В санкционной войне Турция ставит на Россию и Китай
Заморозка Турцией счетов глав минюста и МВД США в ответ на санкции — углубление кризиса, в который Вашингтон ввергает отношения с Анкарой. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин
«Турцию потерял не президент США Дональд Трамп, а его предшественник Барак Обама — тем, что попытался путем военного переворота сместить Реджепа Эрдогана. Трамп же отказом выдать личного врага турецкого лидера, оппозиционера Фетхуллаха Гюлена, усугубляет проблему.
Инцидент с пастором Брансоном — лишь частный случай в цепи ошибок Вашингтона по отношению к Анкаре, но он наглядно показывает: Штаты пытаются диктовать свою волю, но Турция уже почувствовала слабость Америки и начала собственную игру.
Американцев давно не устраивают амбиции Эрдогана, который по факту стал диктатором в своей стране. Вашингтон предполагал, что Турция в НАТО станет рядовым и послушным игроком, защищающим южные рубежи альянса. Эрдоган же взял курс на имперскую политику возрождения османизма, пытаясь вывести государство на мировой уровень в качестве значимого субъекта. Штаты это не устраивает — им уже хватает конкурентов на мировой арене, потому они пытаются подавить „бунт“ в его зачатке», — отмечает американист.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган приказал заморозить счета глав минюста и МВД Соединенных Штатов в ответ на санкции, которые Вашингтон недавно ввел в отношении турецких министров.
«Сегодня я отдаю приказ своим друзьям. Если у американских министров юстиции и внутренних дел есть счета в Турции, заморозьте их, — сказал он. — Решение США ввести санкции против турецких министров нелогичны. К Турции нельзя относиться в таком духе». Также он охарактеризовал действия Соединенных Штатов по делу с пастором Брансоном как «проявление серьезного неуважения»
«Эрдогана больше не устраивает, что к Турции Запад относится подчеркнуто пренебрежительно. Около полувека страна стремилась интегрироваться в Европу, ей много обещали, но в альянсы не принимали. Турцию, несмотря на все уступки, рассматривают как страну чуждую цивилизационно, а ее граждан называют мигрантами и вторым сортом. Вспыльчивый Эрдоган терпеть такого отношения не будет.
Эрдоган пытается переориентировать курс Турции, видя, что перспективы в будущем уже не за Америкой. Он берет курс на быстрорастущие рынки — Китая, Индии и Бразилии, а в перспективе метит ввести свою страну в состав БРИКС. Кроме того, Вашингтону демонстрируется, что он больше не определяет вопросы военных поставок — именно на это направлена покупка у России противоракетных систем С-400 и конфликт со Штатами из-за поставок F-35. Штаты стремительно теряют Турцию, но совершают стандартную ошибку: мыслят с имперскими амбициями», — подчеркивает аналитик.
Министерство финансов США 1 августа ввело санкции в отношении министра внутренних дел Турции Сулеймана Сойлу и министра юстиции Абдулхамита Гюля из-за того, что Анкара не позволила вернуться на родину американскому пастору Эндрю Брансону. Это было сделано в рамках принятого Конгрессом США в 2016 году так называемого глобального акта Магнитского, направленного против лиц, замешанных, по мнению Вашингтона, в коррупции и нарушающих права человека. Ограничения введены по указанию президента США Дональда Трампа.
Протестантский пастор, проживавший в районе турецкого Измира, был арестован в прошлом году по обвинению в связях с запрещенными в Турции Рабочей партией Курдистана и «террористической организацией фетхуллахистов» (ФЕТО). Последнюю Анкара считает организатором попытки госпереворота, предпринятой в 2016 году. США неоднократно требовали вернуть своего гражданина, но получали от Анкары неизменные отказы.
«В 2007 году достоянием общественности стала карта американского генерала Ральфа Петерсона с новыми границами Ближнего Востока. Планы Вашингтона на регион подразумевали перекрой не только Ирака и Сирии, но и создание Великого Курдистана, который занял бы часть сирийской и турецкой территории. Когда началась „арабская весна“, в которой Штаты активно поддерживали курдов, Анкара увидела угрозы собственной безопасности, но гарантий неприкосновенности не получила до сих пор. Именно в этом кроется корень конфликт Турции с Америкой.
Классическая ошибка США — вести войну не на один или два фронта, а на множестве направлений. Сейчас американцы противостоят Европе, России, Китаю, Ирану, Северной Корее. Добавлять в этот перечень врагов Турцию крайне неразумно — Эрдоган видит, что Штаты слабеют и пользуется этим. США же, как крестовый поход, ведут борьбу со всем миром, консолидируя противников против себя. Красная линия такова: у нас крупнейшая экономика и военная мощь, потому ни с кем считаться не намерены.
Турция не изобретает ничего нового — мир уходит от гегемонии США к многополярности, возникает множество центров силы. Россия часть из них объединила в БРИКС для противостояния Западу, и Анкара ищет в этом альянсе свое место. Векторы внешней политики меняют также Россия, Китай, страны Ближнего Востока. Турецкие власти поймали этот тренд и движутся курсом, который разнится с американским. Понятно, что это возмущает Вашингтон, но договариваться с позиции равных партнеров американцы не привыкли. Это лишь усиливает проблемы в диалоге Вашингтона и Анкары», — заключает Константин Блохин.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)