В Москве прокомментировали отсутствие Лукашенко на саммитах ЕАЭС и ОДКБ
На проходивших в понедельник «совмещенных» саммитах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ОДКБ в Санкт-Петербурге отсутствовал только один руководитель - президент Белоруссии. Официальные объяснения этому факту никто не дает. Но эксперты «Газеты.Ru» сходятся во мнении, что откровенный демарш Александра Лукашенко - якобы результат его конфликта с Владимиром Путиным. Череда этих разногласий происходила на протяжении всего 2016 года.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уже заявил, что подготовленные к саммитам документы все равно будут подписаны - и отсутствие главы Белоруссии на эту процедуру никак не повлияет.
«Действительно, наши белорусские коллеги сообщили, что Лукашенко не сможет принять участие в сегодняшних саммитах. Думаю, что нам было бы некорректно говорить о причинах. Это должна делать пресс-служба президента Белоруссии, - сказал он российским журналистам. - Де-факто это не помешает субстантивно обсуждать наши вопросы интеграции - все документы были ранее согласованы на коллегии, в том числе и с нашими белорусскими партнерами. Они будут направлены в Минск для подписания президентом Белоруссии».
Сам же Лукашенко, оставшись в Минске, провел совещание «По обеспечению безопасности граждан в период новогодних и рождественских праздников». Подразумевалось, что эту проблему силовые структуры сами решить никак не могут, и что она настолько требует президентского вмешательства, что ради этого стоит пропустить саммиты ОДКБ и ЕАЭС (правда, праздники в стране уже вовсю идут - ведь в Белоруссии католическое Рождество - государственный праздник).
В президентской пресс-службе отмену визита никак не комментируют. Не удалось получить комментарии и в МИДе. А вот на тех мероприятиях, которые решил не посещать Лукашенко, принимаются принципиально важные решения. Так, на саммите ОДКБ сегодня должен был быть избран новый генеральный секретарь этого военного союза - глава Белоруссии вполне мог бы принять участие в этом процессе.
Однако для официального Минска еще важней была повестка саммита ЕАЭС, куда входят Армения, Белоруссия, Россия, Казахстан и Киргизия. Там планировалось одобрить общий для пяти стран-участниц Таможенный кодекс.
Именно этот документ, на принятии которого настаивала Москва, вызывал предельное недовольство Александра Лукашенко. Последний раз оно прозвучало 9 декабря, когда начальник Белоруссии потребовал от своих министров «обеспечить соблюдение национальных интересов Беларуси при принятии Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».
«Этот документ должен быть абсолютно выверенным. И после его вступления в силу ни один гражданин Беларуси, и я в том числе, не должны задать вопрос правительству, которое прежде всего вырабатывало и согласовывало этот документ, что же мы имеем на самом деле и почему где-то стало хуже, чем было. Каким бы Таможенный кодекс ни был компромиссным, но ухудшать ту социально-экономическую ситуацию, которая существует в Беларуси, нам ни в коем случае нельзя.
Все должно быть продумано, выверено в министерствах, ведомствах, облисполкомах. Если нужно, - в гор- и райисполкомах. Надо привлечь всех специалистов, вплоть до оппозиционно мыслящих, как мы их часто называем. Довести до них эти положения, до граждан нашей страны. Немедленно, чтобы они могли отреагировать и сказать, что нам выгодно, а что нет», - заявил Александр Лукашенко.
Также, по его словам, пока для Белоруссии от членства в ЕАЭС - одни убытки: «Результаты известны. Я уже не единожды об этом говорил. Падение товарооборота в союзе - около 40% в прошлом году, в этом году - около 15%. Вот результат».
Однако по мнению экспертов «Газеты.Ru», в данном случае переплелись как многочисленные экономические конфликты между Минском и Москвой, так и неприязненные отношения между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко - во многом как раз этими конфликтами и вызванные.
«Последнее время Лукашенко сознательно накручивал ситуацию с Россией. Это видно по многим его высказываниям, в частности в отношении Данкверта. Ранее ему иногда удавалось таким способом переломить ситуацию в свою пользу. Теперь это не удалось. Судя по всему, ему не было обещана даже встреча тет-а-тет с Путиным, - говорит белорусский экономист и политик Лев Марголин. - Более того, нефтегазовый спор тоже обещают перевести в юридическую плоскость.
Я полагаю, что на ближайший период это будет российской тактикой: никакой политики, только споры хозяйствующих субъектов. И, соответственно, Путин будет демонстративно дистанцироваться от этих проблем. Что остается Лукашенко? Только демарши».
По мнению Марголина, Белоруссия все равно - раньше или позже - подпишет Таможенный кодекс и другие документы. Причина в том, что у России все еще достаточно средств воздействия на Белоруссию.
«Планируется уменьшить поставки нефти до 18 млн тонн. Но ведь это не предел. Несколько лет тому назад, во время одного из торговых конфликтов, Путин дал понять, что на внутренние потребности нашей стране достаточно 6 млн тонн», - говорит Лев Марголин.
При этом на экономическое давление со стороны России официальный Минск отвечает политическими и идеологическими действиями. С одной стороны, это демонстративное улучшение отношений с Евросоюзом, непризнание нового статуса Крыма и так далее. С другой - столь же демонстративное дистанцирование от «русского мира».
Последнее из событий этой цепочки имело место 22 декабря. Тогда в МИД Белоруссии был вызван советник-посланник посольства России Вадим Гусев.
МИД выразил протест в связи с высказываниями директора Федерального государственного научного бюджетного учреждения «Российский институт стратегических исследований» Леонида Решетникова, в которых он заявил, что белорусскому языку всего 90 лет, а Белоруссия - «историческая часть великой России».
«Ну смотрите: 22 ноября Путин и Лукашенко встречаются в Москве, пять часов ведут переговоры, но не договариваются ни до чего вообще. Даже нефтегазовый конфликт не разрешили. Лукашенко после этого явно был в бешенстве - по нему заметно было, - комментирует «Газете.Ru» последние события белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. - А дальше следуют аресты «за антигосударственную деятельность» трех публицистов, писавших статьи для российских сайтов. А сайты очень разные...
Да и пропагандистская шумиха вокруг этого была раздута просто огромная. Такое недвусмысленное предупреждение всем, кого можно было бы назвать пророссийски мыслящим».
Денис Лавникевич
По материалам
Источник - Русская весна (rusnext.ru)