«Бессмертный полк» встал на страже русского единства
Редко когда удается наблюдать рождение традиции — но сейчас буквально на наших глазах появляется новый обычай.
«Бессмертный полк» уже второй год подряд собирает миллионы людей, и уже можно говорить о том, что эта акция становится народной в истинном смысле этого слова. Празднование Дня Победы не просто получает новую форму, но и обретает совсем новое, важное для страны значение.
Придуманная в Сибири (сначала в Тюмени, а потом в Томске) акция впервые вышла на общенациональный уровень в прошлом году, когда отмечалось 70-летие Победы.
Но именно в этом году, когда по всей России в «Бессмертном полку» прошли несколько миллионов человек, стало окончательно понятно, что родилась новая традиция.
Еще в прошлом году акцию поддержал Кремль, но Владимир Путин несколько раз специально проговорил, что не должно быть никакого официоза, никакого огосударствления идеи. Это народная инициатива, и она должна оставаться такой, как бы ни хотелось политикам и чиновникам «прислониться» к ней.
Путин как никто другой знает все недостатки, пороки и слабости как бюрократической машины, так и рыночных политтехнологий — и понимает, что даже исходя из лучших побуждений можно зарегулирировать и засушить самое благое дело.
А «Бессмертный полк» нуждается только в одном — чтобы его не трогали. Ему не надо помогать (в смысле — направлять), он сам может помочь нам всем. То есть мы сами можем помочь друг другу — соединившись в один народ, растоптав все попытки рассортировать, рассорить и расколоть нас.
Это главное ожидание от «Бессмертного полка»: он дает России надежду на будущее, потому что соединяет нас с нашими предками.
Мы и так были едины с ними?
Да, в своих семьях — но уже не в родах, которые распались в городах. А без родов, без большой общины нет общего — нет и народа. Да и семья все меньше, все автономней от двоюродной, троюродной родни, от соседей, от окружающих ее людей. Где тут скрепы для сохранения чувства общей причастности к единому целому, где место для народа?
Да и развал страны, и жульническая смена принципов организации общества и экономики, и девальвация понятий о добре и зле — все работало против сохранения русскими своей самости и осознания себя единым народом.
Каждый сам за себя, где хорошо, там и Родина, не обманешь — не проживешь. Все эти деструктивные для русского кода «принципы» активно внедрялись «самой жизнью», а на самом деле узким слоем тех, кому выгодно было закрепить свое положение «новой аристократии», новой «элиты».
Но было возвращение Путина в Кремль в 2012-м, и был Крым — и колесо русской истории выехало из болота «цивилизации потребления» и вымирания. Русская цивилизация вернулась на свой путь, отказавшись от подражания другим — за что тут же получила обвинения в том, что от нее «исходит угроза миру».
И тут появился «Бессмертный полк» — не столько как напоминание о том, что нас не напугаешь, сколько помощь нам от нашего главного богатства. Нашей истории — и как страны, и как семей, и как народа.
Память о предках, воевавших за Родину, победивших, погибших и выживших в той войне, стала тем якорем, тем корнем, держась за который русские снова осознали свою общность — поверх материального и социального расслоения, вкусов и политических взглядов, отношения к социализму и Путину.
Это продолжение русской весны, продолжение Крыма, продолжение русского преображения — период постсоветской смуты действительно заканчивается. Осознается, ощущается, начинает формулироваться в массовом сознании образ будущей России. Еще не конкретные чертежи, лишь контуры, но главное, что найден общий для всех угол зрения, точка, с которой можно прозревать будущее.
Это память о предках, у которых была Победа 45-го — личная память каждой семьи и общий праздник для всех. Это переплетение личного и общего возвращает силу русскому народу — потому что поодиночке русские не выживают, не живут.
Последние четверть века люди отвыкали даже от надежды на общее дело. Коммунизм как цель отменили, страну развалили, впереди лишь «каждый выживает самостоятельно». Упадок сил и настроения русских был связан и с тем, что в 90-е годы всю нашу историю умудрились выставить в черном цвете — а что есть история твоего народа и твоей страны, как не продолжение истории твоего рода, твоей семьи?
Прошлое позорно, настоящее убого, будущее беспросветно — народ готовили к вымиранию. Но народ сопротивлялся — и победил. Эта первая победа была одержана над самоуничижением — которое, как известно, паче гордости.
Русские поняли, осознали, что они не хуже других, просто другие. И исчез морок чужебесия (а давайте мы станем все французами), и начала возвращаться уверенность в собственных силах. И стали открывать для себя свою историю — страны, рода, семьи.
И увидели ту силу, которую никто не победит, если она сама себя не уничтожит, ту скромность, которая врожденная, ту честь и достоинство, которые не сыграешь. Увидели в своих предках, многих из которых и застали лишь на фотографиях. Тут уже неважно, какими конкретно были наши деды и прадеды. Важно, что мы признали их превосходство над нами и осознали свой долг перед ними.
Каждое поколение считает себя умнее, лучше и интересней предыдущих — это закон человеческой природы. Что уж говорить о поколениях, живущих в «эпоху великих перемен» — тут столько возможностей открывается.
Но по факту все три нынешних взрослых поколения, вне зависимости от личного успеха или неудач конкретных людей, оказались в положении проигравших. Именно потому, что при них развалилась страна, и русские оказались самым большим разделенным народом в мире — и все понимали, что это наша общая вина перед предками. Не уберегли, не сохранили, попустили. Это рождало жажду реванша.
Но русские не мстительный народ, да и кому персонально мстить? Горбачеву, олигархам, США? Все они, конечно, сыграли свою роль — но и сам народ чувствовал свою вину за то, что дал «цыганам» увлечь себя на «поле чудес».
Восстановление, возвращение русских в историю (собственную — а значит, и мировую) должно было начаться с осознания заслуг предыдущих поколений. И главной их заслуги — сохранения России от нашествия «пол-Европы».
От понимания их подвига рождается и уважение к их взглядам, и более пристальное внимание к их ценностям — и осознание того, что это не их, а твои, то есть вечные ценности. Общие для всех живущих с тобой рядом сейчас и живших до тебя — для твоего народа в прошлом и будущем.
И тогда появляется общее дело, чувство локтя, память о прошлом дает возможность увидеть будущее — и снова есть единый и неделимый русский народ. Который и Донбасс, и Сирия, и Восточный, и справедливость, и Арктику с нанотехнологиями — все, что захочет, сделает.
Если у него будет единая цепь от предков к потомкам, если портрет прадеда будет в руках у первоклашки — и каждый может стать рядом с другим, таким же, как он.
Вот поэтому «Бессмертный полк» — это настоящее народное движение: потому что своим ходом оно приводит в движение русский народ.
Который сделал День Победы еще и днем народного единства. Разорвать которое теперь не под силу никому — и так смешны попытки хоть к чему-то прицепиться в «Бессмертном полку». Самой громкой в этот раз стала история с прокурором Крыма Натальей Поклонской — она несла икону царственного великомученика Николая Второго, что вызвало ехидные комментарии в духе «Он что, ее дедушка?» и «Какое отношение царь имеет к Победе 1945?». Даже не вдаваясь в уточнения, которые дала сама Поклонская, рассказавшая о том, что выполняла просьбу ветерана, нужно отметить главное.
Смысл «Бессмертного полка» в единстве нас с нашими предками и нашей историей, и Великая Отечественная неотделима от Первой мировой, чьим прямым продолжением она стала.
Если бы Николая Второго, главнокомандующего русской армией, не заставили отречься от престола (а главным побудительным мотивом для него было именно то, что он не хотел, чтобы его фигура мешала достижению победы), то и первая война была бы Россией выиграна, и второй бы, скорее всего, не было. Николай заплатил жизнью за то, чтобы победить немцев — и не его вина, что этой победы пришлось ждать еще почти три десятилетия.
И народ, который чтит и помнит своих предков, воевавших в Великой Отечественной, точно так же чтит и своих предков, воевавших в Первой мировой.
И никогда не забудет имен двух главнокомандующих в этих войнах: Николая Второго и Иосифа Сталина. Их даже титуловали в военное время одинаково — вождями. И именно поэтому, когда бьют по ним, нужно понимать, что целятся в народное единство — не дать сшить русскую историю воедино, разделить нас на красных и белых, стравить и победить.
То есть целят в нашу Победу — на страже которой теперь стоит «Бессмертный полк». То есть все мы.
Источник - Русская весна