Гибель утопий
МАРАХОВСКИЙ Виктор
Начнём с курьёза. За несколько дней до выборов в информационное пространство (то есть соцсети и СМИ) был вброшен на первый взгляд слегка безумный, но показательный по-своему инсайд:
«Власти штудируют в поиске идей и рационализаций работы отечественных фантастов, такие как „Третья империя“ Михаила Юрьева, „Виват, Император“ Романа Злотникова, „Год Дракона“ Вадима Давыдова, „Выбраковка“ Олега Дивова».
Что бросается в глаза. Представленные во вбросе произведения практически поголовно представляют собой очень специфические утопии (ну, или антиутопии — разница между этими жанрами сегодня тонка как никогда), в которых над обществом поставлены специальные сверхлюди, обладающие безотказной честностью и безжалостностью.
Их могут звать опричниками, или бессмертными, или терранами, или как-то так. Суть в том, что данные человекоподобные биороботы, не подверженные обычным человечьим слабостям, обеспечивают гармонию общества и доминирующее положение Империи (то есть некоей гипотетически грядущей России на анаболиках) в мире.
То есть подборка/вишлист, которую озвучил автор вброса — содержит в себе странноватую мечту из двух составляющих:
1) Безусловное чемпионство воображаемого Отечества во всех основных конкурентных отраслях;
2) Устойчивая стратификация, то есть расслоение общества на своего рода индийские касты.
Показателен сам факт, что глобальную конкуренцию предполагается выиграть путём создания зацементированных социальных слоёв в стране.
При том, что в экономической сфере перечисленные утопии (когда они вообще опускаются до экономики) описывают классический «сталинизм» с мобилизацией усилий на ключевых направлениях — почему-то упускается из виду, что сталинизм исторический был как раз эпохой массовых социальных лифтов и, насколько возможно, размывания кастовости.
То есть в качестве утопии большинство представленных мечтателей воображают себе общественно-политическую систему, в которой их коллективное альтэр-эго (а нет такого мечтателя о всеобщей гармонии, который не воображал бы себя в рядах привилегированного сословия) защищено от действительной соревновательности сверхчеловеческим статусом.
…Самое интересное — что у этих утопий куда больше общего с отступающей в прошлое «глобалистской» моделью мироздания, чем с отечественной традицией.
По сути предлагавшийся т.н. Pax Americana в глобальном масштабе предлагал именно это: где-то внизу, на просторах объединённого и связанного в единый клубок мира, превратившиеся из граждан своих стран и адептов своих вер в ходячие девайсы земляне свободно движутся и предлагают себя и свою продукцию на большом свободном рынке. А над ними нависает безусловная, неуязвимая и способная надрать всем задницу надзирающая сверхсила. Которая гарантированно добра — потому что строго надзирает за соблюдением свобод.
Как легко заметить, мир не смог и не захотел принять такой свободы — потому что практически моментально (по историческим меркам) выяснилось, что она ложна. Что слова о защите равенства и свобод на деле — пустая шкурка, в которую заворачиваются интересы даже не государств, а корпоративных квазиимперий. И что свободу конкуренции они терпят разве что в мелочах. Например, можно терпеть бесконечную битву производителей смартфонов друг с другом — один чёрт это битва производителей бижутерии. Зато когда речь заходит не об оформлении, а о содержании — мы тут же читаем новости вроде: «Федеральное бюро расследований (ФБР) арестовало владельца канадской компании Phantom Secure, которая занимается кастомизацией BlackBerry и Android смартфонов, превращая их в полностью безопасные, непрослушиваемые и неотслеживаемые устройства».
Иными словами — вариант утопии, в которой для всех существует свободная конкуренция, а сверху за всем приглядывает не имеющая конкурентов и вызовов сверхчеловеческая каста — не прокатывает ни на каком уровне. Ни на национальном, ни на мировом.
И поэтому мечты о своего рода пост-конкурентном мире (ну, или мире, в котором баланс сил и выработанные им правила будут упразднены) должны восприниматься скорее как психологический феномен. Как желание каких-то личностей, страт или каст обезопасить себя от перемен.
И тут можно повторить вполне категорическое мнение президента РФ из его хитового Федерального послания:
— Весь мир проходит сейчас через переломный период, и лидером станет тот, кто готов и способен к изменениям, тот, кто действует, идёт вперёд.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)