Турция обвиняет ЕС в поддержке терроризма, в Европе отвечают, что не уступят шантажу
Принятая на минувшей неделе резолюция Европарламента приостановить переговоры с Турцией по вопросу о её вступлении в ЕС, в случае если она вернёт в Уголовный кодекс смертную казнь, усилила напряжённость в отношениях между сторонами.
Тональность заявлений политиков становится всё резче, обвинения всё серьёзнее. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в минувшую субботу заявил: «Было бы хорошо, если бы турецкое руководство задумалось, нужно ли ему членство в ЕС. Поначалу президент Эрдоган развивал демократию в Турции, но за последние два года он стал отходить от европейских ценностей. Проделки господина Эрдогана производят впечатление, что он больше не хочет, чтобы его страна непременно стала членом ЕС. Эрдоган и его правительство заранее готовятся к тому, чтобы свалить вину за провал переговоров на европейцев».
Анкара отвечает на эти упреки не менее резко. «Резолюция Европарламента не имеет для нас никакого значения. Связи между нами и ЕС и без того очень скудны. Эти связи поддерживаются с большими усилиями», — говорит премьер-министр Бинали Йылдырым.
Категоричен и президент Турции Эрдоган: «Евросоюзу предстоит сейчас решить, видит ли он своё будущее с Турцией или без нее». Турецкий президент добавляет, что резолюция Европарламента не имеет никакого значения, а министр по делам ЕС Омер Селик предупредил Брюссель, чтобы там выбирали слова, когда говорят о президенте Турецкой Республики. К своей высказанной ранее угрозе расторгнуть соглашение по беженцам Эрдоган добавил, что он готов подписать решение парламента о введении снова смертной казни, если оно будет принято.
Кроме того, Эрдоган обвинил Евросоюз в поддержке террористов, потребовав от Брюсселя ужесточить политику в отношении Курдской рабочей партии.
Сообщил турецкий президент и о том, что особое положение в стране, введённое после неудавшейся попытки июльского переворота, будет продлено ещё на три месяца. Правительство ведёт сейчас наступление не только на подозреваемых в причастности к попытке путча, но и на всех критиков режима.
И всё же главным козырем Анкары остаётся угроза разорвать соглашение о беженцах, заключённое в марте. «Мы являемся одним из факторов защиты Европы, — говорит премьер-министр Бинали Йылдырым. — Если беженцы двинутся снова, они наводнят Европу. Предотвращает это Турция».
В Европе против таких угроз резко протестуют. Председатель баварской партии «Христианско-социальный союз» (ХСС) Хорст Зеехофер заявил, что «европейцы не позволят себя шантажировать и знают, что им в таком случае делать». По его словам, Европа укрепит свои границы, в первую очередь в Италии и Греции, и там будут решать, «кому позволено въехать в Европу, а кому нет».
Известный германский политик, вице-президент Европарламента Александер Граф Ламбсдорф призвал к укреплению европейского побережья, чтобы «не позволить Эрдогану создавать инструменты шантажа и не выглядеть беззубым тигром». Он считает, что Евросоюзу нужна пограничная служба.
Резолюция Европарламента носит рекомендательный характер, Еврокомиссией и правительствами стран-участниц Союза она может и не учитываться, но противоречия внутри ЕС она делает заметнее. Так, Австрия уже подтвердила свою готовность приостановить переговоры с Турцией. Ангела Меркель со своей стороны заявила, что переговоры с Турцией должны продолжиться. Окончательное решение по данному вопросу должно быть принято на саммите ЕС 15—16 декабря.
Положение в Турции не отвечает не только взглядам европейцев на смертную казнь. По подозрению в связях с заговорщиками и за критику режима власти в Турции продолжаются массовые аресты и увольнения. Начиная с июля арестованы уже более 125 тысяч государственных служащих. Закрываются СМИ, ужесточается преследование курдов, поступают сообщения о пытках арестованных. В свете таких новостей перспектива продолжения переговоров о вступлении Турции в Евросоюз выглядит очень туманной. Вместе с тем со стороны европейцев этот покер несколько комичен: туркам угрожают лишить их того, чего у них по-настоящему никогда не было — перспективы вступления в ЕС.
Что касается Эрдогана, то в его руках очень сильный рычаг: он грозит Европе новой волной беженцев. Побережье Греции и Италии сегодня не оборудовано пограничной охраной, и потребуется время, чтобы её создать. Пока охрана появится, беженцы уже прибудут. Опять же такая охрана — это немалые расходы без гарантии их эффективности.
Для декабрьского саммита ЕС здесь кроется настоящая головоломка. Что с ней будут делать, непонятно, но очень вероятно, что европейцы опять поступятся своими хвалёными ценностями. Им не привыкать.
Дмитрий Седов
Источник - Русская весна (rusnext.ru)