Новость из категории: Главные новости

Взлёт и крушение спортивных империй-2. Непревзойдённый допинг-эффект социализма

Взлёт и крушение спортивных империй-2. Непревзойдённый допинг-эффект социализма
ТИМАКОВ Владимир
В первой части этой статьи доказывается, что Россия и другие страны СНГ до сих пор сохраняют высокий уровень советского спорта, благодаря чему символическая сборная СССР на всех Олимпиадах, с 1996 по 2012 год, оставалась бы самой результативной, занимая первое место в медальном зачёте. Напротив, современные олимпийские сверхдержавы — США и Китай — обеспечивают свои победы числом, а не умением.
Обладая огромным населением, Америка и Китай имеют фору перед соперниками, поскольку в их людских массах несложно найти людей с выдающимися врождёнными данными. Но по числу наград на миллион граждан они заметно уступают России, Белоруссии, Украине, Казахстану.
Впрочем, далеко не все страны-лидеры медальных зачётов добиваются успехов благодаря такому благоприятному, как в США и Китае, демографическому потенциалу.
Например, начиная с 1996 года, в десятку лучших олимпийских держав неизменно входит Австралия,- страна с населением около двадцати миллионов человек, на порядок и более уступающая по численности основным лидерам. Так, в Пекине австралийцы получили 46 медалей,- всего в два с небольшим раза меньше, чем Америка или Китай, а в Лондоне жителям «зелёного континента» досталось 35 наград.
Великолепные успехи австралийских спортсменов, с одной стороны, подчёркивают, что на этом далёком континенте собрались весьма смелые и сильные люди, с другой — подтверждают высочайший уровень созданной там спортивной школы, особенно среди пловцов. Впрочем, этому лидерству немало способствует тот факт, что 90% населения Австралии проживает в шаговой доступности от побережья тёплых морей и океанов, круглый год пригодных для плавания. Такой привилегией не обладает ни одна технологически развитая страна в мире.
Ещё более достойными удивления были олимпийские победы Германской Демократической Республики. Маленькое государство с населением в 17–18 миллионов (меньше, чем живёт в современной Австралии) с начала семидесятых годов прочно входило в тройку сильнейших олимпийских держав. Из Монреаля (1976) спортсмены ГДР привезли 90 наград, а из Сеула (1988) — 102 награды, опередив США как в золотом, так и в общем зачёте!
В то время как восточные немцы занимали вторую ступень олимпийского пьедестала (после СССР), их западные братья-соперники из ФРГ довольствовались четвёртым-пятым местом мирового рейтинга. А ведь по населению Западная Германия превосходила Восточную более чем втрое, и должна была завоёвывать втрое больше медалей.
Что считать причиной никем не превзойдённого олимпийского феномена ГДР? Наверное, национальную немецкую дисциплину, помноженную на возможности социалистической системы: общедоступный массовый спорт и централизованную государственную подготовку чемпионов.
Хотя словосочетание «преимущества социализма» когда-то набило оскомину, а потом и вовсе было поднято на смех, но в олимпийском соревновании эти преимущества вовсе не были мнимыми. И проявлялись они не только в ГДР.
Вот как выглядел олимпийский авангард по итогам Монреальских игр 1976 года: первое и второе места занимали соцстраны — СССР и ГДР, потом шли три капиталистических гиганта — США, ФРГ и Япония, а затем ещё пять мест подряд принадлежали весьма скромным по размеру государствам социалистического лагеря — Польше, Болгарии, Кубе, Румынии и Венгрии. Такие демографические и экономические тяжеловесы, как Великобритания, Франция и Италия, несмотря на свой потенциал, в два-три раза отставали по числу медалей от восточноевропейских конкурентов из второй пятёрки олимпийских лидеров.
Олимпиады 1980 и 1984 годов знамениты взаимным бойкотом Востока и Запада,- сначала «они» не поехали к нам в Москву, потом мы к «ним» в Лос-Анджелес. Это не позволяет сравнить спортивные успехи двух миров. Но вот единственная страна СЭВ, Румыния, пренебрегла коллективной солидарностью, и отправила свою сборную в «логово идейного противника». И что же? На Олимпиаде в Лос-Анджелесе румыны заняли второе место, отодвинув от пьедестала таких спортивных мэтров, как немцы, японцы и англичане!
Накануне поражения в Холодной войне, в Сеуле 1988 года, произошло последнее спортивное дерби двух лагерей. Там не было Кубы, чья команда не поехала в Южную Корею из солидарности с Кореей Северной. Но все остальные соцстраны первой монреальской десятки, кроме уже погрузившейся в перманентный политический кризис Польши, удержали свои места в олимпийском топе. Восточноевропейские «малыши»,- Болгария, Румыния, Венгрия,- по-прежнему оказались сильнее западных «тяжеловесов»,- Великобритании, Франции, Италии.
Крах социалистического лагеря радикально изменил не только политическую, но и спортивную карту планеты. Теперь победы большинства восточноевропейских стран стали перевёрнутой страницей истории.
Вслед за падением Берлинской стены кончилась эра немецких спортивных чудес. Хотя объединённая Германия и занимает вполне достойные, соответствующие численности её населения пятые-шестые места в мировом рейтинге, но ни разу после 1991 года объединённая немецкая сборная не завоевала столько олимпийских наград, сколько раньше получала одна лишь команда ГДР. Олимпийское золото Восточной Германии после слияния с Западом растворилось, словно металлическое золото, растворённое в «царской водке».
Румыния, поразившая всех своим вояжем в Лос-Анджелес, и при Чаушеску не покидавшая десятку мировых спортивных лидеров, в Афинах (2004) сползла на 14-е место, в Пекине (2008) на 17-е, а в Лондоне её команда оказалась 27-ой.
Но самый глубокий провал пережила спортивная Болгария. Получив третье место на бойкотированной западными странами олимпиаде в Москве, занимая седьмые места на полномасштабных олимпиадах 1976 и 1988 годов, болгарская сборная оказалась 22-ой в 1996 году, 33-ей в 2004, 42-ой в 2008, а в 2012 году опустилась ниже 63 места. Это похороны болгарского спорта высших достижений, который не смогли спасти прелести свершившейся евроинтеграции.
Зато Куба, несмотря на экономическую блокаду и жесточайший финансовый дефицит, несмотря на появление новых спортивных держав среди стран бывшего Третьего мира, по-прежнему держит спортивную марку. 16-е место на Олимпиаде 2012 года для маленького острова с населением в 11 миллионов человек — результат, вызывающий уважение.
В Лондоне кубинцы опередили в командном зачёте все страны Латинской Америки, включая таких гигантов, как Бразилия и Мексика. А вот сравнение результатов «острова свободы» с результатами близких по численности населения европейских стран: Куба привезла с лондонской олимпиады 14 наград, Швеция — 8, Бельгия — 3, Греция — 2, Португалия — всего одну. Поневоле задумаешься о чудодейственном влиянии социализма на олимпийские достижения!
Судя по итогам олимпийских зачётов за последние полвека, это общественное устройство действует эффективнее всякого допинга.
Впрочем, было бы преувеличением объявить социалистическую систему единственным универсальным рецептом спортивных побед.
(Окончание следует. В заключительной статье автор коснётся других причин, влияющих на место стран в олимпийских топах, в частности того, как отражается на спортивных достижениях уровень жизни).


Источник - Русская весна (rusnext.ru)

Комментарии

Интересные новости

Новости из сети Интернет

Похожие новости