Новость из категории: Николаев

Русская цивилизационная школа: от Константина Аксакова и Николая Данилевского до Александра Панарина и Патриарха Кирилла

Русская цивилизационная школа: от Константина Аксакова и Николая Данилевского до Александра Панарина и Патриарха Кирилла

ЛЕПЕХИН Владимир
Текущий год — уникальный в части формирования и укрепления в России особого гуманитарно-исследовательского тренда, именуемого нами «цивилизационным». И дело не только в том, что этот год предваряет 150-летие со дня выхода в свет классического труда выдающегося российского историка и социолога Николая Данилевского «Россия и Европа», ставшего основой всех последующих изысканий российских и зарубежных ученых в области цивилизационной теории и методологии, но и в том, как складывается сегодня геополитическая ситуация в России и мире.
Эта ситуация требует от Российской Федерации адекватного ответа на все более многочисленные внешнеполитические и иные (глобальные и цивилизационные) вызовы и угрозы. С моей точки зрения, адекватный ответ на эти угрозы может быть сформирован только на основе «цивилизационного подхода» к анализу происходящих сегодня в России и мире процессов.
Более того, полагаю, что именно в текущем году и именно в РФ «цивилизационный подход» в изучении и анализе различных социокультурных и политэкономических (как глобальных, так и региональных) процессов станет базовым и самым перспективным интеллектуальным трендом. И он же станет ключом к формированию в нашей стране новой национально-ориентированной идеологии, направленной на реальное развитие России как суверенного «государства-цивилизации». Только опираясь на этот подход можно дать ответы на фактически все волнующие сегодня граждан РФ вопросы текущей политики, управленческой практики и жизнедеятельности нашего государства как таковой.
Но не буду углубляться в проблемы современных идеологий. Мой краткий доклад посвящен более узкой и специальной теме. Это тема реально существующей, хотя и пока организационно не оформленной «Русской цивилизационной школы» (РЦШ) — такого сообщества и такого направления в российских гуманитарных науках, в соответствии с которыми мир видится многополярным; главными же субъектами этого многополярного мира видятся не две сверхдержавы (как это было во второй половине 20 века) или же «исключительное» государство (как считает сегодня американский истеблишмент), но 5-6 континентальных цивилизаций.
Арнольд Тойнби назвал их локальными. С учетом же особенностей русского языка, в котором термин «локальный» переводится как «местный», «региональный», я предлагаю называть ведущие субглобальные, континентальные цивилизации мира трансрегиональными.
Русская цивилизационная школа де факто существует более полутора веков; как минимум, — с того момента, когда выдающийся русский мыслитель Николай Данилевский в своей книге «Россия и Европа» [1] сформулировал понятие «культурно-исторического типа», дал системное описание изначальных цивилизационных признаков-паттернов славянско-православной цивилизации и проанализировал различия между русско-российскими цивилизационными основаниями и аналогичными основаниями романо-германской цивилизационности.
Чуть позже (в 1874-75 гг.) другой известный русский мыслитель Константин Леонтьев издал книгу «Византизм и славянство», исследовав корни славянской и российской цивилизационности и обнаружив их в Византийской империи и подлинном христианстве, каким он считал православие.
Данилевский и Леонтьев стали, как я полагаю, пионерами «цивилизационного подхода» в исследовании российской жизни и всемирного бытия. Впрочем, задолго до названных выше фундаментальных трудов Николая Данилевского и Константина Леонтьева, еще в 1852 году один из основателей славянофильства Константин Аксаков пишет работу «О древнем быте славян вообще и русских в особенности...», [3] и сегодня сохраняющую свою методологическую актуальность.
К родоначальникам цивилизационного подхода в гуманитарных науках следует причислить и других славянофилов первой половины 19 века (Михаила Погодина, Алексея Хомякова, Ивана Киреевского и т. п.), подметивших самобытность, самодостаточность и духовность славянско-православного мира и, тем самым, подготовивших почву для серьезных исследований славянства и русскости как феноменов, имеющих ярко выраженный цивилизационный характер.
Цивилизационные особенности Руси-России подчеркивали в своих трудах великие историки Николай Карамзин и Василий Ключевский.
С тех пор несколько десятков, если не сотен российских мыслителей (философов, историков, социологов, экономистов, писателей и проч.) обогатили цивилизационный метод познания сущего новыми открытиями и теоретическими конструктами, совокупность которых так или иначе завязана на видение мира в контексте жизнедеятельности, развития и конкуренции различных цивилизационных образований.
К числу эксклюзивных конструктов, обогативших понимание России как уникальной, ценностно-ориентированной страны-цивилизации, как союза многих наций, религий, культур, сословий и экономических укладов вокруг образа жизни и уклада, прежде всего, русского народа, можно отнести книги самого национального и самого философского нашего писателя — Фёдора Достоевского, который в своих произведениях довольно органично описал Россию, как истинно христианскую (православную) цивилизацию, а русский народ приравнял к «народу-богоносцу», миссия которого состоит в том, чтобы указать человечеству путь к спасению.
К оригинальным российским философско-мировоззренческим конструктам, вне всякого сомнения, следует отнести работы одного из основателей славянофильства и русофильства Алексея Хомякова («Колумба, открывшего Россию» — по утверждению Василия Розанова), в первую очередь, его «Записки о всемирной истории», [4] в которых он ставит проблему смысла истории различных народов1 и подчеркивает такую особенность русской действительности, как община, и такой сущностный и системообразующий признак Русской православной церкви (основы национальной идентичности русских), как соборность.
К оригинальным цивилизационно и ценностно-ориентированным концепциям в отечественной философии следует отнести также некоторые работы философа Владимира Соловьева с его, по сути, космоцентрической интерпретацией концепции Богочеловечества и идеей особой «теократической миссии» России, труды известного богослова и экономиста Сергея Булгакова с его учением о Софии Премудрости Божьей и чрезвычайно актуальной сегодня идеей Земли-Богородицы, а также работы философа и публициста, «органициста» и антилиберала, последователя Леонтьева и Достоевского, постоянного автора сборников «Русское слово» и «Русский вестник», этакого «русского Фрейда» Василия Розанова с его космоцентрическим взглядом на проблемы личности, семьи и пола.
К Русской цивилизационной школе можно отнести еще одного «космиста» — оригинального философа-футуролога и педагога Николая Федорова, а также самого яркого представителя русского экзистенциализмa, а главное — автора оригинальной и проправославной философской концепции свободы Николая Бердяева.
Национальным достоянием России, вне всякого сомнения, являются такие оригинальные русские философы и богословы (чья уникальность предопределена цивилизационными масштабами и православными этическими основаниями российской гуманитарной мысли), как автор концепции «универсального разума» Сергей Трубецкой, специалист по русско-российскому средневековью Георгий Федотов, ведущий представитель русского интуитивизма Николай Лосский, основоположник «неопатристического» синтеза в православном богословии Владимир Лосский, один из основателей русской аксиологии Борис Вышеславцев и проч.
У автора этих строк нет никаких сомнений, что русская философия (в особенности с середины 19-го и до середины 20 века) — одна из трех великих мировых философий, наряду с немецкой и французской.
Другое дело, что всемирное значение этой философии в 20 веке было придавлено марксизмом и антикоммунизмом, а в 21 веке игнорируется либо всячески принижается либералами-западниками и глобалистами. Полагаю, что граждане РФ обязаны знать собственную историю (пришло время), в том числе — историю отечественной гуманитарной мысли.
В представленном выше ряду оригинальных отечественных мыслителей нельзя не отметить и некоторых выдающихся российских экономистов (в первую очередь, автора политэкономической «теории трудящихся» и концепции «общинного социализма» Николая Чернышевского, теоретика коммунитарных хозяйств и кооперативного движения Александра Чупрова, сторонника концепции «государственного социализма» Ивана Янжула, экономического «народника» Василия Воронцова, основателя тектологии — науки об организационных процессах Александра Богданова, экономиста с мировым именем и автора оригинальной «социальной теории распределения» Михаила Туган-Баранвского, считавшего главным мерилом экономической эффективности ценность человеческой личности и его знаменитого ученика Николая Кондратьева, «крестьяноведа» и автора категории «моральная экономика» Александра Чаянова и многих других), рассматривавших российскую экономику с цивилизационных и антропоцентрических позиций.
Цивилизационный подход, истинный гуманизм, антропоцентризм духовно-нравственного и социально-ориентированного (солидарного) типа, православно-объективистская аксиология, созидательный традиционализм, космоцентризм, теория суверенного развития, концепция особого (цивилизационного и созидательного) типа хозяйствования, народничество — эти и некоторые другие эксклюзивные концептуальные элементы отечественной гуманитарной науки были характерны для трудов некоторых русско-российских мыслителей и в советское время.
К числу выдающихся ученых с мировым именем, ориентирующихся на цивилизационный подход в своих исследованиях и научной деятельности, следует отнести ряд евразийцев первой половины 20 века во главе с Николаем Трубецким [5] и академика АН СССР Владимира Вернадского с его концепцией ноосферы. Здесь же — еще один академик АН СССР и математик с мировым именем, развивавший концепцию влияния на ноосферу антропогенных факторов Никита Моисеев, выдающийся советский историк и этнолог Лев Гумилев с его знаменитыми исследованиями и гипотезами евразийского (цивилизационного) этногенеза, плюс известный советский экономист и тоже академик АН СССР и РАН Леонид Абалкин.
Полагаю, что к этой категории отечественных мыслителей следует отнести выдающегося писателя и философа Александра Зиновьева с его анализом сущностных характеристик западоцентричного «сверхобщества» и «сверхвласти», философа Михаила Мчедлова — автора уникальных для своего времени книг — «Социализм — становление нового типа цивилизации» (1980 г.) и «Российская цивилизация» (1998 г.) и многих других.
Этот ряд славных имен пополнил в начале нулевых годов 21 века Александр Сергеевич Панарин, главными заслугами которого являются восстановление утраченного в период господства в СССР квазимарксистской философии цивилизационного метода познания, а также системная и последовательная реактуализация им цивилизационной (оригинальной русско-российской) парадигмы в гуманитарных исследованиях. [6]
В период тотального перехода постсоветской и постмарксистской гуманитарной науки на рельсы западного модернизма и постмодернизма на рубеже 20-21 вв. Александр Панарин стал тем мыслителем, который предложил российским философам обратиться в своем творчестве к русским и российским национальным истокам. К тому, о чем еще в 1852 году писал Константин Аксаков (его цитату я приводил выше).
Сегодня мы понимаем, что 99% советских «ученых» прошли мимо цивилизационной темы (большая часть из них впоследствии перешла с позиций догматического марксизма на позиции не менее догматического неолиберализма). В то время как Александр Панарин и некоторые другие российские цивилизациологи оказались правы: в наши дни цивилизационная парадигма не просто вновь востребована; она начинает теснить в российском интеллектуальном пространстве чуждые и враждебные России политфилософские концепции и парадигмы Карла Поппера, Иммануила Валлерстайна, Фрэнсиса Фукуямы, Сэмюэля Хантингтона, Макса Мора, представителей «калифорнийской идеологии» и многих других американоцентричных исследователей и гуру современного глобализма, предлагавших и предлагающих свои услуги «избранным».
Под «многими другими» отечественными цивилизациологами я понимаю всех тех российских исследователей, кто независимо от Александра Панарина или в сотрудничестве с ним пришел к пониманию того факта, что Россия — не просто одно из двухсот с лишним государств планеты, но страна-цивилизация. Стало быть, единственно возможным адекватным (имманентным) состоянием-бытием современной России может быть именно цивилизационное бытие, вмещающее сущности и феномены не только Российской Федерации как государства, но и ряда иных субъектностей, находящихся за пределами государственных границ России. В частности, — сущности и феномены общности тех нескольких десятков миллионов граждан России и русскоязычных, что оказались за рубежами РФ по итогам распада СССР или вынужденной эмиграции, но продолжают сохранять русские, российские или же постсоветские идентичности.
При этом РЦ — это не только обширная география, специфический (условно — северный) экономический уклад и масштабная совокупность различных этнокультурных достояний. Взгляд на Россию как на страну-цивилизацию предполагает также целостность всей её истории, из которой нельзя изъять ни один кирпич: ни дохристианский её период, ни время советской власти, ни периоды смут, революций и «перестроек».
Сегодня мы можем говорить о том, что «Русская цивилизационная школа» — это реальность. Мы видим в истории русско-российской цивилизационной мысли десятки выдающихся имен — от Аксакова, Хомякова, Леонтьева и Данилевского до Александра Панарина и святейшего патриарха Кирилла, а также некоторых наших современников. [7]
Мы отчетливо различаем концептуальные основы трудов и теорий представителей этой школы — то общее, что объединяет отечественных мыслителей, обладающих цивилизационным видением. И это общее основано, как минимум, на двух эксклюзивных чертах отечественной цивилизациологии: во-первых, на её отчетливой аксиологичности (ценностном подходе) и, во-вторых, на её особом (не западном, но и не восточном) отношении к антропофактору.
Одним из важнейших элементов «Русской цивилизационной школы» уже в наше время, вне всякого сомнения, является альма-матер большинства российских мыслителей-цивилизационщиков (включая Александра Панарина) — Московский государственный университета имени М. В. Ломоносова и, конкретно, его философский факультет. Здесь сегодня работают (продолжая линию А. С. Панарина) профессор, доктор философских наук Валерий Расторгуев и его коллеги. Здесь же, на философском факультете МГУ автор этих строк защитил первую в России диссертацию, посвященную ценностям российской цивилизации. [8]
Сегодня к Русской цивилизационной школе можно отнести также действующих членов Совета при Президиуме Российской академии наук по культурному и природному наследию, созданного в свое время академиком РАН Дмитрием Лихачевым и, в первую очередь, — культуролога и литературоведа Евгения Челышева и известного российского экономиста и математика Георгия Клейнера.
Цивилизационные исследования, а также реализация различных интеграционных проектов с позиций цивилизационного и ценностного подходов являются приоритетными и в работе Института ЕАЭС с момента его основания в 2010 году. В частности, в 2015 году на базе этого Института был сформирован научный коллектив, подготовивший первый и пока единственный учебник (сборник лекций для вузов) по евразийству и «евразийской цивилизации». [9]
Аналогичными (цивилизационными) исследованиями занимается сегодня и Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. 15-16 мая 2018 года Институт наследия провел в Государственной думе РФ научно-практическую конференцию, в ходе которой были представлены более 30 докладов по цивилизационной проблематике. Это ли не свидетельство формирования в российских гуманитарных науках сверхперспективного тренда, каким являются различные цивилизационные исследования?
Все более актуальным и значимым становится участие в разработке и продвижении цивилизационной темы аналитиков Экспертного центра Всемирного русского народного собора [10] и некоторых других представителей ВРНС и Русской православной церкви, включая, к примеру, митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия и лично святейшего патриарха Кирилла.
Для участников проектов ВРНС и РПЦ не является секретом, что святейший патриарх Кирилл начиная, как минимум, с XI-го Собора (2011 г.), каждый свой доклад на Соборе посвящал цивилизационной теме. [11] Нельзя также не обратить внимание на одну из последних книг святейшего под названием «Подумайте о будущем человечества», выпущенную издательством Московской патриархии РПЦ в текущем году. [12]
В ней патриарх Кирилл пишет, в частности, о духовных и нравственных основаниях российской цивилизации, о христианских и православных ценностях как важнейшем основании русской и российской цивилизационности, раскрывая содержание понятия «традиция» и справедливо отмечая, что «Цивилизация есть вместилище традиции... Традиция — это способ передачи ценностей, лежащих в основе цивилизации». [13]
Очевидно, что патриарх Кирилл в своих выдающихся философских трудах и проповедях продолжает и развивает ту мыслительно-мировоззренческую линию, которая проходит красной нитью через творчество многих других, названных выше великих русских философов 19-20 веков. Я имею в виду, в первую очередь, ту особую аксиологическую нить, которая представляет собой сплав православной этики и русского национального, патриотического мировосприятия и самосознания.
Полагаю, что православная этика столь благородна, столь праведна, что любой, кто исповедует православную веру, не может не любить свое Отечество. Вот почему при начавшемся в последние годы развороте российской элиты к осознанию подлинно национальных интересов растущее в ней чувство патриотизма неизбежно сопровождается нравоискательством и Богопочитанием.
В завершение отмечу, что сформировавшаяся в России «Русская цивилизационная школа» — это важнейшее на сегодня достояние всей отечественной философии. Это серьезное интеллектуальное достижение двухсотлетнего развития в нашей стране философской и гуманитарной мысли, являющееся мощнейшим фактором и основанием дальнейшего развития РФ и российской цивилизации как таковой.
Именно в таком контексте следует рассматривать сегодня творчество Александра Сергеевича Панарина и других современных российских мыслителей цивилизационного направления. Только в таком контексте можно понять истинное значение панаринских трудов и непреходящую роль этого мыслителя и других российских ученых-цивилизациологов в развитии отечественной и мировой гуманитарной науки.
Лепехин Владимир Анатольевич, кандидат философских наук, директор Института ЕАЭС
[1] Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М.: «Книга», 1991. — 576 с.

[2] Леонтьев К. Н. Византизм и славянство. — М.: Имп. общество истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. — 132 с.

[3] Аксаков К. С. О древнем быте славян вообще и русских в особенности на основании обычаев, преданий, поверий и песен«. — М., 1852, 97 с. // Эл. доступ: http://bibliomo.ru/catalog/9890/viewer/

[4] Хомяков А. С. Записки о всемирной истории. // Полное собрание сочинений, тома 5-8. — Эл. доступ: http://metaparadigma. ru/xomyakov-a-s-polnoe-sobranie-sochinenij/

[5] См. Трубецкой Н. С. «Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока». Берлин, 1925, 60 с.

[6] Главные труды А. С. Панарина:

Искушение глобализмом. — Эксмо-Пресс, 2002. — 416 с.

Православная цивилизация в глобальном мире. — Алгоритм, 2002. — 496 с.

Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. — М., Логос, 1998. — 389 с.

[7] Среди современных исследователей проблем развития российской цивилизации следует назвать В. Н. Расторгуева, В. А. Лепехина, А. Б. Рудакова, В. В. Тимакова, С. Г. Волобуева, А. В. Посадского, М. М. Мчедлову, Т. В. Беспалову, Е. П. Челышева, В. Ю. Бельского, А. Л. Золкина, Е. А. Когай, Д. Е. Муза, о. Дмитрия Лескина, В. Ф. Шаповалова, В. Э. Багдасаряна, Я, В. Чеснова, В. В. Ильина и многих других российских ученых.

[8] Лепехин В. А. Антропологический подход в исследовании проблемы сущностных признаков российской цивилизации: диссертация кандидата философских наук: 09.00.13 / [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. — Москва, 2015. — 193 с.

[9] Лепехин В. А., Курс лекций «Евразийство и евразийская интеграция: истоки, основы, принципы, проблемы и перспективы». // Центр развития социально- гуманитарных проектов. — Москва: НФСП, 2016. — 60 с.

[10] См. Тимаков В. В., Рудаков А. Б. Русская программа: формула и цель нашей цивилизации. — Тула, Аквариус, 2015. — 160 с.

[11] См. документы и материалы съездов ВРНС. — Эл. доступ: https://vrns.ru
[12] См. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Подумайте о будущем человечества. — М., Издательство Московской патриархии РПЦ. 2018, 159 с.

[13] Там же, с. 5-6.


Источник - Русская весна (rusnext.ru)

Комментарии

Интересные новости

Новости из сети Интернет

Похожие новости