Трамп и Мэй хоронят либеральную политику Запада (ФОТО)
Лидеры США и Британии создают англосаксонский блок во имя реальной политики и защиты своих интересов.
Бюст Уинстон Черчилля недаром вернулся в Белый дом, хозяином которого стал президент Дональд Трамп. Первые после инаугурации переговоры 45-й президент США проводит в пятницу с прибывшей с визитом в страну премьер-министром Британии Терезой Мэй. Она уже встретилась накануне с ведущими американскими политиками и произнесла поистине историческую речь на совещании руководства Республиканской партии в Филадельфии.
В этих выступлениях она анонсировала появление на прочном экономическом фундаменте и на основе дальнейшего развития «уникальных и особых отношений» с США англосаксонского блока в западном мире, прекращении вмешательства в дела других стран в случае отсутствия «реальной угрозы» для британских интересов, дав возможность остальным странам самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы.
«Я думаю, что мы многое сможем сделать (пока Британия не вышла из ЕС) для того, чтобы мы могли устранить некоторые торговые барьеры в ряде областей, так что мы сможем получить выгоду для обеих сторон, даже если мы не сможем пока подписать официальное торговое соглашение», — заявила Мэй.
Британский премьер подтвердила, что ее страна выйдет из Евросоюза по воле своего народа, высказалась за «уверенную в себе, суверенную и Глобальную Британию, готовую выстраивать отношения как со старыми друзьями, так и новыми союзниками».
Она заявила о прекращении проводившейся 20 лет «провалившейся» либеральной интервенционистской внешней политики, которая вовлекла Британию при премьерах Блэре и Кэмероне в целую серию катастрофических конфликтов. Она объявила, что политика использования военной силы для «переделки суверенных стран по собственному образцу и подобию» закончилась. Мэй указала, что США «не могут и не должны быть единоличным лидером в мире».
«Вы говорили, что и остальным пора проявить себя. Я согласна. Суверенные государства не должны черпать свою безопасность и благополучие у Америки», — указала премьер, отметив, что Британия «как никто другой всегда понимала это».
Комментируя заявления Мэй в США, больше других агитировавший за Brexit британский правый политик Найджел Фарадж написал в своем Twitter:
«Я с трудом могу поверить в слова Мэй о нашем месте в мире и с Америкой. Я давно выступал за все это».
У Трампа появился влиятельный союзник
Таким образом, Трамп, который ставит перед своим президентством аналогичные цели, обрел влиятельного союзника, увидевшего в его приходе в Белый дом «новую эру американского возрождения», и теперь он на международной арене не одинок.
А Британия устами Мэй подтвердила, что у Brexit не будет обратного хода, и отныне страна будет думать только о своих интересах, теснейшим образом переплетенных с интересами США. А Брюссель и ЕС могут заниматься, чем они хотят и сколько хотят.
Все это чем-то напоминает действующий в свое время тандем Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер, за исключением, конечно, того, что Трамп, предки которого, кстати, по материнской линии происходят из Шотландии, спать на переговорах не будет. Будучи с Рейганом одного возраста, он находится в куда лучшей физической форме и даже говорит, что ощущает себя на 35–38 лет, вместо своих 71 года.
На фото: Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images
Советы насчет России
Коснувшись отношений с Россией, Мэй рекомендовала следовать примеру Рейгана, который во время переговоров с президентом СССР Михаилом Горбачевым применял принцип: Доверяй, но проверяй. По ее мнению с президентом России Владимиром Путиным его можно модифицировать: Взаимодействовать, но быть настороже. Это было сказано применительно к перспективам возможного, но еще вчера немыслимого сотрудничества трех стран в урегулировании сирийского кризиса.
«В плане конфликта между Россией и Западом, — подчеркнула далее британский премьер, повторив то, о чем постоянно говорит Трамп, — нет ничего неизбежного. И нет неизбежности в перспективе возврата к временам холодной войны. Однако нам нужно взаимодействовать с Россией с позиции силы».
Тем не менее она указала, что лучше сотрудничать, а не конфликтовать с Москвой. По мнению Мэй, «нам следует выстраивать отношения, системы и процессы так, чтобы возможности сотрудничества преобладали над угрозой конфликта», давая при этом «заверения соседним с Россией государствам, что их безопасность не находится под вопросом».
Как видим, она имела именно англосаксонский блок, а реальному сотрудничеству с Россией противопоставила «заверения» странам Восточной Европы, что они не окажутся вновь «в российской сфере влияния».
Что ожидается на переговорах
Как сообщил пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер, в ходе сегодняшних переговоров лидеров двух стран «будет подниматься вопрос торговли»: «Я думаю, у нас всегда были особые отношения с Великобританией, и первый визит премьер-министра отражает это. Но мы всегда можем стать еще ближе».
«Мы будем стремиться заключить торговое соглашение между Великобританией и США, которое улучшит условия торговли между двумя странами, и которое принесет процветание и рост нашей стране», — заявила ранее в этой связи Мэй.
Кроме того, согласно британским СМИ, стороны обсудят ядерную сделку с Ираном, горячим сторонником заключения которой был Лондон, а ярым критиком — Трамп, а также НАТО, которое президент США хочет серьезно реформировать, заставив европейцев больше платить за свою безопасность, а те — сохранить этот военный блок, так как боятся остаться с Россией один на один. Мэй, со своей стороны, считает Североатлантический альянс «краеугольным камнем обороны Запада».
Безусловно, стороны придут к взаимопониманию по НАТО, нуждающемуся, и, по мнению Мэй, в «реформе и обновлении», и от которого США, разумеется, тоже не откажутся, а также по Ирану.
«Лидирующая роль Америки в НАТО — при поддержке Британии — должна быть центральным элементом, вокруг которого построен альянс», — указала Мэй.
Кстати, Трамп уже готовит почву для того, что выполнит не все свои предвыборные обещания. Похоже, что, прежде всего, он имел в виду Иран, потому что ядерная сделка с этой страной имеет международный характер, и как бы в столь милом сердцу Трампа Израиле в этом не были заинтересованы, он не сможет заставить ведущие европейские страны и Россию отказаться от нее.
Трамп предупредил, что сдержит столько обещаний, сколько сможет, добавив, что политика — это трудная вещь и искусство возможного, а осуществить все задуманное ему мешают политические противники.
«Иногда обещаешь что-то и по каким-то причинам не можешь сделать это, поскольку на другой стороне есть оппозиция, которая делает это невозможным», — признал президент США в интервью Fox News.
Впрочем, Мэй обнадежила Трампа тем, что она против «пагубного влияния» Ирана на Ближнем Востоке, пообещала британское участие в борьбе с запрещенным в России ИГИЛ*, «радикальными исламистами», которых Трамп считает «абсолютным злом», а также выступать за безопасность Израиля.
А как же Европа?
Любопытно, что Мэй понимает американо-английское лидерство в мире, от которого не отказывается, как, прежде всего, идеологическое, как некий пример, к которому будут стремиться все, кто этого желает. Она указала при этом на необходимость «держаться вместе», защищать и продвигать «наши интересы» и «ценности», и что это будет «настолько же важно, как всегда».
Весьма показательно, что среди «друзей и союзников в демократических странах», которых США и Британия должны защищать, Мэй упомянула Израиль и страны Балтии, Украину, естественно, нет.
Весьма показательно, что стремление к превращению в «Глобальную Британию» и укреплению особых отношений с США, прежде всего, в экономической сфере, Лондон не хочет омрачать скандалом в Европе путем отказа от своих обязательств в рамках договоров ЕС. Об этом заявил в Брюсселе министр финансов Британии Филип Хаммонд. Он предупредил, что Лондон будет «точно им следовать».
В Брюсселе давно заявляют, что Лондон может обсуждать торговые соглашения с любыми странами, не входящими в ЕС, но не имеет права заключать их, пока не выйдет из сообщества. Таким образом, скорее всего, у Трампа не получится заключить с Британией взаимовыгодное торговое соглашение в течение 90 дней.
В лучшем случае, речь может идти о некоем рамочном договоре и снятии определенных торговых барьеров. Тем не менее теперь уже окончательно ясно, что Британия не станет ни одной лишней минуты задерживаться в ЕС и может ускорить расставание со своими европейскими партнерами, если американцы предложат ей действительно выгодные условия.
Шутка профессора Маллока
Вполне вероятно, что речь может идти не только о получении банальной выгоды обеими сторонами, но и о стратегической операции: эвакуации Британии с европейского «Титаника», пока тот не пошел ко дну. Крайне любопытно, что наиболее вероятный кандидат Трампа на пост посла США при Евросоюзе профессор Тед Маллок выразил уверенность в интервью BBC, что евро «развалится» в течение ближайших полутора лет, а за ним может последовать и сам ЕС.
В отличие от Хаммонда он уверен, что Британия могла бы заключить с США «удовлетворительный для обеих сторон» торговый договор в течение 90 дней. Он также полагает, что «чистый» или «жесткий» Brexit является для Лондона самым предпочтительным вариантом, поскольку как только Британия выйдет из общего рынка и таможенного союза, она сможет игнорировать «брюссельскую бюрократию» и заключить с США нужный ей торговый договор.
Профессор заявил, что эта ситуация настолько же абсурдна, как и попытки «обманутого мужа запретить своей жене посещать любовника».
По мнению Маллока, американо-британское торговое соглашение не будет подписано в Вашингтоне в эту пятницу, «но может быть заключено рамочное соглашение, которое позволит назначенным людям начать переговоры за закрытыми дверьми, и на это может уйти всего 90 дней».
Профессор не сомневается, что результаты предстоящих в этом году выборов в Нидерландах, Франции и Германии могут нанести серьезный удар по ЕС, и он совсем не уверен, что эта структура вообще сохранится в будущем. Маллок подтвердил, что Трамп «настроен резко негативно по отношению к наднациональным организациям, он предпочитает двусторонние отношения с независимыми странами».
Трамп действительно неоднократно говорил об этом. И если он пошлет Маллока послом в ЕС, то это будет означать, что он не верит в эту структуру и не хочет, чтобы она существовала. Ставка будет делаться не на ЕС, а на индивидуальные европейские страны и, прежде всего, союз с Британией. Мечта Черчилля о единстве англоговорящих стран воплощается в жизнь. Его бюст в Овальный кабинет Белого дома действительно вернулся не зря.
Читайте также: Администрация Трампа не может запомнить, как зовут премьера Британии
Царьград
* запрещенная в РФ террористическая группировка
Источник - Русская весна