Абхазия — мост между Россией и Турцией или новый формат ближневосточной политики
Современная геополитика как никогда многовекторна и многогранна, а ее сущность определяется множеством акторов как глобальных, так и региональных. Изменяющиеся статус-кво, зависит не только от ресурсов и возможностей, но и от позиционирования тех или иных субъектов. Это доказал 2016 год на примере отношений России и Турецкой Республики.
Сегодня, в начале 2017 года появился ещё один сценарий, который может повлиять на формации международных отношений, в частности и на Ближнем Востоке. Если весной минувшего года кто-то прогнозировал, что между Россией и Турцией могут быть вновь восстановленный партнерские отношения, такую позицию, мягко говоря, не разделяли. Либо относили эту перспективу на более дальний срок: когда сменятся руководители, политические обстоятельства и события в мире будут этому способствовать. Но именно тогда нашлись те, кто думал именно так…
Сбитый турецкими военными российский фронтовой бомбардировщик Су-24, участвовавшего в военной операции против ИГИЛ на территории Сирии, гибель пилота. Введение Россией экономических санкций против Турецкой Республики. Попытка военного переворота в Турции. И семь месяцев молчания и нежелания идти на примирительные шаги после трагедии…
Ситуация ухудшалась так быстро, что независимые наблюдатели сразу заговорили о третьей силе, которая умело режиссировала все обстоятельства. Тут на сцену мировой политики и вышел маленький народ — абхазы. Их появление явно не было запланировано никакими сценариями, кроме того, автором которого были они сами. 22 апреля 2016 года в Сухуме состоялся круглый стол с участием представителей Абхазии, России и Турции главной темой которого стали российско-турецкие отношения. Там же через полтора месяца наметили и встречу в Москве.
«Между двумя странами — Россией и Турцией, ещё недавно имеющими хорошие отношения, безусловно, встали какие-то третьи силы — вмешались и привели к тому, что произошло. Нам надо думать, чтобы впредь не допускать вмешательства чужих сил в наши двусторонние отношения» — сказал тогда Хасан Канболат директор Анкарского политологического центра, принимавший участие и во встрече в Сухуме, и в Москве.
Почему именно абхазы стали тем мостом, который должен был вновь появиться между Россией и Турцией? Только ли потому, что страна зажата между двумя большими государствами? Ответ тут простой. Исторически Россия, Абхазия и Турция всегда были родственными. Не надо забывать, что полмиллиона абхазов живут в Турции, столько же в России и только сто с небольшим тысяч живут непосредственно в республике Абхазия. В Турции живут сотни тысяч смешанных семей: абхазско-турецких, абхазско-русских.
Сотни тысяч русских проживают в Турции и точно также сотни тысяч турок проживают в России. И независимо от кризиса, и от каких-то происшествий, именно эти отношения людей должны продолжаться и развиваться. И тут нет разницы и от того, что замыслили заокеанские сценаристы, и от того, что Турция остаётся членом НАТО, и даже от того, что шла по пути вступления в Евросоюз. И именно тогда, абхазская сторона сформировала совершенной новую повестку дня, основанную не политикой и экономикой, а общей историей, культурой и традициями. Эти прогнозы мало кто разделял, но какими точными они оказались. Ведь именно они и позиция абхазского народа позволили в полной мере сохранить гуманитарные связи, ставшие прочной основой для нового партнерского диалога и сменили формации современной геополитики.
«Америка в этой ситуации далеко, а Россия — близко. И мое мнение, что в этой ситуации все-таки не Америка, а Россия — родственное государств. Поэтому, я считаю, что внешняя политика Турции, несмотря на давление и то, что она состоит в НАТО, все-таки должна быть направлена больше на чаяния народа. Есть такая пословица: «капля камень точит». Мы нашими совместными усилиями со всех сторон будем долбить, долбить, долбить и идти к поставленному результату. Потому что другого пути нет. И по нему мы уже шли не однажды, помогая друг другу. В том числе и по созданию новой Турции, как парламентской страны, в форме которой она жила минувшие десятилетия с момента образования Турецкой Республики в 1923 году. Абхазские деятели много сделали, внесли большой вклад в национально-освободительную борьбу турецкого народа. Это сплачивает нас. И годы правления Кемаля Ататюрка, мы прекрасно знаем — самые золотые годы в отношениях между Россией и Турцией. Это пример того, как мы можем жить в добрососедстве» — дал свой прогноз Хасан Канболат.
Тогда же были задуманы и проведены совместный фестиваль кавказских культур, различные научные выставки и конференции. И все эти планы работают. В конце декабря ушедшего года, как и планировалось, в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Абхазы и абазины в российско-турецких отношениях (начало ХХ века)».
Так, именно абхазско-российско-турецкая инициатива, рождённая представителями маленького народа, стала главной для улучшения взаимоотношений между Россией и Турцией, позволила продолжить диалог между странами и практически открыла новую страницу и в жизни Турции, которая получила ещё больше возможностей понимать, кто им Америка, Евросоюз и НАТО. Более того, маленькая Абхазия практически «утёрла нос» внешнеполитической деятельности американского руководства под руководством ушедшего президента США Барака Обамы. Всему миру стало понятно, что американцы ничего не смогли сделать, чтобы разжечь конфликт между Россией и Турцией. Бессильны они и в деле урегулирования полыхающей войной ситуации на Ближнем Востоке. И тут только создание нового стратегического блока между Москвой, Анкарой, Тегераном, и Баку, к которому смогут присоединиться и другие соседние страны, способно принести стабильный мир на Ближнем Востоке и уменьшить негативное влияние на огромный регион со стороны третьих стран. А насколько сильны эти прогнозы, можно спросить у абхазов. Тем более что они не собираются ослаблять усилия посредника между странами — главными игроками во всём регионе.
По материалам
Источник - Русская весна (rusnext.ru)