Демократия в капле самогона: Мир больше не верит заявлениям украинской власти
6 февраля в новостях появились сообщения о новой победе на фронтах борьбы с антиукраинской пропагандой Кремля. Как сообщили в Национальном комитете по телевидению и радиовещанию Украины, патриотические цензоры запретили ввозить на территорию страны книгу «Советский самогон по ГОСТу, коньяк, вино, наливки и настойки».
Это подрывное как в политическом, так и в экономическом смысле исследование писателя Дениса Токарева, которое рассказывает о рецептах изготовления домашней самогонки, которые были популярны в разные периоды советской эпохи, отныне официально признано угрозой национальной безопасности Украины.
Говоря строго, самогоноварение всегда было совершенно антисоветским ремеслом — начиная со времен НЭПа и кончая горбачевским «сухим законом». Это знают даже те, кто не жил в советское время, но смотрел старые фильмы — от «Зеленого фургона» до гайдаевских «Самогонщиков». Правоохранители старого режима постоянно боролись с самогоноварением, так что современная украинская идеология, по идее, должна рассматривать производителей домашнего алкоголя в качестве героев подпольного антикоммунистического сопротивления тиранической диктатуре большевиков.
Тем не менее, украинским цензорам хватило слова «Советский» в заголовке запрещенной российской книги. Ведь если в стране официально декоммунизировали «Советское» шампанское, логичны и репрессии против советского самогона.
Тем более, что несознательные граждане могут позаимствовать из исследования Токарева рецепты, увеличив потребление «паленой» водки — что негативно скажется на продажах «казенки» и снизит обороноспособность украинского государства.
Эта трагикомическая история в очередной раз напомнила обществу об институте идеологической цензуры, которая продолжает набирать обороты. Комментаторы и эксперты еще раз вспомнили запрещенные в последнее время книги — в широком спектре от «Богатырских сказок» про Илью Муромца и Соловья-разбойника, до учебника английского языка и известного антисоветского бестселлера британского историка Энтони Бивора. Который, кстати, назвал этот запрет «совершенно потрясающим» инцидентом.
Вся эта «нечувана свобода слова» особенно ярко смотрится на фоне двойных стандартов в области гражданских и демократических свобод, которые с совершенно потрясающим цинизмом демонстрирует украинская власть. Как раз в тот день, когда в Украине стало известно о новых книжных запретах, Верховная Рада приняла обращение к польскому президенту Анджею Дуде, с пафосом призывая поляков хранить верность демократическим ценностям.
«Откровенный диалог, свободный обмен мнениями и академическая свобода оказались под угрозой уголовного преследования, что является несовместимым с демократическими ценностями», — написали в этом документе украинские депутаты, как будто не понимая, что эти слова скорее относятся не к Польше, а к самой Украине.
Парламентариев также беспокоят «демонстративные акции уничтожения украинских памятников на территории Польши, нападения на участников религиозных торжеств, запреты на проведение культурных мероприятий и шовинистическая риторика».
Хотя все это едва ли не каждый день происходит в их собственной стране, и не вызывает никакой реакции украинских политиков.
Это откровенное лицемерие официального Киева, который откровенно попирает права и свободы у себя дома, но всегда готов поучить демократическим ценностям Варшаву, Москву, Минск, Берлин и Брюссель, все больше бросается в глаза — как на Западе, так и в Украине, где хорошо знают реальную ситуацию с нарушениями свободы слова, которые отнюдь не ограничиваются издательской сферой или запретами идеологически неправильного кино, вроде недавно попавшего под санкции сериала «Три мушкетера». Наиболее тяжелая ситуация наблюдается сейчас в украинских СМИ, где систематически преследуют представителей последних уцелевших оппозиционных изданий.
«ГПУ подтвердила, что суд разрешил задержать главреда „Страны.юа“ Гужву, но продолжает утверждать, что он просто бежал, а не вынужденно покинул страну в поисках защиты. Журналисту „Страны“ прямо в ВУЗе вручили повестку в армию. Журналистку „Шарий.нет“ предлагают утопить в Днепре и её травлю поддержал замминистра по делам АТО Тука. Не прекращаются наезды на „Вести“. Периодически достаётся НьюсВан и „112“. Интервью Портнова и Бондаренко вызвали просто шквал негатива. Я уже не говорю о тех, кто уже в застенках и о многих тех, кто не на слуху. Это „нэчувана свобода слова“. Я не понимаю одного: разве вас, пытающихся заткнуть всем рот, кто-то заставляет читать ту же „Страну“? Смотреть Елену Бондаренко принуждал кто-то? Так „залипните“ в свою ТСН и не смотрите ничего больше! Лжи не боятся так сильно. Боитесь — значит, понимаете, что заткнуть пытаетесь правду. Но ничего у вас не выйдет, далеко на своей лжи не уедете», — пишет об этом блогер Александр Скубченко.
Смешная история с запретом книжки об истории кустарного алкоголя, которую распространяют сейчас все новостные ленты, характерна в этом смысле именно тем, что она, будто в капле самогона, демонстрирует urbi et orbi всю мутную и токсичную ситуацию, которая сложилась сейчас в нашей стране.
По-гашековски нелепые решения украинских цензоров не остаются незамеченными — накапливаясь, эти абсурдные запреты создают соответствующий имидж потерявшим берега чиновникам и политикам. И потом, когда они начинают рассказывать другим о необходимости защиты демократических ценностей, эти фразы все чаще пропускают мимо ушей.
Как, собственно, продемонстрировал это сегодня польский президент, подписавший закон с запретом «идеологии бандеризма».
Читайте также: Куда катится Украина: Рада опубликовала шокирующие данные
Андрей Манчук
Украина.ру
Источник - Русская весна