Юстиниан: империя наносит ответный удар
ГЛУШЕНКОВ Григорий
Император Юстиниан Первый канонизирован Православной церковью, и почитается даже некоторыми протестантскими течениями. В русских святцах день его памяти приходится на 27 ноября. Под его эгидой работал Вселенский Собор 553 года, осудивший монофизитов. В эпоху Юстиниана Православие утвердилось как преобладающая религия прежней Римской ойкумены, одолев монофизитскую ересь на юго-востоке и арианскую на западе.
Но вклад императора Византии в эти достижения сделан отнюдь не на богословском поприще и не через подвиг самоотречения. Сын македонского крестьянина, вознесённый волею Творца на вершину самой могущественной государственности раннего средневековья, отличился как выдающийся строитель.
Как политический деятель, Юстиниан строил державу, простирающуюся от Атлантики до Каспия. Как хозяйственный руководитель своей страны, он строил храмы на всей её огромной территории. А если говорить ещё точнее, то чаще всего не строил, а реконструировал, восстанавливал в новых формах и в новом облике.
Распад Римской империи стал фактом ещё в начале четвёртого века, за два столетия до коронации Юстиниана. В пятом веке Вечный город неоднократно становился добычей варваров, а в 476 году был низложен последний император первого, западного Рима. Западная половина старой империи была разделена между германскими переселенцами, образовавшими пёструю мозаику враждующих между собой королевств. Казалось этот ломоть отрезан давным-давно, но память византийцев не могла смириться с утратой.
Ещё равноапостольный Константин, перенося свою резиденцию из Рима в Византий, назвал город на Босфоре Новым Римом. Его жители, сохранившие латинский язык и многие римские обычаи, обоснованно считали себя, а не пришедших с севера завоевателей, законными наследниками распавшейся империи. Из года в год, из поколения в поколение византийцы верили, что настанет час воссоединения. Их надежды оправдал новый император, принявший трон в 527 году.
Полководческая звезда Юстиниана взошла двумя годами раньше, в 525 году, когда он возглавил военную экспедицию в Йемен. Вместе с союзной армией христианской Эфиопии (Аксума) византийцы защитили от расправы йеменских христиан, которых преследовали исповедующие иудаизм правители Химьяра. После победы над химьяритами, Юстиниан приобрёл в Константинополе такую популярность, что большинство соотечественников не колебалось, когда встал вопрос о наследнике бездетного императора-предшественника. Герою йеменского похода предстояло возглавить почти сорокалетнюю борьбу византийцев за возрождение Римской империи.
Разгромить вандалов и воссоединить с империей её прежние африканские провинции, прилегающие к городу Карфаген, удалось довольно быстро. Не слишком много времени ушло на то, чтобы вытеснить вестготов со средиземноморского побережья Пиренейского полуострова. Но вот Италия для византийской армии оказалась крепким орешком. Рим, Вечный город, древняя столица первой империи, переходил из рук в руки семь раз. Остготы, покорившие Италию в предыдущем столетии, не просто отчаянно защищали свою добычу. Они догадались отправить послов на восток, в Иран, чтобы спровоцировать персидское нашествие на оголённый тыл Византии.
Несмотря на затянувшуюся войну, полыхающую на западе и на востоке, Юстиниан энергично обустраивал свою страну. Ревностный христианин, выросший в глубоко верующей, православной сельской семье, он уделял большое внимание строительству храмов. После того, как от пожара пострадал главный храм столицы, Святая София, император выступил с амбициозным проектом — возвести на этом фундаменте настоящий архитектурный шедевр, превосходящий все храмовые здания прошлого. Воплотить этот замысел сумел гениальный зодчий Анфимий Трулльский, спроектировавший купол небывалых размеров — 55 метров высотой. В 537 году обновлённая Святая София поднялась над Константинополем. Всего же только в столице Византии при Юстиниане было построено заново или полностью реконструировано тридцать три храма. Сложился неповторимый стиль круглокупольной, византийской архитектуры, который затем наложит свой легко узнаваемый отпечаток на архитектурные традиции Ближнего Востока, Закавказья, Балкан и Руси.
Можно упрекать Юстиниана в том, что во время войны он тратил на украшение церквей деньги, которые могли бы пригодиться для приобретения оружия, оплаты наёмников, словом — для укрепления армии. Тем не менее, Православная Церковь внесла в укрепление византийской армии не меньшую лепту, чем могла внести византийская казна. Эта роль церкви проявлялась отнюдь не только в духовно-мистической смысле, когда Церковь укрепляла дух воинов и обращаясь за помощью к Богу. Великолепие константинопольских храмов производило неизгладимое впечатление на потенциальных союзников империи. Достаточно вспомнить случай, когда вождь германского племени герулов Греп, побывавший в Новом Риме, захотел принять православное христианство. Не откладывая дело в долгий ящик, Греп и его спутники до возвращения домой прошли обряд крещения, причём крестным отцом их выступил сам император Юстиниан. (Добавим, что четыре века спустя такой же эффект произвели храмы Византии и на наших предков!)
Что же было дальше? Когда в 552 году произошла решающая битва на итальянском театре военных действий, за Византию против остготов сражались православные герулы. Это сражение оказалось переломным в затянувшейся борьбе. Остготы были повержены и уступили первый Рим его законным наследникам. Единственный раз в истории все пять первых христианских патриархий — Римская, Константинопольская, Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская — оказались в границах одной православной державы. Римская империя в своих основных чертах была восстановлена и наполнена новым, православно-христианским содержанием.
В пределах, очерченных Юстинианом, держава существовала и после его смерти, произошедшей в 565 году. Византия наследовала юстиниановские границы, пока к противникам с запада и с востока не присоединились грозные силы юга,- арабы, вдохновлённые пророком Мухаммедом. Но это уже другая история другого столетия.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)