Борьба с уголовниками способна сблизить Украину с Россией
Обвиняемый в мошенничестве на сотни миллионов долларов российский банкир оказался задержан в Киеве, и его дальнейшая судьба, судя по решениям украинских судов, висит на волоске.
Будет ли Украина сотрудничать с Россией в деле выдачи обвиняемых по уголовным преступлениям или же политика и здесь разрушит отношения двух стран?
Предыстория
22 ноября стало известно, что украинские пограничники в воскресенье, 20 ноября, задержали в киевском аэропорту Борисполь бывшего председателя совета директоров ОАО «Национальный банк «Траст» Илью Юрова, который находится в международном розыске по линии Интерпола по запросу России.
По данным украинского издания «Обозреватель», банкир прилетел в столицу из Лондона и предъявил кипрский паспорт. После чего его задержали и доставили в следственный изолятор в городе Белая Церковь.
Как пишет РИА «Новости», после получения уведомления от украинского бюро Интерпола Генпрокуратура России начала готовить запрос о выдаче финансиста. В нашей стране его обвиняют по части 4-й статьи 160 УК РФ («Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества организованной группой лиц или в особо крупном размере»).
Миллиардные иски
Дело в том, что в декабре 2014 года Центробанк объявил о санации «Траста», входившего в топ-30 российских банков. Конечными владельцами основного акционера «Траста», ЗАО «Управляющая компания «Траст», были Илья Юров, Николай Фетисов и Сергей Беляев. Им принадлежало 93,77% акций.
По данным «Интерфакса», в апреле 2015 года в отношении руководителей банка возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ («Мошенничество»), но к тому времени некоторые из них успели сбежать за границу.
Согласно обвинению, в 2012–2014 годах они перевели на счета зарегистрированных компаний на Кипре более 7 млрд рублей и около 120 млн долларов путем предоставления фальшивых и заведомо невозвратных кредитных договоров. Как позже выяснилось, владельцами подставных фирм являлись они сами. В том же 2015 году новые владельцы банка подали иски к ряду кипрских компаний с совокупной суммой требований в 37,2 млрд рублей.
Критическое состояние у «Траста» наступило в конце 2014 года, когда вкладчики начали активно забирать свои деньги из-за непростой экономической ситуации. В свою очередь, эти деньги им пришлось выплачивать Агентству по страхованию вкладов.
В феврале 2016 года «Траст» подал в английский суд иск к Юрову, Беляеву и Фетисову, потребовав возместить 830 миллионов долларов ущерба, причиненного их многолетними мошенническими действиями.
Высокий суд Лондона вынес решение о заморозке их активов по всему миру.
Задержание банкира на Украине
Генпрокуратура пыталась добиться экстрадиции подозреваемого и его подельников по иску новых владельцев банка, но британские власти российской стороне отказали.
Странно и то, что в международный розыск Илья Юров был объявлен еще год назад, но газете ВЗГЛЯД не удалось в открытой базе Интерпола найти людей с такой фамилией.
Впрочем, в Лондоне разбирательство по делу еще продолжается. На Украине же Юров оказался по каким-то личным делам. Ряд журналистов попытались найти в этой операции политический подтекст, учитывая недавнее задержание силами СБУ и МВД Украины российских военнослужащих на нейтральной полосе государственной границы в Крыму.
Напомним, их обвинили в госизмене, поскольку до 2014 года мужчины являлись военнослужащими украинской армии. В Киеве считают, что они не имели права нарушать присягу. К тому же, в начале ноября российские спецслужбы задержали на территории полуострова офицеров ГУР министерства обороны Украины. Соответственно, со стороны соседнего государства могли последовать ответные меры с целью обмена.
Глядя на обстоятельства задержания банкира и совершенные им ранее деяния, можно предположить, что это абсолютно иное дело, с двумя предыдущими никак не связанное. Такого мнения придерживается бывший депутат Верховной рады Олег Царев.
«Военные — это одно, банкиры — другое. За два года последних российские банки влили в свои украинские „дочки“ около 6 млрд долларов, что сопоставимо с вливаниями Международного валютного фонда — примерно около 7 млрд долларов.
Поэтому воевать с российскими банками на Украине, скорее всего, не будут, потому что это приведет к катастрофе всей экономической системы Украины», — объяснил политик газете ВЗГЛЯД.
Глава украинского центра по обмену пленных, генерал-полковник Владимир Рубан также заявил газете ВЗГЛЯД, что Интерпол — это отдельная линия и связывать ее с деятельностью СБУ и контрразведки не стоит.
Вероятность экстрадиции
Однако, что касается выдачи финансиста, здесь мнения юристов разделились, пишет издание pravo.ru.
По мнению руководителя направления уголовно-правовой практики одной из юридических компаний адвоката Тимура Хутова, несмотря на политическую напряженность в отношениях России и Украины, правоохранительные органы обеих стран продолжают сотрудничать. К тому же, считает он, у Юрова отсутствует статус беженца или иное законное препятствие к экстрадиции, поэтому при наличии соответствующих документов с российской стороны выдача преступника — вопрос времени.
Похожей точки зрения придерживается и Олег Царев. Он считает, что раз бывший руководитель банка не успел сделать каких-либо заявлений, ему, вероятнее всего, не удастся прикрыться политикой.
Однако не все так гладко, как хотелось бы думать. Юриста Георгия Баганова смутило как раз отсутствие человека в базе Интерпола и отказ Великобритании экстрадировать Юрова. «Здесь могут быть не известные широкой аудитории причины, из-за которых процесс выдачи может быть затруднен», — считает юрист.
В Киеве пока неохотно комментируют судьбу преступника.
По словам главы украинского национального бюро Интерпола Василия Неволя, вопрос выдачи находится в компетенции генеральной прокуратуры страны и зависит от представленных российской стороной документов и аргументов. «Должно пройти несколько этапов. Пока Юров лишь задержан в аэропорту. Что будет дальше — неизвестно», — пояснил чиновник.
Впрочем, как стало известно ближе к вечеру 23 ноября, Бориспольский городской районный суд Киевской области отказал в ходатайстве прокуратуры о временном аресте Ильи Юрова.
Согласно постановлению, суд отказал прокуратуре по причине невозможности «подтвердить личность Ильи Юрова». Дело в том, что номер его киприотского паспорта не совпадает с номером, указанным в разыскной карточке Интерпола. Судья отметил, что пока решение суда не вступит в законную силу (на апелляцию дается пять дней), Юров не сможет покинуть пределы Украины.
Компромисс найдут
По мнению генерала Рубана, Украина продолжит сотрудничать с Россией касаемо «неполитических заключенных».
«Об этом не раз заявляли и руководители силовых структур, и даже президент Петр Порошенко. Все будет делаться для того, чтобы наши соотечественники возвращались домой. И тут есть момент интриги. Вопрос стоит в том, как Украина будет соблюдать свои международные договоренности по линии Интерпола? Если банкир останется под стражей, не исключено, что экстрадиция произойдет в формате обмена. Я думаю, в любом случае здесь найдут какой-нибудь компромисс», — рассуждает офицер.
Рубан добавил, что даже если выдачи по каким-то причинам не произойдет, его страна не станет «теплым местом» для российских преступников.
Руслан Давлетшин
Деловая газета «Взгляд»
Источник - Русская весна