По прогнозу экспертов, например, штат Мэриленд в ближайшие пять лет вместе с Невадой примкнет к группе из четырех штатов (Калифорния, Гавайи, Нью-Мексико и Техас), где белые уже составляют меньшинство.
«Белые христиане, естественно, поддерживают Трампа, поскольку националистический импульс у них жив, он забит, но он никуда не делся. Трамп — националист и изоляционист. Это та самая консервативная Америка 20-40-х годов, до Рузвельта. Она боится говорить вслух, но она устала от мультикультурализма и всего прочего, и теперь она нашла свой голос», — говорит Владимир Можегов.
«Вся пропаганда внутри Америки направлена на уничтожение традиционного кода — белый человек, протестант, консерватор, который и строил Америку. И Трамп нашел и зацепил эту струнку в душе, и на этом достиг феноменального успеха. Оказалось достаточно одной такой харизматичной фигуры, чтобы вытащить наружу то, что было задавлено вглубь. Люди смогли наконец свободно вздохнуть и выразить свою идентичность — идентичность белого консервативного американца-националиста», — подытожил эксперт
Источник
К президентским выборам 2024 года белые христиане уже не будут составлять большинства избирателей в США, предупреждают социологи
Подытожив соцопросы, СМИ вынесли приговор «белой христианской Америке» — среди американцев все меньше белых и все больше неверующих. Виноват «тренд либерализации»: американцы разочарованы в церкви в том числе из-за ее неприятия гомосексуализма. Эти изменения будут иметь далеко идущие политические последствия, и успех Трампа — лишь одно из них.
«Белая христианская Америка вымирает» — под таким заголовком американское издание Washington Post накануне выпустило беседу с Робертом Джонсом, директором общественного Института религиозных исследований (PRRI), посвященную выходу его новой книги «Конец белой христианской Америки» (The End of White Christian America). Книга эта опирается на итоги нового опроса общественного мнения, согласно которому молодые белые американцы в возрасте 18–29 лет в два раза реже называют себя христианами, чем пожилые белые в возрасте «65 плюс» (67% против 29%). Кроме того, молодые люди в три раза чаще, чем пожилые, вообще не указывают при опросах своей религиозной принадлежности (34% против 11%).
Споткнулись о «голубой вопрос»
Если в 1972 году средний возраст белых протестантов составлял 46 лет, что лишь немного отличалось от среднего возраста американцев вообще (44 года), то сегодня средний возраст белых протестантов составляет 53 года, хотя средний возраст среднего американца изменился мало — 46 лет. Если нынешние тенденции сохранятся, к 2051 году число «религиозно не определившихся» американцев догонит число протестантов. Причем это группа крайне сложная и пестрая внутри. Так, среди тех, кто «не определился», только четверть — 24% — твердо называют себя атеистами или агностиками.
Примечательно, что в массовом порядке отпадает от христианства только белая молодежь — и протестанты, и католики. Большинство в США все еще остается христианским, но долю белых в нем попросту занимают чернокожие протестанты, католики и протестанты из латиноамериканской общины и даже протестанты из Азиатско-Тихоокеанского региона.
По словам Джонса, отвечая на вопрос, почему они оставили веру, в которой воспитывались с детства, респонденты указали множество причин. Одни просто перестали верить в учение, например сочли, что оно конфликтует с наукой, другие — что им «не хватает времени» и так далее. Однако среди молодых американцев рекордное количество — около 70 процентов в возрасте 18–33 лет — признались, что христианская церковь и другие конфессии раздражают их своей предубежденностью относительно ЛГБТ-сообщества.
31 процент людей этого возраста назвали одной из нескольких или очень важной причиной их ухода учение, согласно которому геи и лесбиянки нуждаются в лечении.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что социологи сгущают краски. «Эти цифры условны. Я бываю в Штатах, и живал там. Что-то я этого всего не заметил, — сказал газете ВЗГЛЯД профессор МГИМО, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — И в церковь ходит народ, и среди белых христианство живо. А афроамериканцы всегда были более религиозны. Разговоры о том, что белое христианство вымирает, звучат там давно, но, думаю, вымирать если и будет, то еще очень долго — не одно поколение. А молодежь? Она как уходит из церкви, так потом и приходит. В зависимости от возраста это сильно меняется».
Американист Владимир Можегов, напротив, вполне доверяет выводам социологов. «Белые наиболее подвержены пропаганде глобального тренда либерализации, идущего с 50-х годов. Она в первую очередь направлена на размывание христианской идентичности в принципе. В начале 60-х Америка была еще абсолютно консервативной страной, а к началу 70-х страна полностью изменилась. Движение хиппи, сексуальная революция и прочее. Произошел полный слом консервативной парадигмы. Это было в основном направлено на белых», — считает Можегов.
При этом черное население, на его взгляд, по-прежнему настроено очень консервативно. «Для белой молодежи жениться или выйти замуж за черного — это уже не проблема. Для черного — это большая проблема. Черная Америка не размывается, она вполне себя держится. Правда, черное население тоже внутри себя разделено — на христианское и мусульманское. Тем не менее чернокожие селятся в своих кварталах, в анклавах. Белый человек на улице в черном районе воспринимается как напряженная ситуация. Сегрегация никуда не делась», — напомнил американист.
Опрос PRRI совпадает и с выводами других социологов. Так, в мае прошлого года сайт «Голоса Америки» опубликовал выкладки Исследовательского центра Пью, согласно которому христиан в США становится меньше, атеистов и тех, кто не относит себя вообще ни к какой религии, — больше: «Число американцев, не принадлежащих к какой-либо религии, за последние годы увеличилось, достигнув 56 миллионов человек, говорится в докладе». «Рост числа нерелигиозных людей имеет и политическое значение. Такие люди склонны голосовать за демократов, в то время как белые евангелисты обычно поддерживают республиканцев», — предупреждал портал.
Партбилет и алтарь
Джонс тоже отмечает, как меняется политический окрас белой молодежи. Если раньше понятия «белые христиане» и «республиканцы» были почти тождественны друг другу, то теперь молодые республиканцы не обязательно во всем разделяют христианские каноны, что опять-таки хорошо заметно на примере ЛГБТ-движения. Итоги опроса показывают, что молодые республиканцы прошли переломный момент: 53 процента из них — больше половины — теперь поддерживают однополые браки.
«Я закончил книгу в начале осени 2015 года, тогда же, когда Дональд Трамп выдвинул свою кандидатуру. Книга не упоминает Трампа вообще. Но, я думаю, она бросает столь необходимый свет на причины, по которым Трамп оказался так привлекателен для белых протестантов», — говорит Джонс, напомнив, что кандидат на пост президента США от партии республиканцев Дональд Трамп легко победил на праймериз в Южной Каролине, где почти 7 из 10 избирателей-республиканцев были белыми протестантами. По мнению социолога, Трамп удачно играет на «ностальгии избирателей», призывая повернуть время вспять и вернуться во времена, когда белые христиане оказывали большое влияние на культуру страны.
Впрочем, напоминает Джонс, круг белых христиан-избирателей сокращается. «Если нынешние тенденции сохранятся, то к президентским выборам 2024 года белые христиане уже не будут составлять большинство избирателей по стране, — предупреждает социолог. — Если Республиканская партия хочет иметь будущее в качестве общенациональной партии, а не только партии белого христианского национализма, она должна найти способ развиваться в разных направлениях».
По прогнозу экспертов, например, штат Мэриленд в ближайшие пять лет вместе с Невадой примкнет к группе из четырех штатов (Калифорния, Гавайи, Нью-Мексико и Техас), где белые уже составляют меньшинство.
«Белые христиане, естественно, поддерживают Трампа, поскольку националистический импульс у них жив, он забит, но он никуда не делся. Трамп — националист и изоляционист. Это та самая консервативная Америка 20-40-х годов, до Рузвельта. Она боится говорить вслух, но она устала от мультикультурализма и всего прочего, и теперь она нашла свой голос», — говорит Владимир Можегов.
«Вся пропаганда внутри Америки направлена на уничтожение традиционного кода — белый человек, протестант, консерватор, который и строил Америку. И Трамп нашел и зацепил эту струнку в душе, и на этом достиг феноменального успеха. Оказалось достаточно одной такой харизматичной фигуры, чтобы вытащить наружу то, что было задавлено вглубь. Люди смогли наконец свободно вздохнуть и выразить свою идентичность — идентичность белого консервативного американца-националиста», — подытожил эксперт
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)