Ангела Меркель — «убийца мужчин». К итогам партийного съезда ХДС
«Громкие продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию. Все встают». Это стандартное для отчётов советской печати описание реакции депутатов на выступление генерального секретаря ЦК КПСС точно подходит к газетным отчётам с 29-го съезда Христианско-демократического союза (ХДС), который состоялся 6—7 декабря в Эссене — одном из ведущих экономических центров на западе Германии.
Почти 12 минут непрерывных аплодисментов после выступления Ангелы Меркель! Внешнее сходство съезда немецких консерваторов с партийными форумами эпохи социализма настолько разительно, что о нём много и с иронией пишут читатели немецких интернет-форумов. Сходство не ограничивается преувеличенно восторженной реакцией зала на речь председателя партии и главы правительства. Есть и другие признаки: безальтернативность выбора, всеобщее одобрение — почти 90% участников съезда проголосовали за старого/нового босса (Ангелу Меркель). Нет обновления партийной верхушки. Наконец, тот факт, что Меркель переизбрана в девятый (!) раз, тоже напоминает об эпохе бессменно дряхлевших на своем посту коммунистических лидеров.
На последней совместной пресс-конференции с Бараком Обамой Ангела Меркель вежливо слушала дифирамбы демократической американской системе с ограничением числа президентских сроков. В Германии таких правил нет, поэтому Меркель и хочет в четвёртый раз занять пост канцлера. Обама помогает ей как может: вслух заявил, что никого лучше немцам не найти и он сам отдал бы за неё свой голос, если бы мог голосовать на предстоящих в сентябре 2017 г. выборах в бундестаг.
Меркель умело обставила дело так, что рядом с ней нет серьёзных конкурентов. Когда-то у неё была репутация «убийцы мужчин», связанная с тем, что многие потенциальные преемники по разным причинам уходили с её пути. Недавно такая же участь постигла и двух женщин — Урсулу фон дер Ляйен и Юлию Клёкнер. А ведь, между прочим, данные последних опросов показывают: самым популярным политиком из ХДС является не Ангела Меркель, а политический долгожитель ныне министр финансов Вольфганг Шойбле. Им довольны 66% опрошенных, тогда как Ангелой Меркель — лишь 57% (хотя, конечно, и это неплохо).
В десятке самых популярных политиков Германии христианских демократов только трое; третий — министр внутренних дел де Мезьер. Кроме того, в десятку попали Хорст Зеехофер (председатель ХСС), четверо социал-демократов, а также лидеры зелёных и СвДП. Ангела Меркель уступает по популярности не только Шойбле, но и министру иностранных дел Ф.-В. Штайнмайеру, который снискал расположение 79% избирателей. Штайнмайер избегает соперничать с Меркель, зато резко пошла вверх кривая популярности вероятного социал-демократического кандидата Мартина Шульца — по популярности он уже догнал Меркель. В феврале Шульц покинет пост председателя Европарламента, и это развяжет ему руки во внутриполитической борьбе.
Съезд ХДС, проходивший под лозунгом «Наши ценности. Наше будущее», стал официальным началом предвыборной кампании христианских демократов. Утвердив председателя, участники съезда подтвердили, что своё будущее, по крайней мере на период до 2021 года, они связывают с Ангелой Меркель. Лидерство в партии — непременное условие выдвижения на пост канцлера; о своём намерении выдвигаться Меркель официально объявила 20 ноября.
В свойственной ей манере как можно дольше не раскрывать своих карт канцлер воздерживается от определённых заявлений по поводу того, какой состав будущей правящей коалиции она считала бы предпочтительным. С 2013 года правительство Германии формируется блоком ХДС/ХСС и социал-демократической партией (так называемая «большая коалиция»). Сейчас ХДС имеет поддержку 35% избирателей, СДПГ — 22%. На третьем месте по популярности — «Альтернатива для Германии», которой симпатизируют 13% избирателей, а в восточных федеральных землях (бывшая ГДР) — 18% избирателей. Затем следуют Левая партия и Партия зелёных. Не исключено, что в бундестаг смогут вернуться либералы из Свободной демократической партии — когда-то самый удобный для христианских демократов партнёр для создания правительственной коалиции.
Новым «украшением» партийного ландшафта стал кризис в отношениях между ХДС и баварским ХСС. Из-за резкой критики баварцами миграционной политики канцлера впервые за историю ФРГ появилась вероятность, что на общефедеральных выборах партии не выставят единого кандидата. Во всяком случае, лидер ХСС — опять же впервые за историю послевоенной Германии — не присутствовал на съезде ХДС.
Манфред Гюльнер, директор социологической службы Forsa, считает, что проблема беженцев, которая «магнитом притягивала избирателей, перестала быть самой главной для граждан». Меркель тоже всячески подчёркивает, что на съезде обсуждалась не только миграционная политика. Однако из выступлений с трибуны и из итоговой резолюции съезда следует, что канцлер и социологи склонны выдавать желаемое за действительное. Христианские демократы всерьёз озабочены угрозой, которую представляет для них партия «Альтернатива для Германии» со своей жёсткой антимиграционной программой; ХДС уже сейчас вынужден идти на ужесточение миграционной политики, чтобы вернуть доверие избирателей. Правда, полностью отречься от политики «открытых дверей» и признать ошибки Ангела Меркель не желает, от этого её позиция становится двусмысленной.
Депутаты съезда оказались настроены более решительно, чем их председатель, приняв резолюцию в пользу отмены двойного гражданства — такой закон был принят в 2014 г. Это решение затрагивает даже не проблему беженцев, а более фундаментальную проблему национальной идентичности. Что же касается беженцев, то Меркель, как школьница, обещала с трибуны съезда, что такого больше не повторится, имея в виду прибытие в Германию в 2015 году более миллиона беженцев. «Такого вообще не должно было быть», — отрезала депутат из Баден-Вюртемберга Кристина Арлт-Пальмер.
Наталия Меден
Источник - Русская весна (rusnext.ru)