Воздвижение Второго Рима
ГЛУШЕНКОВ Григорий
В устной крестьянской традиции праздник Воздвиженья 27 сентября (14 сентября по старому стилю) сводится к обычной вехе в годовом цикле полевых работ. «На Сдвиженье всё с полей сдвинулось»,- говорили в русских деревнях, отмечая таким образом день, когда завершена уборка урожая. Эта трактовка выглядит крайне наивной и очень далёкой от подлинного религиозного смысла обозначенной даты. Но, если обратиться к притчевому языку Библии, крестьянская формула содержит вполне подходящий сюжет для притчи, разъясняющей смысл празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Три столетия апостолы, исповедники и мученики сеяли слово Евангелия на просторах Римской империи и сопредельных с ней стран. В начале четвёртого века по Рождеству Христову это семя принесло свой зрелый плод. На смену пантеистическому Риму, с его работорговыми походами, боями гладиаторов и праздничными вакханалиями, пришла иная цивилизация, более человечная и миролюбивая, более сдержанная и целомудренная. Цивилизация православной Византии, рождённая как раз в эти годы, служит прямым предшественником нашей, родной, Российской цивилизации, материнским стволом нашей культурной ветви в саду человечества.
Последовательность событий такова. В 312 году император Константин вдохновляется судьбоносным видением Креста у Мульвийского моста, после чего христианская символика появляется на знамёнах римских легионов. В 313 году Константин подписывает Миланский эдикт, уравнивающий христианскую церковь в правах с другими вероисповеданиями, что открывает дорогу для триумфального шествия христианства. Буквально за несколько лет из гонимой религии «внутреннего пролетариата империи» (так называл первохристиан Арнольд Джозеф Тойнби), христианство превращается в самое влиятельное мировоззрение римского общества.
В 325 году состоялся Первый Вселенский собор в Никее, где были утверждены базовые догматы православия. При этом отношение государственной имперской власти к тому, что происходило на соборе, не оставляло сомнения: для императорского двора суждения суровых епископов и отшельников звучат как исповедание общенациональной, общеимперской веры, объединяющей всё общество, а в перспективе — всё человечество.
Годом позже мать императора Елена отправляется в паломничество к месту страстей Христовых, организует там полноценные археологические исследования и, вместе с иерусалимским епископом Макарием, находит останки того самого креста, на котором страдал Спаситель мира. Это событие, собственно, и легло в основу праздника Воздвиженья. Воздвигнутый во время богослужения посреди толпы верующих, обретенный Крест стал объектом массового поклонения.
За одно десятилетие после Никейского собора в восточной части Римской империи было возведено около 80 православных храмов, в том числе такие знаковые, как храмы в Вифлееме, Гефсимании, на Елеонской горе и на месте Голгофы. В это же самое время Константин создаёт новую столицу на месте небольшого провинциального городка Византий. В 330 году город на берегу Босфора получает официальное название Новый Рим. В 335 году происходит освящение центральной святыни обновлённой империи — храма Воскресения Христова у Гроба Господня в Иерусалиме. Поскольку освящение этого храма произошло 13 сентября по юлианскому календарю, то и празднование Воздвиженья было приурочено к обозначенной дате, точнее к следующему дню после неё.
Таким образом, в чрезвычайно короткий исторический период свершилось формирование новой цивилизации: с новой верой, новой культурной основой, новой столицей, новым типом отношений между государственной властью и церковью. Можно даже говорить о рождении нового народа — ромеев, сменившего в культурном лидерстве на просторах Pax Romana аттических эллинов и апеннинских квиритов.
По масштабам совершившегося переворота в сознании, образе жизни, устройстве общества это явление превзошло любую революцию — ведь ни одна революция, вплоть до нашего времени, не меняла цивилизационного контекста страны, не творила новых народов и новых цивилизаций. При этом величайшие исторические перемены произошли мирно, без восстаний и кровопролитий, без гражданских войн и массовых репрессий,- исключительно за счёт убедительного примера христианских общин и притягательности православной веры.
Воздвиженье Креста Господня по своему масштабу вышло далеко за рамки обычного выноса религиозного символа на площадь Иерусалима или его водружения над храмом,- это было воздвижение Креста над новой, уже не древнеримской, а византийской государственностью. Это было признание Нового Завета руководством ко спасению не только для отдельных верующих, но для целого общества.
До падения старого Рима оставалось чуть больше века, новый же Рим простоял с тех пор более одиннадцати веков, пока не передал свою эстафету Третьему.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)