О чём не сказал Янукович на видеодопросе в Святошинском суде
В понедельник, 28 ноября, в Святошинском райсуде Киева состоялся допрос бывшего президента Украины Виктора Януковича по делу пяти бывших сотрудников спецподразделения «Беркут», обвиняемых в убийствах активистов Евромайдан. Допрос состоялся в формате видеосвязи с Ростовом-на-Дону. В первый раз, 25 ноября, экс-лидер не смог дать показания из-за радикалов запрещенного «Правого сектора», которые блокировали выезд бывших бойцов «Беркута» из СИЗО в суд. В этот раз процедура длилась около шести часов с тридцатиминутным перерывом.
В ходе допроса Янукович заявил, что не отдавал распоряжений силовым структурам о применении силы по отношению к митингующим. «Я с самого начала до самого конца был против применения оружия и против кровопролития», — добавил он.
На вопрос о том, допускает ли экс-президент, что бойцы «Беркута» могли превысить свои полномочия при разгоне митингующих, Янукович ответил утвердительно. «По моему мнению, „Беркут“ превысил полномочия. Это мое мнение, его нужно проверять… я не прокурор», — сказал Янукович.
При этом он отметил, что стрельба на Майдане была заранее спланированной операцией для того, чтобы свергнуть законную власть.
Вместе с тем, бывший президент считает справедливым, чтобы все активисты, лидеры Майдана и представители оппозиции тоже дали показания в суде. Янукович готов к перекрестному допросу с действующим президентом Петром Порошенко, бывшим премьером Арсением Яценюком и спикером Рады Андреем Парубием.
В завершение пресс-конференции политик заявил, что у него есть материалы, которые в случае их приобщения к делу о Майдане перевернут весь судебный процесс.
Экспертные оценки
Сергей Заворотный: Во вчерашнем видеодопросе Виктора Януковича в киевском суде — несмотря на мягкотелость сбежавшего президента и неуверенный тон его ответов — есть большой позитивный смысл. Президент жив, он даёт пусть скомканные, пусть неясные, но — показания. Допрос и последующая пресс-конференция транслировалась по всем телеканалам на Украине. Можно сказать, что вся Украина прильнула к телевизорам, чтобы посмотреть, что будет говорить Виктор Фёдорович. С точки зрения украинского обывателя такой человек — неуверенный, нерешительный — не мог разгонять Майдан и творить зверства, которые там случились. Тем больше вопросов появляется сейчас у всех.
Вопросы возникали и раньше. Мы помним знаменитый разговор о снайперах верховного представителя Европейского союза Кэтрин Эштон с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом. Помним рассказ Ольги Богомолец, которая выполняла роль министра здравоохранения Майдана — это дочь академика Богомольца, знаменитого украинского учёного и врача. Так вот, Ольга находилась возле отеля «Козацький», рядом с которым в полуразрушенном здании находилась снайперского гнездо. Снайпера сняли с крыши дома «свободовцы», захватили его в тот день, когда шёл расстрел Майдана — 20 февраля (Ольга Богомолец этого ещё не знала). «Свободовцы» утащили снайпера к себе, допросили, сделали видеозапись допроса. И вот вчера протокол этого допроса показал экс-глава президентской администрации Андрей Клюев в программе «60 минут». Я сам видел этот протокол, Андрей Петрович показывал его мне. В этом протоколе называется фамилия снайпера — гражданина Грузии. Рассказывается, откуда он приехал, кто его привёз, что он делал наверху, кто его покрывал. Этот человек получил задание от майданных руководителей, там всё шло по цепочке. В тот день снайпер расстреливал и милиционеров, и майдановцев. Он стрелял из отеля «Козацький» по группам протестующих, которые стояли на центральная часть Майдана. Там была Ольга Богомолец. И когда падали десятки людей с пулевыми ранениями, Богомолец не могла не заметить, откуда летели пули, и уже тогда было ясно, что стреляли «свои». Этот периметр находился под контролем Майдана.
И вот вопрос на засыпку: президент знал эти факты? Я думаю — знал. Почему Янукович не пытался на допросе взять наступательный тон и не мямлить «я не уверен»? Он мог обвинить нацистскую власть во всех преступлениях, о которых другие бывшие руководители Украины — Азаров, слава Богу, Клюев — стали говорить впрямую и открыто. Почему президент избирал какой-то такой непонятный, не обвинительный тон. Помните знаменитую речь Фиделя Кастро, его «я обвиняю»? Эти слова взорвали всю Кубу, во многом способствовала превращению Фиделя в лидера страны, когда он прочёл яркую речь на процессе против него за штурм казарм Монкада. Почему Януковичу не удалось воспользоваться шансом для обвинения узурпаторов Украины? Не может. Не лидер. Что есть, то есть.
А ведь все карты у него на руках. Давайте поговорим об этих картах. Что в трёх папках Януковича, о которых он постоянно говорит? Имеется ли уже сейчас достаточно доказательств для того, чтобы Аваков, Парубий, Пашинский, Турчинов и прочие персонажи «революции достоинства» сели на скамью подсудимых?
С каждым годом это будет делать всё сложнее. Пули, которые вытащили из тел погибших, пропали. Эти пули служили весомой уликой, потому что, когда взяли грузинского снайпера возле «Козацького» отеля, взяли и его снайперскую винтовку. Но когда «свободовцы» допросили снайпера, сделали видеозапись, изъяли его оружие, появились Аваков с Парубием и чуть ли не силой вырвали снайпера из рук людей Тягнибока — и увезли. Пропал снайпер, неизвестно, где он сейчас. Не знаю, жив ли он. Исчезла снайперская винтовка…
То есть выяснением вот каких обстоятельств должен был заниматься суд, который судит «беркутовцев» за расстрел Майдана — а не заниматься пародией и приглашать президента Януковича. В списке допрашиваемых нет Ольги Богомолец, нет представителей МИДа, готовых подтвердить факт беседы Эштон с Паэтом. Нет фамилий тех членов партии «Свобода», кто допрашивал снайпера. Никто не объявлял в розыск грузина-снайпера. Протокол его допроса был в руках «Свободы», потом они его передали в прокуратуру, и всё это исчезло. Пропали все улики, которые были, в частности — пули. Баллистические экспертизы, которые как бы пытались сделать, делали намеренно небрежно. А ведь по ним можно было уже давным-давно определить, откуда летели пули, с точностью до миллиметра. За генпрокуратуру Украины это сделали канадские баллистические эксперты, это сделали другие эксперты на Украине. Недавно вышел блестящий ролик, который доказательно показывал, откуда летели пули. Самое кровавое место — это подъём на улицу Институтская с Майдана, «пятачок «смерти». Его расстреливали два снайперские гнезда — это чердаки на улице Городецкого, 9 и улице Городецкого, 11. Все эти территории были под контролем Майдана. То есть этот суд — фарс.
Существуют ещё перехваты переговоров лидеров Евромайдана, в том числе о снайперах. О грузинских киллерах договаривался Турчинов. Известен их маршрут, их везли через Грузию в Одессу, потом доставили в Киев — это всё есть в перехватах.
Сейчас в России проживают Якименко, бывший глава СБУ, и экс-министр внутренних дел Захарченко. Они могли бы подготовить Януковича к выступлению в суде. Но у меня такое впечатление: что Якименко, что Захарченко, что Янукович спасают свои собственные шкуры. Хотят как-то показать: я ни при чём, я такой мягкий, добрый, все претензии от лукавого. Здесь кроются глубокие причины такого неубедительного, вялого поведения Януковича, и даже двуличная позиция по «Беркуту». Он выражает им сочувствие, и тут же — «превысили полномочия». Да им оружия никто не разрешал иметь! 18-го февраля, когда сожгли здание «Партии регионов», их начали расстреливать в упор. Тогда погибло порядка 5 милиционеров, около десятка увезли с пулевыми ранениями. Это всё докладывали Януковичу. Уже тогда Майдан стал использовать оружие. Реакция президента? Да никакой.
Теперь — прогноз по ситуация с этим судом. Захватившая, оккупировавшая Украину хунта сама открыла ящик Пандоры, начав суд. Три года прошло, а они не могут внятно объяснить родственникам погибших из «небесной сотни», что же произошло. Они канонизировали убитых, практически сделали святыми. Будут строить пантеон — очередной пропагандистский трюк Порошенко. Но по расследованию ничего не сделано. «Главный виновник» Янукович — его вся страна видела на допросе — не тянет на эдакого убийцу, на Чикатило всей Украины. Поэтому я думаю, что всё, что начали нацисты, обернётся — и очень быстро — против них самих. Псевдодемократический режим, слегка припудренный с помощью американцев и европейцев, развенчивается благодаря этому процессу. За ним внимательно и пристально следят и в европейских столицах, и в США присматривается Трамп — по крайней мере, помощники ему докладывают о процессе, о Януковиче, о том, что произошло. И картина будет меняться, и меняться быстро. То есть топорные действия украинской хунты, которая сейчас пытается дешёвым фарсом в пользу настоящих виновников заменить настоящий суд и уйти от ответственности — не пройдут. Я думаю, что некоторые разоблачительные факты, то, что вчера назвал экс-глава администрации Клюев, кое-что из папок Януковича будет передано в украинский суд. Это прямой вызов украинскому «правосудию», суду в Святошинском районе, доказательство того, что процесс носит фарсовый характер. Поэтому всё это ведёт к тому, что хунта быстро теряет лицо перед западными покровителями и может окончательно сдать свои позиция. Мифологемы — это очень важные вещи, а они сейчас разрушаются. Ума у нацистов не хватает. На наше счастье, они сами роют себе могилу, сами ускоряют свой конец.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)