Праздник воздвижения: точка отсчета в истории православной Византии
РУДАКОВ Александр
27 сентября Русская церковь отмечает необычный праздник — Воздвижение Честного Креста Господня. В отличие от других великих двунадесятых праздников, посвященных жизни Иисуса Христа и Божией Матери, он связан с эпизодом, почти на три века отстоящим от событий евангельской истории.
Согласно церковному преданию, мать императора Константина, святая Елена, в 326 году организовала археологическую экспедицию, чтобы найти Крест, на котором был распят Христос.
Задолго до этого, при императоре Адриане (II век) римские власти засыпали Голгофу землей и соорудили на ее месте капище Венеры, осквернив святое для христиан место. Елена считала, что Крест должен быть где-то рядом, и приказала начать раскопки, в ходе которых были найдены три креста.
Возле одного из них стали происходить чудесные события, в которых верующие увидели знак свыше, указующий на тот Крест, который они искали. Тогда Святитель Макарий Иерусалимский по просьбе верующих высоко поднял, «воздвиг» обретенный Крест для поклонения.
Впоследствии на этом месте был построен храм Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен 13 (26) сентября 335 года. На следующий день, 14 (27) сентября установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Для того, чтобы понять значение Воздвижения в контексте христианской философии истории, нужно вспомнить о событиях, которые предшествовали этому торжеству.
К началу четвертого века христиане составляли значительную часть населения Римской империи, в которой царил межрелигиозный мир. Однако император Диоклетиан и его соправитель Галерий, находившийся под влиянием архаичных культов, сочли христиан нелояльной религиозной группой и приняли решение уничтожить Церковь. В результате 24 февраля 303 года был издан первый эдикт против христиан, за ним последовали еще три.
Началу гонений предшествовало событие, напоминающее учиненный гитлеровцами поджог Рейхстага в 1934 году: в феврале 303 года запылал императорский дворец, преступниками же были объявлены христиане.
«Великое гонение» имело все признаки геноцида, отличаясь планомерностью и целенаправленностью, заставляющей вспомнить действия нацистов во время Холокоста.Император Галерий приказал сжигать живьем всех, кто сохранит верность Христу. Чтобы выявить христиан, власти провели новую перепись населения, приставив стражников к городским воротам и баням.
Жестокость властей против открытого и миролюбивого религиозного сообщества возмутила многих. Изначально сочувствовавший христианам Флавий Валерий Константин, сын соправителя Констанция Хлора, уже в 306 году установил контроль над Британией (тогда — римской провинцией), где сразу прекратил гонения и вернул христианам отнятые храмы и священные книги.
Собрав вокруг себя наиболее боеспособные легионы, он предпринял в 312 году наступление на Рим. Походу сопутствовала серия мистических событий в жизни Константина, который перед решающим сражением приказал воинам начертить на щитах христианский символ — лабарум. Войдя в город, он демонстративно отказался приносить жертвы Юпитеру. А Диоклетиан, живший в это время в Италии, после победы Константина покончил с собой.
Вскоре Константин вместе с другим императором — Лицинем принял Миланский эдикт (312 г.), который провозгласил веротерпимость в Римской империи.
Однако затем и Лициний попал под влияние христианофобов, решив, что если Константин открыто поддерживает христианство, то ему нужно опираться на языческие культы. Меры, предпринятые Лицинием, назвали бы сегодня «дискриминацией» — он запрещал христианам созывать соборы, заниматься благотворительностью, наконец, потребовал раздельного посещения храмов мужчинами и женщинами, что фактически означало их закрытие. В 324 году Лициний решил выступить против Константина и проиграл, после чего вся римская держава перешла под власть императора-христианина. После этого, собственно, и начались раскопки в Иерусалиме, в ходе которых и было найдено Честное древо Креста Господня.
Воспоминания о трагических событиях начала четвертого века приобретают особую актуальность и в наши дни, когда по всему миру идут процессы дехристианизации.
Сегодня христианские общины вновь становятся объектом преследований как на Ближнем Востоке, так и на Западе. В этой ситуации история, закончившаяся Воздвижением Креста, становится грозным напоминаем для всех, кто уже в наше время хочет примерить на себя тогу Диоклетиана.
Поставив своей целью уничтожение христианства, власти Римской империи столкнулись с неожиданным ответом на брошенный вызов. В христианском сознании актуализировались «спящие» ветхозаветные архетипы, мобилизующие людей на организацию военно-политического отпора, носителями которых стали Константин и его соратники.
Упразднив жестокие и деспотические порядки, Константин и его последователи заложили фундамент новой цивилизации, создав на основе римской инфраструктуры византийскую государственность.
Основанный Константином Великим «Новый Рим» — Константинополь стал центром нового общества, распространявшего по всему миру новую этику, восходящую к библейским заповедям. Это общество вошло в историю, как намного более гуманное и культурно развитое, чем окружавшие его деспотии «темных и «средних» веков.
Первый император-христианин не писал длинных трактатов о природе власти, предпочитая свидетельствовать действием. Так, основав Царьград, он стремился показать, что после встречи человечества с Христом торжество Божьей Правды возможно не только на Страшном Суде и в ином измерении бытия, но в том реальном пространстве-времени, где мы существуем здесь и сейчас. Взяв же в свою руку апостольский посох, он указал потомкам, сколь значительна роль государства в распространении христианской веры. Последующие семнадцать веков подтвердили его правоту – примеру Константина Великого последовали многие цари-миссионеры Средних Веков, от Хлодвига до Владимира Святого.
Если пасхальное торжество в нашем календаре являет собой день исхода верных в Царство Божье, то Воздвижение напоминает о переходе христиан из «царства Зверя» в иное Царство, устремлённое к евангельскому идеалу. Это событие символически указывает не только на деяния Константина, но и на царское служение Христа, начавшееся вторжением Воплощенного Логоса в политическую историю человечества.
Сегодня понимание первоначальной идеи Воздвижения оказалось во многом утрачено. По логике вещей, Крест в Иерусалиме должен был напоминать о Кресте Небесном, явленном Константину Великому и ставшему его военной эмблемой. В начале, похоже, именно так оно и было, и эта идея получила своё развитие в богослужении. Однако сегодня от неё остался лишь тропарь «спаси Господи люди твоя и благослови достояние Твое» и слова о Моисее с поднятыми вверх (подобно человеку, пригвождённому к кресту) руками молившегося о победе израильтян над войсками Амалика.
Все остальные упоминания о Кресте как Знаке Победы, Православном Царстве и торжестве над язычеством исчезли из богослужебного чина. Авторитетный православный богослов протоиерей В. Асмус полагает, что современный текст богослужения праздника Воздвижения сформировался в Палестине (IX—X вв.) под властью мусульманских завоевателей.
Прославление первого христианского императора могло быть сочтено оккупационными властями проявлением нелояльности, и соответствующие тексты заменили на другие. Впрочем, по мнению того же В. Асмуса, даже в своём нынешнем виде Воздвижение всё равно служит для нас «напоминанием об эпохе православных царей, когда в мире существовали наилучшие условия для христианского просвещения людей».
Православная церковь, в отличие от остальных христианских конфессий, и по сей день хранит благодарную память о Константине Великом, почитая его как «святого равноапостольного царя».
Источник - Русская весна (rusnext.ru)