Что будет «после»: как Россия справится без нефти
Большинство экспертов сходятся во мнении, что мировую энергетику ждут глобальные изменения в грядущие пару десятков лет.
Спекуляции на тему экологии, да и общая климатическая повестка заставили большинство крупнейших нефтегазовых компаний задуматься о том, что будет «после», когда углеродосодержащие ископаемые не будут приносить прибыль из-за сложности добычи. Кроме того, все ярче светит повестка экологии, вынуждая мир всерьез размышлять об ограничениях нефтегазовых компаний на государственном уровне.
Нефтяной пик прогнозируется в течение 10–15 лет, затем спрос на это сырье неизменно начнет снижение. Поэтому многие компании уже сейчас задумываются о постепенном «энергетическом переходе».
Сразу отмечу, что сегодня это скорее концепции и своеобразная «проба пера», нежели реальные шаги — доля вложений в так называемую зеленую экоэнергетику, как правило, не превышает нескольких процентов от инвестиционного пакета компании. Подавляющую долю инвестиций по-прежнему занимают нефтегазовые проекты.
Вполне очевидно, что следовать призывам юных экоактивистов, таких как Грета Тунберг, абсурдно. Девушка призывает к немедленному отказу от ископаемых энергоресурсов.
Безусловно, такой радикальный подход даст «лёгким планеты» новое дыхание, однако создаст мировой коллапс в большинстве сфер жизнедеятельности человечества.
Шведка взяла здравую идею и довела ее до глупости. И все же сама по себе мысль вполне разумная, это понимают в том числе сами нефтяники. Вопрос заключается лишь в том, каким образом развернуть гигантские мощности компаний в сторону «зеленой» энергетики. Спешка здесь, конечно, ни к чему.
Важно отметить, что разные мировые углерододобывающие компании выбирают различные пути. Так, американцы пока не готовы отказаться от нефти, их инвестиции в экоэнергетику не превышают 1–2%. Европейские участники этого рынка видят больше перспектив в возобновляемых источниках энергии, вкладывая в среднем 5–15% в разработку таких проектов.
При этом европейцы очень активно расширяют свою долю на рынке СПГ. Например, британо-нидерландская компания Shell стала крупнейшим продавцом газа в мире. Недалеко от них расположились французы из Total.
А что же российские компании? В целом картина такова, что они по большей части вовлечены в инвестирование нефтяного сектора, практически не уделяя внимание возобновляемым источникам энергии.
Это связано с относительно большими запасами «доступных» ресурсов, лояльным налогообложением государства. Российских запасов относительно дешевой в добычи нефти хватит примерно на 20 лет.
Это означает, что в ближайшее время нашей стране предстоит сосредоточиться на разработке плана по уходу от нефтезависимости, минимизировав привязанность к иссякающим ресурсам.
Однако не стоит принимать поспешных решений, ведь компаниям необходимо время, чтобы переориентировать бизнес в другом направлении.
Читайте также: «Своих не бросаем»: Washington Post поставила Россию в пример американским властям (ВИДЕО)
Андрей Васильев, специально для «Русской Весны»
Источник - Русская весна