Пора заканчивать гражданскую войну: о Поклонской и иконе Николая Второго
Прокурор Крыма Наталья Поклонская удивила всех, выйдя на шествие «Бессмертного полка» с иконой Николая Второго. Как можно трактовать этот странный для одних и вдохновляющий для других жест?
В адрес Поклонской тут же, разумеется, посыпались насмешки и обвинения, из которых слова «наследная принцесса» были еще самыми мягкими. Но, по моему мнению, насмешники глубоко ошибаются — мы стали свидетелями выразительнейшего Поступка, символический и духовный смысл которого только предстоит осознать.
Главный вопрос: может ли лик Царя присутствовать в числе воинов «Бессмертного полка»? По мнению Натальи Поклонской (и моему также) — безусловно!
Дадим слово самой Поклонской, так объяснившей свои действия: «В прошлом году, когда мы накануне Дня Победы посещали ветеранов, один из них рассказал мне историю. Они с товарищем попали в передрягу, и ему было видение царя Николая Александровича, который помог ему спастись.
И ветеран просил меня, чтобы по возможности Николай II тоже принял участие в „Бессмертном полку“. Вот это пожелание мы и выполняем».
Это и будет финальной точкой для наших рассуждений, а начнем мы с того, о чем многие либо не помнят, либо предпочитают забывать: Николай Второй был главнокомандующим русской армией в первой фазе Мировой войны. Да, достаточно посмотреть на события первой половины 20 века, учитывая все факты, и станет ясно, что Мировая война, инициатором которой был агрессивный немецкий национализм, началась в 1914 году, а закончилась в 1945, прерываясь на «тактическую перегруппировку» сил сторон.
В Красной армии во время Великой Отечественной служила огромная масса пожилых солдат, воевавших еще в Первую Мировую. По сути дела, икона царя — это и знак уважения к ним, бывшим солдатам армии Императорской России, начавшей долгую и трудную борьбу с германской экспансией, завершать которую пришлось уже большевикам.
Далее, Поклонская несла не портрет или фотографию, а именно икону святого царственного мученика Николая. Это, вкупе с объяснением Натальи о чуде, совершившемся с ветераном, переводит нас уже в духовную сферу. На какое шествие православные люди ходят с иконами? Конечно же, на Крестный ход. Именно Крестным ходом — выражением благодарности, любви и почитания — и стала в некотором роде акция «Бессмертный полк».
Появление икон святых в рядах «Бессмертного полка» логически завершает наше представление о единстве России исторической, России земной и Небесной, России всех мертвых и живых, России вечной. Нет смысла отрицать, что Великая Отечественная война стала самой страшной в истории нашей Родины. Победа в ней далась практически чудом — много раз, и под Москвой, и под Сталинградом, все, казалось, висело на волоске.
Не оспаривая беспримерного мужества и стойкости русского солдата, все же не стоит списывать со счетов и то, что в бесконечном потоке военных событий нам то и дело «везло» чуть больше, чем противнику. Конечно, войну выиграли далеко не одним везением, а тяжелейшим трудом, умением, храбростью и кровью, но… не помоги святой царь Николай тому ветерану, не пришлось бы Наталья Поклонской с ним сейчас беседовать.
За Россию и ее воинство молилась огромная Небесная Рать русских святых, и Победа стала общим делом земных и небесных воинов. Наталья Поклонская сделала замечательный символический и духовный Жест, который так нужен всем нам — русским патриотам, порой зацикливающимся на исторических разногласиях.
Она — как и всякий православный человек — имела полное право выйти с портретом святого Царя, так как каждый святой является для верующего человека духовным наставником, заступником и, в конечном счете, отцом. В этом смысле, Поклонская (как, впрочем, и каждый из нас) и в самом деле «наследная принцесса» — в высоком смысле этих слов, как наследница нашей духовности, единства поколений и общей Победы нашего государства.
Кстати, немаловажно, что не так давно Поклонская с юридической точки зрения опровергла законность отречения Николая Романова от престола. Это — еще один знак того, что никакого разрыва между Той и Этой Россией нет, это все одна страна с одним тем же народом, у которого едины все беды и победы, вне зависимости от цвета знамен и формы гербов.
То, что лик Царя, наконец, присоединился к числу воинов-победителей — символ того, что длящуюся уже сто лет гражданскую войну между «красными» и «белыми» пора заканчивать. У нас — у всех, любящих Россию — одна на всех Победа. Эта Победа примирила тех, кто до этого сражался по разные стороны баррикад.
Именно это пытается донести до нас хрупкая женщина со стальным духом Наталья Поклонская. Нет никакого смысла сейчас зарываться в самолюбивые дискуссии, кто был тогда «самым правым» и «наибольшим патриотом» — исторические диспуты почему-то так взволновывают тех, кто в них с жаром участвует, что у них уже не остается сил для единства с идейными оппонентами для противостояния актуальному, все еще коварному и сильному, врагу.
Поклонская во время «Крымской весны» зарекомендовала себя как исключительно отважный человек. Согласиться занять тогда пост прокурора Крыма — это было не синекурой, а поступком, подразумевающим смертельный риск. Тем не менее, у этой хрупкой женщины, уже испытавшей в своей жизни жестокие столкновения с криминалом, нашлись моральные силы принять на себя ответственность за этот пост.
И выйдя на «Бессмертный полк» с портретом Царя она тоже, почти наверняка, знала, что поступая так, раздражает очень многих — и, тем не менее, поступила согласно своим принципам. Мы должны быть благодарны ей и за ее мудрость, и за ее мужество.
Григорий Игнатов, Журналистская Правда
Источник - Русская весна