Европа подыгрывает арабам, Нетаньяху мечется между Россией и США: Израиль в фокусе
Портал 9tv.co.il опубликовал аналитическую статью израильского общественного деятеля и публициста Александра Непомнящего, под заголовком «В клубке инициатив».
Нелегкой выдалась минувшая неделя во Франции. Забастовки профсоюзов, подначиваемых леворадикальными кругами, продолжают лихорадить страну. Дефицит топлива, вызванный осадой нефтеперегонных заводов, которую предприняли бастующие демонстранты, становится все ощутимее. Вдобавок ливни, обрушившиеся на Пятую республику, привели к разливу Сены, которого не знали уже почти сто лет. Из-за наводнения пришлось эвакуировать тысячи парижан, десятки тысяч жителей столицы остались без света, Лувр и музей д’Орсе были закрыты.
Все эти бедствия, однако, не помешали руководящим страной социалистам провести конференцию по так называемой «французской инициативе», столь же помпезную, сколь и нелепую, якобы посвященную продвижению мира между Израилем и Палестинской автономией. Свадьба, правда, состоялась без участия жениха и невесты, которых на праздник даже и не пригласили.
Навязчивое стремление правительства Олланда непременно втиснуться в отношения между Израилем и автономией выглядит даже абсурднее, чем прошлая настойчивость американского госсекретаря Джона Керри. Отыскать этому разумное объяснение нелегко.
Может, это честолюбивое, но бессмысленное наследство, оставленное правительству тщеславным и не слишком дальновидным прежним министром иностранных дел Франции Лораном Фабиусом?
Может, пережиток колониального сознания наследников Марка Сайкса и Франсуа Пико, не способных осознать свою нынешнюю нерелевантность в ближневосточном регионе?
Или секретный параграф в соглашениях о продаже оружия арабским диктатурам?
А может, это очередная попытка утянуть еврейское государство в трясину конфронтации с арабскими террористами и таким образом притормозить массовый исход граждан Франции еврейского происхождения в Израиль? Возможно, это желание потрафить миллионам французских мусульман, априори поддерживающим любую антиизраильскую инициативу?
Кто знает.
В любом случае, конференция провалилась с треском. Впрочем, и треска особого не случилось. Ведь никто, за исключением, возможно, израильских СМИ, и не обратил внимания, как на само мероприятие, так и на его результаты.
Помимо общих фраз о приверженности «принципу о двух государствах для двух народов» и размытых формулировок, лишенных ясных временных рамок в отношении дальнейших шагов, итоговая резолюция привычно осудила еврейские поселения, добавив для политкорректности ничего не значащие абстрактные слова о неприятии насилия. Напрочь игнорируя тектонические изменения, произошедшие в регионе за последние 5–6 лет (возникновение и распространение ИГИЛ, развал Сирии и Ирака, нестабильность Иордании и Ливана, гражданские войны в Египте и Йемене, угрожающее целостности Турции становление курдской государственности, назревающую конфронтацию Саудовской Аравии и Ирана), она будто подчеркнула собственную оторванность от реального положения дел и потому абсолютную нерелевантность.
В широко растиражированном международными СМИ заявлении организаторов сообщалось об участии в конференции почти трех десятков министров иностранных дел. Однако ни Великобритания, ни Германия, ни Россия не сочли нужным тратить время своих министров на французскую инициативу, ограничившись отправкой чиновников более низкого ранга.
Массовку обеспечили главы МИДов стран третьего мира, не особо актуальных для ближневосточной политики. В итоге, ни в официальном совместном заявлении, ни в других документах, опубликованных французским ведомством иностранных дел, список участников конференции не фигурировал, как видно, чтобы не усугублять комичность затеи.
Лидер ФАТХа, глава автономии Махмуд Аббас поддержал мероприятие. Ему очень на руку подобная имитация бурной политической деятельности, позволяющая напоминать о себе, давить на Израиль, и при этом совершенно не требующая от него реальных действий, на которые он все равно был бы не способен.
В отличие от него, израильский премьер еще накануне предрек провал мероприятию, заметив, что оно ведет лишь к радикализации арабских позиций, а не к миру, который можно достичь только на прямых переговорах.
Гендиректор МИДа Дори Голд, фактически исполняющий функции министра, высказался еще яснее. «Для дискуссии с соседом, — заметил он, — совершенно необязательно лететь во Францию, призывая на помощь Сенегал».
Вместе с тем, запущенный французами с горы политический ком, в конце концов, способен превратиться в требование от Израиля уступок, несовместимых с дальнейшим существованием государства, предъявляемое как бы всем международным сообществом, противостоять которому будет достаточно нелегко.
Возможно, именно намерением избежать подобного развития событий и продиктованы нынешние весьма неординарные действия Биньямина Нетанияху.
Во-первых, накануне уже третьего в этом году визита Нетанияху в Россию в СМИ появилась примечательная информация о том, что израильский премьер будто бы собирается предложить российской стороне роль посредников в переговорах с палестинскими арабами. Если эти сообщения не являются лишь спекуляциями, они указывают на весьма необычный, но вполне перспективный ход. И не исключено, что отсутствие главы российского МИДа в Париже было с этим связано.
Российская позиция далека от того, чтобы считаться произраильской. Однако сегодня ее уже трудно назвать более враждебной, чем практически открыто проарабская позиция, занятая нынешними европейскими лидерами. На фоне же теперешнего конфликта Москвы и Запада вовлечение России в процесс способно надежно парализовать французскую инициативу.
Во-вторых, израильский премьер выступил с не менее примечательным заявлением, сообщив, что арабское предложение, утвержденное Лигой арабских государств в 2002 году и известное как «саудовская инициатива», заслуживает обсуждения, если будет скорректировано.
Правда, какие конкретно изменения он ожидает в требовании к Израилю отступить к границам 1948 года, согласиться на создание арабского государства со столицей в восточной части Иерусалиме, а также на «справедливое» и «согласованное» решение проблемы так называемых палестинских беженцев, премьер не сообщил.
Более подробно высказался на эту тему доктор Голд в беседе с изданием «Таймс оф Исраэль» в прошлую среду. «В течение последних нескольких десятилетий мы считали, что решение палестинского вопроса приведет и к улучшению отношений между Израилем и арабским миром, — заметил он, — Есть, однако, серьезные основания предполагать, что на самом деле эта последовательность должна быть как раз обратной — улучшая отношения с арабскими государствами, мы тем самым заложим основу для будущего прорыва с палестинцами».
Возможно, это и есть те самые «корректировки», о которых говорил Нетанияху. Другими словами, израильский премьер предлагает арабским соседям развивать экономические и дипломатические контакты, оставив в стороне вопрос об урегулировании в Иудее и Самарии, чтобы решить его когда-нибудь потом.
Следует заметить, что потрясения, произошедшие на Ближнем Востоке в последние годы, прежде всего усиление Ирана с одной стороны и радикальных салафитов, вроде «Исламского государства» с другой, привели к тому, что ключевые арабские страны де-факто уже вовсю контактируют с Израилем. И если страны Персидского залива и Саудовская Аравии пока стараются не слишком афишировать это, Египет и Иордания сотрудничают с еврейским государством практически в открытую.
Выяснилось, что Израилю совсем не обязательно подписывать мирные договоры и идти на территориальные уступки, чтобы расширять свои связи и развивать рабочие отношения в арабском мире. Контакты с сохраняющим высокий военный потенциал и демонстрирующим экономическую стабильность Израилем интересуют соседние арабские режимы куда больше, чем личные амбиции лидеров ФАТХа и ХАМАСа, а также, судя по всему, проблемы палестинских арабов вообще.
И, похоже, именно это развитие ближневосточной политики кажется более перспективным также лидерам Германии и Британии, не нашедшим возможности прислать своих министров иностранных дел на парижское мероприятие.
Вряд ли такой расклад радует Аббаса, цепляющегося за французскую альтернативу. Его мнение, однако, в данном случае не слишком кого-то интересует.
Главный вопрос, таким образом, заключается в том, действительно ли этот прагматичный подход является тактикой премьер-министра Биньямина Нетанияху. Иначе говоря, насколько вероятно то, что раскручивая вывернутую наизнанку «саудовскую инициативу», привлекая Россию, введя Авигдора Либермана в коалицию и заманивая туда же части «Махнаца», Нетанияху в конце концов сумеет утопить угрожающие стране враждебные инициативы, а не уступит нажиму и не ввергнет Израиль в авантюру вроде «Осло» или «размежевания».
По этому поводу можно заметить лишь следующее. Так называемую идею «о двух государствах для двух народов» Нетанияху озвучил почти ровно 7 лет назад. После чего он использовал это для успешной нейтрализации активных усилий президента США Барака Обамы, который на протяжении обоих своих сроков стремился принудить Израиль к опасным уступкам.
Признав на словах возможность создания арабского государства в Иудее и Самарии, Нетанияху, тем не менее, не дал Обаме и Керри испытать на Израиле геополитические теории, доказавшие свою несостоятельность в Ливии, Египте, Сирии и Ираке.
С тех пор никаких положительных изменений в автономии не произошло. Ее власти не стали менее коррумпированными, ее экономика не превратилась в жизнеспособную, угрозы, исходящие от террористов, не уменьшились. Наоборот, шансы на то, что без постоянного контроля израильской армии все эти области будут захвачены ХАМАСом или еще более радикальными фундаменталистами, только возросли. Поэтому было бы странно, если бы именно сейчас Нетанияху вдруг согласился бы на уступки, на которые он не решался в прошлом, даже ценой практически открытого конфликта с президентом США.
Тем не менее, в клокочущем политическом пространстве Израиля разворачиваются порой самые неожиданные варианты. И потому надеяться на спокойные лето и осень было бы сейчас преждевременно. (9tv.co.il)
Портал mignews.com опубликовал аналитическую статью публициста Иры Коган под заголовком «Между Москвой и Вашингтоном».
Поездки Биньямина Нетанияху в Россию — третий раз за последние девять месяцев — уже стали поводом для конспирологических теорий. Не готовится ли в Кремле новая миротворческая инициатива? Нет ли между Биби и Путиным каких-то особых тайных договоренностей?
Нынешняя встреча, посвященная 25-летию восстановления дипломатических отношений между Израилем и Россией, была запланирована заранее и главной ее темой называлось пенсионное соглашение. Речь идет о тех почти 30 тысячах репатриантах, которые уезжали из РСФСР в эпоху Советского Союза и вынуждены были отказаться от гражданства. Разумеется, стороны также обсуждают экономическое, научное и культурное сотрудничество между двумя странами, а также ситуацию в регионе.
Внеочередная поездка состоялась в апреле накануне Песаха и была вызвана событиями в Сирии, в частности, угрозой столкновения между российскими и израильскими ВВС. Тогда Нетанияху полетел в Москву в сопровождении высокопоставленных армейских начальников. Судя по всему, израильской делегации удалось добиться согласованности действий и обосновать свое право предотвращать поставки оружия террористам — прежде всего, Хизбалле. Эксперты считают, что именно благодаря этим визитам удалось помешать поступлению в Сирию российских зенитно-ракетных комплексов С-300.
Но почему для решения сугубо военных проблем понадобились переговоры главных лиц двух государств? Не достаточно ли было их общего, изначально достигнутого соглашения о сотрудничестве, чтобы генералы в дальнейшем договаривались сами?
Многие уверены, что центральной темой секретных диалогов Путина и Нетанияху были и остаются Голанские высоты. Международное сообщество, и Москва в том числе, не признает израильскую аннексию Голанских высот. Но если Нетанияху найдет веские стратегические аргументы и сумеет переубедить Путина, мы получим в этом вопросе ценного союзника, на данный момент более влиятельного, чем США. Голаны для Кремля не имеют принципиального значения; Россия заинтересована в спокойствии израильских границ и не хочет, чтобы еврейское государство оказалось втянуто в ближневосточные разборки. Из этих же соображений Москва готова удерживать Иран от агрессии против Израиля.
Совсем другое дело — в условиях кризиса, инфляции и экономических санкций выделить деньги для пенсионеров-эмигрантов. Трудно отнести это решение лишь на счет «филосемитизма» Путина — его особого расположения к евреям. Да, российский президент присутствует на праздновании Хануки, принимает у себя лидеров еврейских общин. Антисемитизм в стране при его правлении если не уменьшается, то по крайней мере не растет. И все же отдать деньги израильтянам, когда не хватает средств для пенсий своим гражданам, — довольно рискованный шаг, который может сказаться на популярности главы государства. Очевидно, кремлевским руководителям важна роль Израиля в их региональных амбициях, если они идут на такие щедрые жесты.
Израиль и Россия строят свои отношения с оглядкой на традиционных союзников: Нетанияху — на США, Путин — на Сирию и Иран. Иерусалим сохранил нейтралитет в отношении украинских, а ранее — грузинских событий и не присоединился к международной критике российского режима.
И все же сближение Израиля с Россией — неприятная новость для президента Обамы и очередное свидетельство его провальной политики на Ближнем Востоке. Путин это прекрасно понимает и пользуется возможностью лишний раз уязвить своего главного оппонента. Нетанияху, у которого с Обамой личные счеты, не против ему в этом подыграть и даже помочь России стать доминирующим фактором региональной политики. Многие считают, что и для Израиля такой поворот выгоден, поскольку нынешняя американская администрация ведет себя не намного дружественнее по отношению к еврейскому государству, чем правительство России.
Возможно, российский президент видит в Нетанияху родственную душу — ловкого и хладнокровного политика, который не хочет делиться властью и умеет нейтрализовать политических противников. Независимо от политических пристрастий, Путину импонирует то, как Нетанияху удается сопротивляться международному давлению и не уступать требованиям палестинцев. Как ни печально, именно такой имидж израильского руководства вместе с израильской твердостью в отставании своих интересов вызывает у Кремля уважение и желание сотрудничать.
Однако Нетанияху нужно быть крайне осторожным в своих маневрах между Москвой и Вашингтоном. Связь США и Израиля не зависит от Обамы или иного президента, она обусловлена исторически, закреплена в законодательных актах и глубоко внедрена в общественное мнение американского народа. В то время как дружба России — следствие сиюминутных политических интересов; она может закончиться так же быстро, как и началась. (mignews.com)
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)