Новость из категории: Главные новости

Патриарх Гермоген. Последний рубеж.

ТАЛЯРОНОК Иван
25 мая Русская Церковь отмечает память святого Патриарха Гермогена.
Во многих цивилизациях роль национальной элиты выполняет аристократия. Английские пэры, японские самураи, индийские раджи определяли путь своих стран и вдохновляли народы на судьбоносные поступки.
В православной цивилизации национальных элит из аристократии не получается. Наша аристократия всё время смотрит на сторону.
Белорусы и украинцы — вообще потеряли всю свою аристократию. Все потомки знатных родов ополячились, изменили веру, стали шляхтой.
Румын и болгар их светские вожди не раз заводили во враждебный православному миру лагерь, превращали свои страны в игрушки то французов, то германцев.
И в России похожие проблемы. Баден-баден или Канны всё время милее нашей знати, чем Куликово поле или Суздаль. В этих кругах принято кичиться своим европеизмом, а «лапотной» Руси стесняться.
Однако в России есть еще одна группа, которую можно отнести к национальной элите (не по властно-имущественному, а по духовному цензу): это -
православное духовенство во главе с Патриархом. Та роль, которую играло духовенство в материнской по отношении к Руси Византийской цивилизации, дала о себе знать в России. Именно священники на переломе национальной судьбы демонстрируют такую стойкость, которая спасает Русь от ассимиляции чуждой культурой, чужой цивилизацией. Самый известный пример такой стойкости — Патриарх Гермоген.
Мы, ныне живущие, наивно полагаем, что наше время — это торжество и триумф Запада. Ничего подобного. Это в начале семнадцатого века Запад был на коне. Тогда еще не было смуглых азиатских и африканских переселенцев, заполнивших улицы европейских городов. Наоборот,- бледнолицые колонисты появлялись во всех концах света, ставя на колени всё новые и новые народы.
Но самым драгоценным призом в мировой войне за господство Западного мира виделась Русь. Отколовшийся от остальных, православных Патриархий, Рим остро ревновал к их праву первородства. Наличие альтернативной христианской цивилизации, верной, не отступившей от первоначальных Заветов Христа, жестоко тревожило чувство европейского эгоцентризма.
Поражение сербов на Косовом поле, падение Константинополя, оккупация Балкан виделись из Рима признаками закономерного конца Православной, Византийской ойкумены. Оставалось покончить с Русью, с этим медвежьим углом, упорно сопротивлявшимся в своих дремучих северных лесах. Смута, казалось бы, предоставила латинянам такую возможность — покончить с наследниками Византии, с православными «схизматиками» навсегда.
Российские бояре, как и положено доморощенной знати, уже были готовы ударить челом польскому королю Сигизмунду, посадить на русский трон его сына Владислава. Оснований для капитуляции, скажем прямо, было куда больше, чем в девяностые: войска Западного блока не на Эльбе стояли, а под Москвой. Разгромив армию Василия Шуйского в битве при Клушино, интервенты готовились к последнему удару.
Препятствием оказалась Церковь. Царь в Москве может быть только православный,- таков был вердикт Патриарха Гермогена. Когда столичная верхушка открыто признала готовность полонизировать Русь и возвести на престол адепта западной веры, святитель Гермоген призвал народ к борьбе.
Его заточили в темницу, пытались увещевать:
— Дело Церкви призывать к смирению.
— А всё смирится, когда на Руси латинского духа не будет,- отвечал плененный Патриарх.
Попытки запугать старца также завершились ничем:
— Одного Бога боюсь. Благословляю всех стоять против вас и помереть за веру.

Патриарх Гермоген оказался на решающем, последнем рубеже обороны православной цивилизации Руси, о который споткнулось нашествие. Без его стойкости и веры Минин и Пожарский остались бы героями-одиночками.
Он скончался в темнице в 1612 году, замученный интервентами за полгода до освобождения Москвы. Его смерть вдохновила на подвиг тысячи русских людей. Третий Рим избавился от западного нашествия. А ещё через несколько десятилетий после той победы был вызволен из иноверческого пленения и древний стольный град — Киев.
Патриарх-священномученик Гермоген был прославлен в лике святых 25 мая 1913 года, в годовщину трёхсотлетия династии Романовых, трёхсотлетия одоления Смуты.


Источник - Русская весна (rusnext.ru)

Комментарии

Интересные новости

Новости из сети Интернет

Похожие новости