У НАТО появилась версия о том, почему Россия перестала «мешать» его учениям
Командование 6-го флота США в лице вице-адмирала Джеймса Фогго заявило об отсутствии серьезной активности российских ВМФ и ВКС на Балтике во время учений сил НАТО и примкнувших к ним Швеции и Финляндии. Причем у НАТО есть своя версия относительно того, что именно «успокоило» Россию. И то, что эта версия ошибочна, лишь одна из плохих новостей для НАТО.
Еще в прошлом году, по словам Фогго, Россия активно мешала учениям BALTOPS своими военными кораблями. А теперь перестала. Адмирал также упомянул уже хрестоматийный апрельский инцидент с эсминцем «Дональд Кук» на той же Балтике, когда российский бомбардировщик пролетел над ним на малой высоте, посеяв панику и хаос, последствия которых до сих пор сказываются на всем 6-м флоте.
По словам же британского контр-адмирала Патрика МакЭлпайна, который прослужил в королевском флоте 34 года и очень любит об этом напоминать, «за всю свою службу я не видел еще учений, в ходе которых русские бы не наблюдали за нами». При этом МакЭлпайн специально подчеркнул, что перед началом учений российский флот в течение десяти дней проводил специальные тренировки в калининградской зоне. И это важная деталь.
У адмирала Фогго есть оригинальное объяснение подобной пассивности российского флота и авиации. В рамках пресс-конференции на борту своего флагмана, штабного десантного корабля «Маунт Уитни», он заявил, что Москва отказалась от «тактической реакции» и перешла к стратегическим ответам. В качестве примера были названы переговоры в Москве глав МИД РФ и Финляндии, которые по времени совпали с началом учений НАТО у полуострова Ханко. С другой стороны, Российская армия ответила очередной внезапной проверкой, которую в Брюсселе увязывают с учениями «Анаконда-2016» в Польше и Прибалтике. Об этой внезапной проверке были уведомлены военные атташе посольств заинтересованных стран, что весьма обрадовало адмирала Фогго. Он положительно оценил действия российской стороны, назвав их «шагом к открытости». Дипломатические меры всегда более эффективны, нежели демонстрация силы», — сказал командующий ударной военно-морской группировкой на пресс-конференции, посвященной проведению учений с отработкой наступательных действий и морского десанта. И ему аплодировали.
Но одним из наиболее примечательных моментов в выступлении командующего было объяснение именно непосредственной, а не стратегической причины, по которой российская сторона решила не нервировать натовских моряков. Оказывается, старший советник адмирала Фогго контр-адмирал Катаол О’Коннор на прошлой неделе летал в Москву, чтобы обсудить вопросы безопасности учений. И теперь Фогго утверждает, что именно эта миссия и сопутствующие ей переговоры позволили «снять напряженность» вокруг натовских учений на Балтике.
Под закат карьеры у многих американских адмиралов и генералов просыпается склонность к дипломатии. А с некоторых пор в сферу международных отношений массово потянулись и полковники морской пехоты с бритыми затылками. Так что упустить столь удобный способ прорекламировать свои достижения адмирал Фогго не мог. Но если командующий 6-м флотом США и обладает некоторыми возможностями для региональной дипломатии (например, он может наорать на какого-нибудь эстонского полковника, а то и вовсе разрушить ему жизнь), то определять стратегию и тактику российского Балтийского флота путем переговоров он точно не может. Скорее всего, адмирал по понятным причинам несколько преувеличил полномочия и, как следствие, результат «миссии О’Коннора». НАТО и США и так были обязаны через военно-морского атташе уведомить российскую сторону о плане, характере учений и районе их проведения. В ходе этого рутинно-протокольного общения и были, видимо, обговорены вопросы безопасности. Но гарантий натовским морякам уж точно никто не давал.
На таких учениях, конечно, всегда есть на что посмотреть. Есть масса деталей, которые могут быть полезны для общего образования. Например, коды, которыми натовцы обмениваются с «ненатовцами» — финнами и шведами. Интерес к военным учениям существовал всегда — и будет существовать впредь. Другое дело, что именно можно было бы почерпнуть из довольно странных по организации и характеру задач учений НАТО в Прибалтике.
Особого внимания заслуживает отработка морскими силами НАТО противодействия тому, что в Брюсселе называют операциями Anti-Access/Area-Denial, и создания таким образом «крепостей A2/AD». Если говорить на общедоступном языке, то НАТО обеспокоено размещением в Калининградской области и в Крыму береговых радаров, противокорабельных ракетных систем, новых подводных лодок и мин. Причем адмирал Фогго почему-то назвал все это, включая подводные лодки, «элементами гибридной войны», но моложавому адмиралу, который требует от подчиненных, чтобы его называли Джейми, такое простительно.
После превращения Калининграда и Крыма в подобные «береговые крепости» Восточная Балтика и значительная часть Черного моря фактически закрыты для доступа сил НАТО, потеряны для западных военно-морских флотов. В таких условиях можно ежегодно проводить с десяток подобных учений, привлекая хоть финнов, хоть шведов, хоть боевых тюленей — все отработки попыток десанта будут сизифовым трудом, наподобие древней военно-морской формы глумления над новичками — заставлять точить якорь. Ни один десантный корабль к берегу даже не приблизится.
К борьбе с российскими «береговыми крепостями» постепенно подключают все доступные средства обработки общественного мнения и сателлитов. Сейчас на беговую дорожку вышла команда Румынии, которую вдруг заинтересовала «опасность береговых крепостей России» для мирового судоходства, свободы передвижения и даже экологии Черного моря. Следующие на старте — поляки, которых волнуют проблемы коммерческого судоходства в нейтральных водах Балтики. И именно американский вице-адмирал Джейми Фогго на пару с британским контр-адмиралом Патриком «Пэдди» МакЭлпайном разъяснили обеспокоенной общественности, что флот НАТО обязан обеспечивать свободу коммерческого судоходства на Балтике и в Черном море и «дезавуировать чьи-либо попытки запретить доступ в эти регионы».
Но как именно «дезавуировать», в НАТО пока не придумали. Пока альянс пошел по симметричному пути, сымитировав массовую постановку мин у Калининградской области, которая по задумке должна остановить российские подводные лодки. Для этого из США в Великобританию прилетели три стратегических бомбардировщика Б-52 — носители ядерного оружия, которые отработали именно эту задачу. А это, помимо всего прочего, еще и тренировка координации Стратегического командования и флота в условиях лужи (то есть Балтийского моря). И если привлечение армий марионеточных стран типа Эстонии, Латвии и Литвы к специально для них придуманным учениям — всего лишь попытка успокоить их разгоряченное сознание, то ввод в действие стратегических бомбардировщиков действительно показывает, насколько в США и НАТО озаботились потерей целого мореплавательного района.
Если в Брюсселе и Пентагоне всерьез верят в «российскую угрозу странам Прибалтики», то не могут не понимать, что возможности морского десанта с Балтики у них больше нет. Нет даже шансов быстро перебросить военно-морские силы. Соответственно, нет и необходимости пристально наблюдать за этими художественными постановками кохтла-ярвского театра юного зрителя. Уж тем более нет смысла им мешать и лишний раз нервировать тех, кто склонен к истерикам. То есть присматривать за ними, конечно, надо, но двух разведывательных кораблей, которые зорким глазом морского волка разглядел лично адмирал Фогго, и еще пары-тройки «рыбаков», которых он не приметил, вполне достаточно.
Евгений Крутиков
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)