Самолеты России и США идут на опасное сближение
МАРДАСОВ Антон
Успехи в борьбе с «Исламским государством» * в Сирии сопряжены с повышением риска возникновения случайных инцидентов в воздушном пространстве этой арабской страны. С таким предупреждением выступил глава Боевого авиационного командования ВВС США генерал Герберт Карлайл, передает ТАСС.
По его словам, «деконфликтация (с Россией) была невероятно ценной» и есть «пространство для того, чтобы повысить уровень» диалога для «предотвращения каких-то просчетов, каких-то ошибок, каких-то непредвиденных последствий второго или третьего порядка». «Я определенно считаю, что она (проблема деконфликтации — „СП“) будет накаляться», — заметил генерал, пояснив, что сокращение площадей районов, находящихся в руках боевиков ИГ, означает, что усилия России, Сирии и США, направленные на борьбу с данной группировкой, теперь оборачиваются полетами военной авиации этих сторон «на более близком расстоянии друг от друга», чем прежде.
— Когда мы лишаем ИГ пространства боя, это по определению порождает больший конфликтный потенциал между нами (США) и другими игроками на этом театре (военных действий), включая турок, которые в этом регионе тоже летают, — сказал Карлайл.
К примеру, активизация боев у города Ракка создает «намного более плотную окружающую среду там применительно к нам (американцам), россиянам и сирийцам», подчеркнул генерал.
Заметим, что в настоящее время пока нет ясности по поводу плана разгрома «Исламского государства», который прорабатывается администрацией президента Трампа. Как отмечает The Washington Post, он может повлечь за собой существенные изменения в стратегии действий в Сирии, унаследованной от Обамы. США могут ограничить или вовсе отказаться не только от поддержки умеренной оппозиции, но и от использования формирований сирийских курдов в качестве основной «опосредованной силы» США в боях с боевиками ИГ.
Генерал Герберт Карлайл также сообщил, что радиолокационные станции средств ПВО России и Сирии не работают целенаправленно против американской авиации. «Это не направленная против нас (США) плотная атмосфера угроз. Сейчас мы действуем в ней, так как россияне и сирийцы не „подсвечивают“ наши самолеты», — сказал военачальник. На просьбу журналистов уточнить, бывали ли случаи, когда средства ПВО РФ в Сирии осуществляли захват и сопровождение американских целей, Карлайл ответил: «Насколько я могу сказать сходу, нет».
— Их (россиян и сирийцев) системы (ПВО) активны. (Но) они не «освещают» наши летательные аппараты при помощи какого бы то ни было рода радиолокационных станций захвата и сопровождения цели или чего-то подобного. Тем не менее, эти ракетные системы «земля-воздух» активно эксплуатируются. Их радары активны, — цитирует слова Карлайла ТАСС.
Также глава Боевого авиационного командования ВВС США отметил, что Турция не всегда информирует Соединенные Штаты об операциях своих ВВС в Сирии, несмотря на то, что она является союзницей Вашингтона по НАТО. Генерал фактически объяснял это трениями в отношениях с Анкарой, резко обострившимися после попытки путча в Турции.
Одно время США действительно заявляли, что не оказывают поддержку турецким силам. Это совпало с очередным этапом расширения операции «Щит Евфрата», по-видимому, несогласованного с американцами, замечает начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов.
— Именно тогда и появилась информация о том, что Пентагон отзывает свои РСЗО, отряды спецназа и авиацию, после чего туркам начали оказывать поддержку ВКС, компенсируя недостаток бомбардировочной авиации. Однако затем противоречия, видимо, были урегулированы, и начали поступать сообщения об активной работе штурмовиков A-10 Thunderbolt ВВС США и присутствии американского спецназа в буферной зоне.
А любая работа авиации, тем более таких самолетов, как А-10, невозможна без четкой координации между военными США, Турции и России. Кроме того, самолеты ВКС в районе Аль-Баба наносили удары далеко от позиций проправительственных сил, то есть — в интересах международной коалиции, куда входит Турция. В общем, развести самолеты двух коалиций, действующих в одном квадрате, невозможно без четкого взаимодействия между военными ведомствами. Скажем, при бомбардировках позиций «Исламского государства» в Ракке или в районе Дейр эз-Зора, где заблокирована группировка проправительственных сил, сейчас также «встречаются» самолеты обеих коалиций.
Да, после срыва сентябрьских договоренностей о перемирии, Пентагон пытался сделать вид, что никакого взаимодействия с российским Минобороны нет, но в реальности насыщенность неба самолетами Сирии довольно высокая. Поэтому сторонам приходиться оповещать друг друга о вылетах, районах действий и, возможно, даже согласовывать цели, чтобы не допустить инцидентов, когда в результате удара ВКС погибли турецкие военнослужащие или сирийские военные — после ударов коалиции во главе с США в районе Дейр эз-Зора.
«СП»: — Исходя из заявления американского генерала, можно ожидать дальнейшей работы двух коалиций на севере Сирии и в районе Ракки.
— Да. 23 февраля протурецкие силы после месяцев боев взяли города Аль-Баб, тем самым у них есть теоретическая возможность принять участие в наступление на «столицу» ИГ. Правда, пока, как верно замечает The Washington Post, нет ясности, кто именно будет брать Ракку — арабско-курдский альянс «Демократические силы Сирии» или протурецкие формирования.
«СП»: — Аль-Баб был взят довольно неожиданно, и есть две версии произошедшего. Первая — турки договорились с боевиками ИГ об их выводе из Аль-Баба и соседних населенных пунктов в обмен на проведение операций против «Демократических сил Сирии» в Манбидже. Вторая — турки решили форсировать наступление в виду того, что сирийская армия начала активное движение на восток от авиабазы Квейрис.
— Во второй версии есть несколько нестыковок, поэтому я склоняюсь к первой — скорее всего, Аль-Баб действительно был взят в результате договоренностей. Тем более что боевики еще 22 февраля контролировали примерно 60% города, а уже 23 числа сдали и Аль-Баб, и Кабассин, и Тадеф, и еще ряд населённых пунктов, которые расположены, скажем так, не на одной линии. Возможно, турки специально не закрывали сами «котел» и не давали это сделать силам режима как раз для такого варианта.
Многие источники в SDF действительно склоняются к тому, что такой шаг был сделан для переключения действий турок на Манбидж, который больше полугода назад «Демократические силы Сирии» отбили у ИГ. Представители SDF 25 февраля уже заявили, что в случае наступления протурецких сил на Манбидж, они не только прекратят наступление на Ракку, но и выведут свои формирования из провинции для их переброски в Манбидж. Пока это риторика, но перед Соединенными Штатами действительно стоит сложная задача снова развести курдов и турок, иначе все территории, которые альянс SDF захватил в результате операции «Гнев Евфрата», могут вернуться под контроль ИГ, а между их ближайшими союзниками начнется война.
Но новый визит главы Центрального командования ВС США генерала Джозефа Вотеля 24 февраля в Кобани и вообще все действия Центрального командования, которое постоянно отчитывается о работе с SDF, говорят о том, что Пентагон является лоббистом интересов курдов и «Демократических сил Сирии», так как этот альянс — сама надежная сила в борьбе с ИГ. Ставить на турок — дело довольно противоречивое, потому что неясно, пойдут ли они воевать против ИГ или под предлогом этого ввяжутся в новую операцию против курдов.
Правда, такой ситуацией — новым витком борьбы турок с курдами — может воспользоваться Дамаск для наступления на юг провинции Ракка. Но весь вопрос — есть ли у режима силы для подобной операции. Летом мы уже были свидетелями неудачного наступления проправительственных сил на авиабазу Табка в провинции Ракка, да и сейчас силы режима под той же Пальмирой продвигаются довольно вяло. Для подобного наступления войскам Асада нужно завершать все активные операции в районе западной Сирии, а бои там идут.
«СП»: — Если Пентагон делал ставку на SDF, то ЦРУ поддерживало контакты и помогало умеренным фракциям оппозиции. Сейчас будущее этих программ также под вопросом, тем не менее ВВС США действуют в том же Идлибе, атакую лидеров «Нусры» **.
— Некоторое время назад отряды «Хайат Тахрир аш-Шам» (объединение радикальных группировок под эгидой «Нусры») захватили склады вооружений «Джейш аль-Муджахедин» и к ним в руки попали ПТРК ТОW. Этот эпизод послужил поводом для США заявить о прекращении поддержки оппозиции. Таким образом умеренным фракциям был дан сигнал-либо вы создаете полноценную коалицию для борьбы с «Хайат Тахрир аш-Шам», либо мы действительно прекращаем вас поддерживать.
Есть информация еще об одном предложении умеренной оппозиции со стороны США — выводить силы в турецкую буферную зону, а все оставшиеся группировки пусть остаются один на один с силами режима. Понятно, что оппозицию такой вариант не устраивает, также как он не устраивает и мирное население, которое предпочитает жить на оппозиционных территориях, но это предложение — инструмент давления. Таким образом американцы пытаются вовлечь сирийскую оппозицию в более активную борьбу с радикальными группировками и принимать участие в борьбе с ИГ.
Успехи в борьбе с «Исламским государством» * в Сирии сопряжены с повышением риска возникновения случайных инцидентов в воздушном пространстве этой арабской страны. С таким предупреждением выступил глава Боевого авиационного командования ВВС США генерал Герберт Карлайл, передает ТАСС.
По его словам, «деконфликтация (с Россией) была невероятно ценной» и есть «пространство для того, чтобы повысить уровень» диалога для «предотвращения каких-то просчетов, каких-то ошибок, каких-то непредвиденных последствий второго или третьего порядка». «Я определенно считаю, что она (проблема деконфликтации — „СП“) будет накаляться», — заметил генерал, пояснив, что сокращение площадей районов, находящихся в руках боевиков ИГ, означает, что усилия России, Сирии и США, направленные на борьбу с данной группировкой, теперь оборачиваются полетами военной авиации этих сторон «на более близком расстоянии друг от друга», чем прежде.
— Когда мы лишаем ИГ пространства боя, это по определению порождает больший конфликтный потенциал между нами (США) и другими игроками на этом театре (военных действий), включая турок, которые в этом регионе тоже летают, — сказал Карлайл.
К примеру, активизация боев у города Ракка создает «намного более плотную окружающую среду там применительно к нам (американцам), россиянам и сирийцам», подчеркнул генерал.
Заметим, что в настоящее время пока нет ясности по поводу плана разгрома «Исламского государства», который прорабатывается администрацией президента Трампа. Как отмечает The Washington Post, он может повлечь за собой существенные изменения в стратегии действий в Сирии, унаследованной от Обамы. США могут ограничить или вовсе отказаться не только от поддержки умеренной оппозиции, но и от использования формирований сирийских курдов в качестве основной «опосредованной силы» США в боях с боевиками ИГ.
Генерал Герберт Карлайл также сообщил, что радиолокационные станции средств ПВО России и Сирии не работают целенаправленно против американской авиации. «Это не направленная против нас (США) плотная атмосфера угроз. Сейчас мы действуем в ней, так как россияне и сирийцы не „подсвечивают“ наши самолеты», — сказал военачальник. На просьбу журналистов уточнить, бывали ли случаи, когда средства ПВО РФ в Сирии осуществляли захват и сопровождение американских целей, Карлайл ответил: «Насколько я могу сказать сходу, нет».
— Их (россиян и сирийцев) системы (ПВО) активны. (Но) они не «освещают» наши летательные аппараты при помощи какого бы то ни было рода радиолокационных станций захвата и сопровождения цели или чего-то подобного. Тем не менее, эти ракетные системы «земля-воздух» активно эксплуатируются. Их радары активны, — цитирует слова Карлайла ТАСС.
Также глава Боевого авиационного командования ВВС США отметил, что Турция не всегда информирует Соединенные Штаты об операциях своих ВВС в Сирии, несмотря на то, что она является союзницей Вашингтона по НАТО. Генерал фактически объяснял это трениями в отношениях с Анкарой, резко обострившимися после попытки путча в Турции.
Одно время США действительно заявляли, что не оказывают поддержку турецким силам. Это совпало с очередным этапом расширения операции «Щит Евфрата», по-видимому, несогласованного с американцами, замечает начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов.
— Именно тогда и появилась информация о том, что Пентагон отзывает свои РСЗО, отряды спецназа и авиацию, после чего туркам начали оказывать поддержку ВКС, компенсируя недостаток бомбардировочной авиации. Однако затем противоречия, видимо, были урегулированы, и начали поступать сообщения об активной работе штурмовиков A-10 Thunderbolt ВВС США и присутствии американского спецназа в буферной зоне.
А любая работа авиации, тем более таких самолетов, как А-10, невозможна без четкой координации между военными США, Турции и России. Кроме того, самолеты ВКС в районе Аль-Баба наносили удары далеко от позиций проправительственных сил, то есть — в интересах международной коалиции, куда входит Турция. В общем, развести самолеты двух коалиций, действующих в одном квадрате, невозможно без четкого взаимодействия между военными ведомствами. Скажем, при бомбардировках позиций «Исламского государства» в Ракке или в районе Дейр эз-Зора, где заблокирована группировка проправительственных сил, сейчас также «встречаются» самолеты обеих коалиций.
Да, после срыва сентябрьских договоренностей о перемирии, Пентагон пытался сделать вид, что никакого взаимодействия с российским Минобороны нет, но в реальности насыщенность неба самолетами Сирии довольно высокая. Поэтому сторонам приходиться оповещать друг друга о вылетах, районах действий и, возможно, даже согласовывать цели, чтобы не допустить инцидентов, когда в результате удара ВКС погибли турецкие военнослужащие или сирийские военные — после ударов коалиции во главе с США в районе Дейр эз-Зора.
«СП»: — Исходя из заявления американского генерала, можно ожидать дальнейшей работы двух коалиций на севере Сирии и в районе Ракки.
— Да. 23 февраля протурецкие силы после месяцев боев взяли города Аль-Баб, тем самым у них есть теоретическая возможность принять участие в наступление на «столицу» ИГ. Правда, пока, как верно замечает The Washington Post, нет ясности, кто именно будет брать Ракку — арабско-курдский альянс «Демократические силы Сирии» или протурецкие формирования.
«СП»: — Аль-Баб был взят довольно неожиданно, и есть две версии произошедшего. Первая — турки договорились с боевиками ИГ об их выводе из Аль-Баба и соседних населенных пунктов в обмен на проведение операций против «Демократических сил Сирии» в Манбидже. Вторая — турки решили форсировать наступление в виду того, что сирийская армия начала активное движение на восток от авиабазы Квейрис.
— Во второй версии есть несколько нестыковок, поэтому я склоняюсь к первой — скорее всего, Аль-Баб действительно был взят в результате договоренностей. Тем более что боевики еще 22 февраля контролировали примерно 60% города, а уже 23 числа сдали и Аль-Баб, и Кабассин, и Тадеф, и еще ряд населённых пунктов, которые расположены, скажем так, не на одной линии. Возможно, турки специально не закрывали сами «котел» и не давали это сделать силам режима как раз для такого варианта.
Многие источники в SDF действительно склоняются к тому, что такой шаг был сделан для переключения действий турок на Манбидж, который больше полугода назад «Демократические силы Сирии» отбили у ИГ. Представители SDF 25 февраля уже заявили, что в случае наступления протурецких сил на Манбидж, они не только прекратят наступление на Ракку, но и выведут свои формирования из провинции для их переброски в Манбидж. Пока это риторика, но перед Соединенными Штатами действительно стоит сложная задача снова развести курдов и турок, иначе все территории, которые альянс SDF захватил в результате операции «Гнев Евфрата», могут вернуться под контроль ИГ, а между их ближайшими союзниками начнется война.
Но новый визит главы Центрального командования ВС США генерала Джозефа Вотеля 24 февраля в Кобани и вообще все действия Центрального командования, которое постоянно отчитывается о работе с SDF, говорят о том, что Пентагон является лоббистом интересов курдов и «Демократических сил Сирии», так как этот альянс — сама надежная сила в борьбе с ИГ. Ставить на турок — дело довольно противоречивое, потому что неясно, пойдут ли они воевать против ИГ или под предлогом этого ввяжутся в новую операцию против курдов.
Правда, такой ситуацией — новым витком борьбы турок с курдами — может воспользоваться Дамаск для наступления на юг провинции Ракка. Но весь вопрос — есть ли у режима силы для подобной операции. Летом мы уже были свидетелями неудачного наступления проправительственных сил на авиабазу Табка в провинции Ракка, да и сейчас силы режима под той же Пальмирой продвигаются довольно вяло. Для подобного наступления войскам Асада нужно завершать все активные операции в районе западной Сирии, а бои там идут.
«СП»: — Если Пентагон делал ставку на SDF, то ЦРУ поддерживало контакты и помогало умеренным фракциям оппозиции. Сейчас будущее этих программ также под вопросом, тем не менее ВВС США действуют в том же Идлибе, атакую лидеров «Нусры» **.
— Некоторое время назад отряды «Хайат Тахрир аш-Шам» (объединение радикальных группировок под эгидой «Нусры») захватили склады вооружений «Джейш аль-Муджахедин» и к ним в руки попали ПТРК ТОW. Этот эпизод послужил поводом для США заявить о прекращении поддержки оппозиции. Таким образом умеренным фракциям был дан сигнал-либо вы создаете полноценную коалицию для борьбы с «Хайат Тахрир аш-Шам», либо мы действительно прекращаем вас поддерживать.
Есть информация еще об одном предложении умеренной оппозиции со стороны США — выводить силы в турецкую буферную зону, а все оставшиеся группировки пусть остаются один на один с силами режима. Понятно, что оппозицию такой вариант не устраивает, также как он не устраивает и мирное население, которое предпочитает жить на оппозиционных территориях, но это предложение — инструмент давления. Таким образом американцы пытаются вовлечь сирийскую оппозицию в более активную борьбу с радикальными группировками и принимать участие в борьбе с ИГ.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)