Битва за Балканы: Македонский президент оказался американским шпионом
На референдуме 6 сентября Георге Иванов заявил о необходимости вступления Македонии в НАТО. Генеральный секретарь североатлантического альянса призвал македонцев принять соглашение о смене названия государства, и войти в состав оборонной организации.
Однако Брюссель и Вашингтон не особо желают принимать Западные Балканы в состав своей коалиции.
Обновленный и активизированный подход, означающий возвращение ЕС на Западные Балканы, впервые был представлен в новой «надежной перспективе расширения и активизации взаимодействия ЕС с западными балканцами».
Для тех, кто не знаком с семантической акробатикой, которую Евросоюз часто использует для освещения фактов с отсутствием содержательного контента, этот документ можно было бы интерпретировать как не только возвращение ЕС на Западные Балканы, но и довольно существенный сдвиг в положительную сторону в подходе к региону.
Решение Болгарии сосредоточить свое председательство в ЕС на Западных Балканах заслуживает похвалы, однако раздор между государствами-членами над содержанием новой стратегии сумел бросить тень на этот вопрос.
Первый саммит Евросоюза по Западным Балканам со времени знаменитого саммита в Салониках в 2003 году, в котором была сформулирована европейская перспектива для региона, был омрачен довольно бессмысленными спорами между государствами-членами относительно динамики расширения, изложенного в стратегии.
Хотя некоторые государства-члены утверждали, что ни одна из стран не может реально отрабатывать вопросы к установленным срокам, другие утверждали обратное, желая быстрее ускорить интеграцию.
Из этого, в конце концов, последовало публичное прекращение уже очень неопределенного обязательства ЕС по отношению к Западным Балканам.
Македонское правительство пользуется поддержкой маргинального большинства и сталкивается с еще большими препятствиями, поскольку процесс смены имен переходит на более острый и политически сложный этап.
Сила ЕС, подкрепленная его более активным присутствием практически во всех сферах, может остановить и обратить вспять негативные тенденции в регионе.
Людям на Западных Балканах нужен Евросоюз, который настаивает на ценностях и принципах либеральной демократии, верховенстве закона, уважении к меньшинствам и на открытых границах. Особенно, если бы все эти факты обуславливались реальным положением дел.
НАТО удалось частично заполнить пробелы, оставленные Евросоюзом, предложив Македонии начать переговоры о членстве, обусловленные успешным разрешением спора по названию государства.
Однако недавние комментарии президента США Трампа, который назвал ЕС «противником», а нового члена НАТО — Черногорию — «агрессором», поставили под сомнение приверженность США к позиции о взаимной защите, содержащейся в пятой статье Устава НАТО.
Нет оснований полагать, что либо ЕС, либо США не намерены в любое обозримое время переключить свое внимание на другие вопросы. При этом для Македонии будет необходимым поставить задачу о более активном присутствии альтернативных держав.
В данной ситуации Россия стала бы самым выгодным партнером как по внешнеполитической проблематике, так и по проблемам внутренней политики.
Однако правительство Македонии не способно в полной мере оценить положение, в которое сейчас попала страна. Теперь, когда Георге Иванов заявил о приверженности к НАТО, поступившись всеми своими принципами, несмотря на реальное отношение Евросоюза и североатлантического альянса к Балканам, правительство Российской Федерации вряд ли подаст руку помощи проамериканскому государству.
Читайте также: Сирия: захваченный спецназом игиловец сдал американских кураторов (ФОТО, ВИДЕО)
Владимир Бельтов, специально для «Русской Весны»
Источник - Русская весна