Для чего России и Армении объединенная войсковая группировка
14 ноября президент России Владимир Путин подписал распоряжение, которым одобрил соглашение с Арменией об объединенной группировке войск (ОГВ) двух стран.
Проект соглашения представлен Минобороны, согласован с МИД России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Президент поручил Минобороны и МИД провести переговоры с армянской стороной, и подписать документ от имени Российской Федерации.
Соглашение не направлено против третьих стран и не затрагивает прав и обязательств Москвы и Еревана по другим международным договорам. Основные цели ОГВ — предупреждение вооруженного нападения на Россию или Армению, прикрытие государственной границы, различные виды военной защиты.
Ранее Россия начала формировать аналогичные группировки с вооруженными силами Абхазии и Южной Осетии. Оборонные и союзнические приоритеты Российской Федерации на Южном Кавказе отражены в Военной доктрине.
Для сдерживания (предотвращения) военных конфликтов Россия рассматривает возможности расширение круга государств-партнеров, в том числе членов БРИКС, ОДКБ, СНГ, ОБСЕ и ШОС.
© РИА Новости. Алексей Дружинин
Заседание в Ереване Совета коллективной безопасности ОДКБ
И все же, межгосударственные договоры Москвы и Еревана существовали ранее. Армения входит в ОДКБ и ЕврАЗЭС, на территории республики дислоцируется российская военная база.
Что изменилось в жизни Кавказа настолько, что потребовалась коррекция вплоть до слияния оборонных потенциалов Армении и России?
Растущее давление
Современная военно-политическая обстановка отличается многовариантностью угроз национальной безопасности.
Североатлантический альянс в разных формах преследует свои цели на Ближнем Востоке, в государствах Балтии, на Украине и на Кавказе. С обострением военно-политической обстановки возрастает вероятность локальных вооруженных конфликтов, для разрешения которых России и её союзникам необходимы специальные группировки войск, объединенные системой управления и планами действий. ОГВ позволяет парировать угрозы точнее и многовариантнее.
Что касается Южного Кавказа, настораживают решение Брюсселя о «существенном пакете» для Грузии, регулярные учения НАТО и визиты генсека альянса Йенса Столтенберга, многолетняя подозрительная активность госдепартамента США.
НАТО по-прежнему призывает Россию отказаться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, будто исторический выбор народов — не в счет.
Кроме того, выходцы из Закавказья воюют в рядах ИГИЛ* (группировка запрещена в России) на Ближнем Востоке, и могут вернуться для дестабилизации региона.
Договорно-правовая база взаимоотношений России и Армении содержит около двухсот соглашений, доминирующие цели которых: согласованная внешняя политика двух государств, развитие международных связей, единое оперативное пространство силовых структур. После подписания Соглашения об ОГВ стороны смогут рациональнее разделить сферы ответственности, эффективнее реализовать право на коллективную оборону и совместное отражение агрессии.
При сохранении суверенитета Армении, отдельные подразделения армии и органов безопасности Армении — по согласованию сторон — войдут в составе ОГВ в Вооруженные Силы России. Полагаю, силовой блок Армении целесообразно включить в состав ОГВ целиком, ведь современные войска и спецслужбы действуют комплексно, руководствуясь едиными стратегией и планированием.
Принцип действия
Соглашение предусматривает формирование общего пространства обороны и безопасности для объединенной (совместной) группировки войск двух государств, касается силового блока, пограничных, таможенных структур, и не затрагивает государственной независимости, политических институтов Армении.
Положение об ОГВ определяет порядок приведения сил и средств ОГВ двух стран в высшие степени боевой готовности, переподчинения национальных компонентов объединенному командованию, развертывания и применения войск (сил) Вооруженных сил Республики Армения и Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно положению, среди основных задач группировки — прикрытие сухопутной части госграницы РФ и Армении, в том числе совместно с силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ.
Для управления группировкой создается объединенное командование (командующий назначается на должность и освобождается от неё верховным главнокомандующим Вооруженных сил Армении по согласованию с верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ).
© РИА Новости. Алексей Дружинин
Владимир Путин во время заседания в Ереване Совета коллективной безопасности ОДКБ. 14 октября 2016
В мирное время командующий ОГВ подчиняется начальнику Генштаба Армении, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время — командующему войсками Южного военного округа Российской Армии или начальнику Генштаба ВС РФ (по решению верховных главнокомандующих России и Армении).
Вероятно, в рамках ОГВ чаще будут проводиться совместные маневры — для отработки тактического взаимодействия в едином информационном пространстве, с однотипными вооружением, военной техникой и средствами связи.
Межгосударственные отношения России и Армении устойчиво развиваются с 1992 года. Страны связывают отношения союзнического партнерства. Основополагающие документы — Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года и Декларация о союзническом взаимодействии между Россией и Арменией, ориентированном в XXI век, подписанная 26 сентября 2000 года.
В 2013 году Армения подтвердила евразийский вектор своего развития. ОГВ — новый шаг на этом пути. Сохранение суверенитета и оборонной безопасности Армении гарантирует её стратегический (исторический) партнер — Россия.
Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»
Источник - Русская весна