Знамение верности
ГЛУШЕНКОВ Григорий
Однажды русский социолог С. Г. Кара-Мурза задался вопросом: почему среди всего сонма героев Великой Отечественной войны особое место в национальном сознании заняла Зоя Космодемьянская, и почему именно против неё была развёрнута широкомасштабная кампания инсинуаций в девяностые годы, когда стремились свергнуть прежних героев с ментального пьедестала?
Ответ на этот вопрос неожиданно дал его латиноамериканский коллега. Звучал он примерно так: Зоя приняла смерть в самый безнадёжный момент гитлеровского нашествия, когда немцы достигли окраин Москвы, и потому её самоотверженная гибель не могла найти никакого утешения в ожидании победы. Такое бескорыстное мученичество (бескорыстное в самом широком смысле, то есть не имеющее никакого рационального оправдания, мученичество во имя потусторонней, неземной истины) особенно высоко ценится в нашей культуре. Такое мученичество производит неизгладимое впечатление на людей, и потому способно совершать подлинные чудеса, пробуждая веру и меняя ход истории тогда, когда всё кажется потерянным.
Этот феномен мы в полной мере можем наблюдать в случае со святым Евсигнием Антиохийским, празднование памяти которого приходится на 18 августа.
Евсигний, уроженец Сирии, легионер прославленной римской армии, провёл в боях и походах добрую половину века. Он честно служил империи, одновременно поклоняясь Христу. Евсигний был участником эпохального сражения у Мульвийского моста, перед которым воины будущего императора Константина Великого увидели в небе звёздный крест. Начертав этот символ на своих щитах, они наголову разбили противника. Явление креста в этой битве считается знамением предстоящего торжества христианства во всём Римском мире.
Вскоре после победы Константин начал строительство христианского государства, законы которого восходят к десяти заповедям. Миланский эдикт гарантировал религиозные свободы христиан, Первый Вселенский собор утвердил Символ Веры, был построен новый христианский город Константинополь, призванный стать столицей духовно обновленной империи.
Спустя много лет, когда власть в Риме досталась Юлиану Отступнику, свирепые гонения возобновились. Седой и дряхлый ветеран Евсигний, давным-давно ушедший в отставку, был схвачен ищейками Юлиана и казнён за верность Христу.
Нельзя исключить, что гонители специально разыскивали свидетелей великого знамения, не щадя ни их возраста, ни их заслуг перед империей. В то же время был казнён ещё один ветеран судьбоносного сражения, святой Артемий, военачальник из Египта. Перед смертью он отважно заявил своим палачам: «Все мы видели тот крест, явившийся на небе, и прочитали написанное на нём. И ныне в войске есть ещё много старых воинов, которые хорошо помнят то, что ясно видели своими глазами».
Стойкость седых ветеранов, бесстрашно шедших на плаху со словами верности тому делу, которому была посвящена вся их жизнь, не могла не воодушевить молодых воинов. Очень скоро Юлиан Отступник погиб, и римская армия выбрала нового императора из числа христиан.
Верность истине даже в самых безнадёжных ситуациях помогает изменять ход истории. Об этом свидетельствует, например, стойкость православных братств в годы навязанной унии, стойкость патриарха Гермогена в годы польской оккупации, стойкость верных в годы революционного безбожного террора и распространения обновленчества.
В наши дни похожую стойкость проявляют ветераны Великой Отечественной на Украине, которые в тяжелейших обстоятельствах нынешнего времени
сохраняют верность Победе 1945 года, защищают её памятники и её память. По своему сакральному значению и духовной глубине, по своему историческому значению эта победа вполне сопоставима с христианским триумфом в Риме. Она тоже служит знамением, сияющим сквозь века. И хотя свет этой Победы ясно видели своими глазами лишь немногие дожившие до наших дней старые воины, их стойкость. Вне всякого сомнения, снова изменит ход истории и посрамит гонителей истины.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)