Ради победы на выборах Порошенко готов развязать религиозную войну
Украина отпраздновала 1030-летие крещения Киевской Руси. В пятницу, 27 июля, верующие Украинской православной церкви вышли на рекордный по масштабам Крестный ход. А на следующий день, 28 июля власть провела свое шествие. Во главе колонны, рядом с преданным в Православии анафеме Филаретом (Денисенко), шел Петр Порошенко.
Он не только прошел по улицам украинской столицы, но и сделал ряд ярких заявлений. Многие из них касались потенциального получения Томоса об автокефалии — крайне важной темы для Порошенко, строящего предвыборную кампанию на трёх китах: армии, языке и вере.
«Томос об автокефалии УПЦ довершит утверждение независимости и самостоятельности нашего государства, укрепит религиозную свободу, межконфессиональный мир. Он усилит права и свободы граждан», — заявил глава украинского государства, добавив, что «время автокефалии наступило».
Также Порошенко сказал, что православная община Украины — одна из крупнейших в мире, «и она не может быть приложением ни к кому», гарантировал невмешательство власти в сугубо внутренние церковные дела (!) и сообщил, что крайне необходимо «обрубить все щупальца, которыми внутри нашего государственного организма орудует страна-агрессор».
Попутно президент Украины высказался, что «переход Киевской митрополии под контроль Москвы, который произошел в семнадцатом веке, произошел неканоническим способом», и заявил: президент считает, что богослужебным языком в единой поместной церкви станет украинский язык.
«Совместное создание независимой церкви не может быть основанием для раздора, поводом для противостояния, насилия. Наоборот, это дорога к миру, спокойствию, пониманию», — сказал глава государства.
Автокефалия, по его словам, «это вопрос нашей независимости, это вопрос нашей национальной безопасности, это вопрос всей мировой геополитики».
Геополитический пасьянс вокруг Украины
И действительно, возможная автокефалия для Украины — вопрос, напоминающий клубок жестких ниток. И нитки здесь — интересы ведущих мировых политических игроков.
Как отмечали украинские политэксперты, часть американских элит активно продвигают идею предоставления Томоса (то есть разрешения на автокефалию, независимость от Московского патриархата) Киеву — как еще один способ «вырвать Украину из зоны влияния России». Согласно этой точке зрения, украинская автокефалия должна сильно ударить по Украинской православной церкви, «лишив» ее миллионов прихожан. Для желающих ослабления Украинской православной церкви (УПЦ) — прекрасный вариант.
Но для получения Томоса Порошенко критически важна помощь президента Турции Эрдогана: Вселенский патриарх Варфоломей, напомним, — турецкий гражданин. Украинский президент уже начал умасливать Эрдогана, когда не препятствовал незаконному, с многичисленными нарушениями украинского законодательства вывозу из страны турецких оппозиционеров.
Однако сам Эрдоган не скрывает своих тяжелых отношений с Западом в целом и США в частности, и даже попросил принять его страну в БРИКС, расширив организацию до БРИКСТ. Он, скорее всего, не пойдет на открытый конфликт с Россией ради Порошенко, желающего получить «свою поместную церковь».
В целом, в вопросе Томоса для Украины мировые политические игроки затеяли пасьянс, который еще только предстоит разложить. Вопрос фактически повис в воздухе — чья позиция будет сильнее: России (то есть Московского патриархата, желающего сохранить историческое единство с Украинской православной церковью), Турции, не желающей портить отношения с Россией из-за Порошенко и его «автокефальных хотелок» или США и Украины, которые идут на любые ухищрения, чтобы разрушить сложившийся в этой части Европы миропорядок?
«Украина эволюционировала до государственной религии»
Но Порошенко и это старается использовать в свою пользу. Если нет Томоса, то нет пока и жеского «нет» от Варфоломея. И потому о Томосе можно говорить, его можно обещать избирателю, то есть пока нет какого-либо решения, можно делать вид, что оно, решение, вот-вот будет. И для президента Украины в этой игре с электоратом есть определенный смысл. Просто все, что публично делает Порошенко, стоит рассматривать через призму его предвыборной кампании.
Строить ее он продолжает на антироссийской риторике и образе «борца с агрессором». Попутно украинский президент метит в исторические наследники князя Владимира: хочет попасть в будущие учебники как президент, при котором Украина получили свою поместную церковь.
Но получается это у него пока слабо.
«У УПЦ КП все хорошо. Поддержка властей, политиков, патриотов. Ей бы еще верующих хоть немножко…», — комментирует ситуацию киевский журналист Вячеслав Чечило.
А главный редактор одесского издания «Таймер» Юрий Ткачев отмечает, что на 27-м году независимости Украина эволюционировала до появления государственной религии — имея в виду шествие «Киевского патриархата» по украинской столице 28 июля в колонне, которую возглавлял президент…
На выборах все методы хороши
Но даже если не относиться всерьез к «историческим» потугам Порошенко, нужно признать: ради сохранения власти он пойдет на все — в том числе не побоится развязать религиозную войну.
«В церковной эпопее Порошенко всё очень логично. Вражда и ненависть — главное топливо этого режима. Именно ради прихода к власти Порошенко была устроена война на Донбассе. Именно за счёт её продолжения Порошенко до сих пор остаётся при власти», — уверен Юрий Ткачев.
Но для того, чтобы эту власть сохранить, одной лишь войны на Донбассе может оказаться недостаточно: поэтому создают новый конфликт — на сей раз религиозный и на всей территории страны, отмечает журналист. Ткачев добавляет, что ведутся «целенаправленные действия по культивации ненависти и конструированию новой войны».
«Вопрос лишь в том, позволят ли граждане Украины этим людям добиться своего», — пишет главный редактор «Таймера» на своей странице в Facebook.
Попасть в историю или вляпаться?
Порошенко ведет себя как типичный политик, под которым качается власть. Пытается действовать сразу в нескольких направлениях — антироссийском, искать союзников и торговаться с ними, — хочет любой ценой сохранить свою бизнес-империю и заодно при этом оставить свой след в истории.
Но еще свеж в памяти пример кума Порошенко, президента Виктора Ющенко, который носился со своей идеей-фикс — Голодомором. Так получилось, что идея пережила президента. В том смысле, что Ющенко давно не президент, а его «Голодомор», с огромными передержками по цифрам и фактам до сих пор живет в сознании нации, обостряя ненависть и будоража различные национальные и социальные группы населения. Это пример о том, что глава государства в историю может не войти, а вляпаться.
И для Порошенко эта история совсем не закончится, даже если Варфоломей вдруг и подпишет Томос.
Собственно, тогда на Украине начнется новая история — религиозной войны, самой жестокой и беспощадной.
И отвечать за нее будет уже Порошенко.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)