Как оружие украинских националистов оказалось «ватной традицией»
КРЫЛОВ Антон
Глава Генпрокуратуры Украины Юрий Луценко назвал обливание зеленкой «ватной традицией». По его словам, «это не только опасно для здоровья, имеет признаки уголовного преступления, но и подло». Теперь наказание за подобный метод политической борьбы, ставший у украинской «улицы» любимым, могут резко ужесточить. И на это есть причины.
Непосредственной причиной для заявления Луценко стал инцидент под стенами Специализированной антикоррупционной прокуратуры – очередного бессмысленного ведомства, созданного в Киеве для имитации борьбы с мздоимством.
Главу Социалистической партии Украины Илью Киву и руководителя Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина облили зеленкой в ходе двойного митинга. Поскольку политики выдвигали противоположные лозунги и в ходе нападения на них активно спорили друг с другом, сложно сказать, в кого конкретно целились злоумышленники. Скорее всего, в Шабунина – в него же полетели торты принадлежащей Петру Порошенко фабрики «Рошен».
На Украине обливание зелёнкой до сегодняшнего дня считалось административным проступком, а не уголовным преступлением, поэтому часто применялось как метод политической борьбы и не считалось чем-то особо предосудительным.
В 2016 году «24 канал» опубликовал подборку фотографий облитых зеленкой политиков и завершил этот ряд следующим текстом: «А вы оправдываете такую «народную люстрацию»? Продолжите в комментариях список, кого бы вы хотели облить зеленкой». К чести читателей, в комментариях пусто.
Почему Луценко назвал обливание зеленкой «ватной традицией» – понятно. До 2014 года, когда у власти был Виктор Янукович, от антисептика в основном страдали оппозиционеры, в том числе – сам Луценко. Но уже в ходе Евромайдана зеленка стала универсальным средством – ею поливали и бывших «регионалов», которые теперь сами стали оппозиционерами, и действующих министров, и даже иностранцев.
Список облитых по факту совпадает со списком украинской политической элиты – в нем и бывший премьер Арсений Яценюк, и действующий глава МВД Арсен Аваков, и глава СНБО Александр Турчинов, и эксцентричный лидер Радикальной партии Олег Ляшко, и множество других политиков, чьи имена вряд ли что-то скажут российскому читателю. Разве что президент Порошенко избежал «покушений» такого рода – его хорошо охраняют.
В последнее время жертвами зеленки, как правило, становились те, кого киевская власть и её идеологическая обслуга называют «ватой». То есть бывшие «регионалы», а также российские представители, продолжающие работать на Украине вопреки угрозам. Так, главу представительства Россотрудничества в Киеве Константина Воробьёва облили зеленкой и фекалиями 9 мая, чтобы сорвать его участие в праздновании Дня Победы. Разумеется, никакого возмущения ни у Луценко, ни у других представителей киевской власти эта атака не вызывала.
Таким образом, зеленка превратилась в оружие националистов, поэтому использованное генпрокурором определение «ватный» выглядит не совсем логично. Видимо, Луценко, более двух лет отсидевший по обвинению в завладении госимуществом в особо крупных размерах, решил прибегнуть к хорошо ему знакомой технологии «зашквара»: мол, настоящим патриотам Украины «западло» использовать методы, которыми когда-то пользовались сторонники Януковича.
Так или иначе, это первый прецедент, когда пришедший к власти в результате организованного «улицей» госпереворота политик решительно выступил против главного оружия той самой «улицы». Прежде украинская власть крайне аккуратно критиковала подобные выступления, не говоря уже о том, чтобы переводить административный проступок в сферу уголовного права.
Кстати, киевская полиция оперативно отреагировала на заявление Луценко и переквалифицировала дело с административного на уголовное. Как и в российском законодательстве, хулиганство на Украине бывает двух видов. Если зеленку признают «предметом, специально приспособленным или заранее заготовленным для нанесения телесных повреждений» (а у облитого активиста Шабунина зафиксировано повреждение глаза), наказание может составить до семи лет лишения свободы.
Украинские журналисты полагают, что Луценко обиделся из-за того, что зеленкой, «как будто при Януковиче», облили его соратника, но вряд ли дело только в этом. До выборов президента Украины остается все меньше времени – голосование должно состояться 31 марта следующего года. Рейтинги у действующей власти (включая самого Луценко) микроскопические. Впрочем, условная оппозиция тоже не блещет: больше 10% (и то – ненамного) пока что способна набрать только Юлия Тимошенко.
Переквалификация обливания зеленкой из административного проступка в уголовное преступление может стать первой ласточкой в новой серии «закручивания гаек» с прицелом на предвыборные митинги. Новый майдан евромайдановцам не нужен.
Так что катание в мусорных баках, вполне возможно, тоже объявят «ватной традицией». А там и любой антиправительственный митинг может стать «ватной традицией» с арестом всех организаторов по обвинению в шпионаже в пользу Москвы.
В России тоже предпринимались попытки ввести в политическую жизнь украинские методы «народной люстрации», но они сразу же вызвали резкое общественное отторжение. После одного из подобных нападений депутат Госдумы, заместитель секретаря генсовета «Единой России» Евгений Ревенко заявил, что метание зеленки – это преступление, а не средство политической борьбы. «В конце концов, право на свободное выражение своего мнения по любой волнующей теме гарантировано Конституцией. И никому не дано право ее нарушать», – подчеркнул политик.
На Украине Конституция нарушается регулярно, поэтому сложно сказать, удастся ли Луценко добиться исключения зеленки из арсенала политической борьбы. Скорее всего, не удастся. Украинцам вообще редко что удается, помимо разрушения собственного государства
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)