Песенка ИГИЛ ещё далеко не спета, — мнение
В то время как в Женеве со скрипом идут переговоры между вооружённой оппозицией и сирийским законным правительством, в Сирии продолжаются бои на земле и в небе.
Большим прорывом стало освобождение Пальмиры сирийскими войсками при поддержке русской авиации и отборных русских наземных частей, которые приняли участие в операции. Так была отыграна утерянная было Пальмира, когда сирийские войска из-под города в пустыне ушли воевать за Алеппо.
Но война расширяется — до сих пор сирийским правительственным войскам больше приходилось сражаться с непримиримыми боевиками, чем с ИГИЛ*, а сейчас наступает черёд вытеснения ИГИЛ. Тут есть проблема.
Американцы сами хотят разбить ИГИЛ и унаследовать его территории и боевиков, передав их под командование своих подопечных. Таким образом значительная часть Сирии останется под оккупацией проамериканских боевиков, которые не спешат договариваться, несмотря на настойчивые уговоры российских ВКС.
Признаком этой тенденции стало заявление Пентагона: мол, США будут воевать с ИГИЛ, но не в связке с Москвой. Пресс-секретарь президента Песков ответил, что Россия готова воевать против ИГИЛ самостоятельно, не договариваясь с Вашингтоном.
Решение американцев действовать в одиночку связано с яростной антироссийской кампанией, которую ведут демократы — противники президента Трампа и их пособники в кругах американских спецслужб и в ведущих СМИ. Нью-йоркский еженедельник Observer (принадлежащий зятю Трампа, но враждебный Трампу) опубликовал слова анонимного источника из ЦРУ, который клянётся, что «русский шпион Трамп окончит свои дни в тюрьме».
И хотя Трамп борется упорно и энергично против наветов и клеветы, в этих условиях ему трудно договариваться с Россией — чего, собственно, и хотели добиться враги русско-американского сближения.
Есть за партийными спорами и компонент реальной политики — американские спецслужбы хотят помочь своим английским и французским коллегам в их планах неоколонизации Сирии или хотя бы её части. Тут играет роль и позиция Израиля, который выступает против освобождения всей Сирии и её сплочения воедино.
На днях — 9 марта — в Москве ожидают визита израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который встретится с русским президентом. Вероятно, Нетаньяху озвучит позицию своего правительства: Израиль считает, что в освобождённой Сирии Иран будет играть большую роль, а это крайне опасно для Израиля. Несколько дней назад израильский министр обороны Авигдор Либерман выдвинул (в интервью немецкой газете Die Welt) идею создания военного блока «по подобию НАТО» против Ирана, в который вошли бы, кроме Израиля, Саудовская Аравия и княжества Персидского залива, а также Иордания, а если повезёт, то и Ирак.
Вероятно, Нетаньяху попытается уговорить русского президента отказаться от союза с Ираном и поддержать антииранскую инициативу президента Трампа. Хотя в политике не бывает невозможного, но такой поворот России представляется крайне маловероятным. Иран — сложный и очень самостоятельный партнёр, но отказываться от него во имя туманных обещаний было бы неразумно. В последние годы США ведут коварную политику, постоянно отказываясь от своих обещаний и от своих союзников.
В результате даже менее опытные, чем Владимир Путин, правители опасаются договариваться с Америкой. Традиционно проамериканские лидеры — от Египта до Пакистана и от Филиппин до Азербайджана — больше не полагаются на США и смотрят на Москву и Пекин. Президент Трамп всё ещё не сумел сосредоточить всю полноту власти в своих руках. В этих условиях попытка договориться с Россией за счёт Ирана представляется обречённой на провал.
Попытка создать военный антииранский блок также не представляется реальной. В Саудовской Аравии нарастает тенденция примирения с Ираном. Очень уж дорого обошлась саудитам сирийская кампания, да и война в Йемене немало стоит. И хотя саудиты развивают своё наступление на порты Йемена, надеясь отрезать их противников от поставок извне, идея компромисса, возможно, начинает брать верх.
Ведь Иран и Саудовская Аравия враждовали и во времена шаха, до победы исламской революции, но и тогда время от времени стороны приходили к компромиссу. В условиях неопределённости в Вашингтоне компромисс кажется оптимальным вариантом. Да и не следует скидывать со счетов народное мнение — а народы арабских стран, в том числе и Саудовской Аравии, резко отрицательно отнесутся к явному союзу с Израилем, пока тот держит палестинцев в ежовых рукавицах. Если бы не опасение народных протестов, саудовское руководство давно бы договорилось и подружилось с Израилем, считают обозреватели.
Как сейчас стало известно, в прошлом году прежний госсекретарь Джон Керри пытался привести Саудовскую Аравию, Израиль, Иорданию, Палестину, страны залива и Египет за стол переговоров в Каире в региональном формате.
Израильский премьер Нетаньяху было согласился, но в последнюю минуту отказался, опасаясь за целостность своей коалиции с крайне правыми националистами, а те не соглашались ни на какое урегулирование.
Как план Либермана, так и план Керри — Нетаньяху упирался в одно неизбежное препятствие: урегулирование с палестинцами. Израильтяне хотели получить стулья (соглашение с арабскими странами) вечером, а деньги (соглашение с палестинцами) дать утром. Арабы были готовы получить деньги утром, но дать стулья только вечером, после получения денег. Президент Палестины Махмуд Аббас, частый гость в Москве, резко выступал против каирской конференции, не полагаясь на израильские обещания.
«Израиль пытается развести арабских соседей и получить договор в обмен на туманные обещания», — сказал он.
Поскольку этот спор о деньгах и стульях идёт уже с 2002 года, когда была выдвинута арабская мирная инициатива, трудно ожидать, что сейчас он чудесным образом завершится.
Сам Нетаньяху находится в сложном положении — он полетит в Москву сразу после допроса в полиции по коррупционному делу, в котором он является главным фигурантом. Его партнёры по коалиции усердно копают под него, считая, что он засиделся во власти. Президент Трамп хоть и был крайне приветлив с Нетаньяху, призвал израильского премьера прекратить политику поселений и никаких реальных политических подарков не дал.
Надо думать, что и визит израильского премьера в Москву потешит его самолюбие, но не принесёт реальных подвижек. Россия не откажется от своих позиций в Сирии и не порвёт с Ираном, хотя постарается не ссориться с Тель-Авивом.
Читайте также: Кадры боев: Спецназ России уничтожает смертников ИГИЛ в Пальмире (ВИДЕО)
Заммининдел России и спецпосланник президента на Ближнем Востоке Михаил Богданов чётко озвучил позицию России в пространном интервью 05.03.2017, данном арабской газете «Аль Хайят», выходящей в Лондоне. Россия стоит на позициях международного права и поддерживает решение палестино-израильского конфликта путём создания независимого палестинского государства.
Но Россия не против и озвученной президентом Трампом идеи единого государства для всех жителей страны — евреев и арабов.
Он сказал, что пока с этой идеей не готовы согласиться израильтяне. Богданов напомнил о готовности России провести в Москве переговоры между премьером Нетаньяху и президентом Аббасом.
Что же насчёт Сирии? Богданов отказался говорить о выводе иранских частей из Сирии, пока там находятся десятки тысяч боевиков из других стран. Он напомнил, что иранцы находятся в Сирии, как и русские, по приглашению законного правительства.
Когда будет мир, тогда настанет время выводить войска — и русские, и иранские. А пока на пути к миру стоит упрямство боевиков, которые готовы говорить только о том, как снять Башара Асада и отдать его под международный трибунал. Таким образом мира не добьёшься.
Продолжающаяся битва за Мосул с её огромными людскими потерями показывает, что и песенка ИГИЛ ещё далеко не спета. Раньше или позже их сломят, но страшно подумать, каких разрушений и жертв это будет стоить. И немалая часть этих усилий выпадает на долю Ирана. Россия стремится к миру в регионе, но мир наступит только тогда, когда все стороны поймут, что нужен компромисс, а не война до победного конца. Пока далеко не все поняли эту идею.
Исраэль Шамир
* Запрещенная в РФ террористическая организация
Источник - Русская весна