Повлияет ли крушение МиГ-29 на последующий выбор истребителей для российского авианосца?
Российская экспедиционная операция в Сирии и вообще действия Вооруженных сил РФ находятся под пристальным вниманием китайских специалистов. В НОАК внимательно изучают и перенимают опыт военной реформы и методов боевой подготовки российских военных. Поэтому эпизод с крушением истребителя МиГ-29К с авианосца «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии не мог остаться незамеченным в китайской прессе.
Как замечает военный обозреватель Лян Юнчунь официального издания Центрального комитета Коммунистической партии Китая «Жэньминь жибао», крушение не окажет существенного влияния на планы военных ударов России в Сирии. При этом, по его мнению, эпизод может оказать определенное влияние на развитие российской морской авиации.
Лян Юнчунь задается вопросом — почему российский авианосец оснащен одновременно двумя видами палубных истребителей — Су-33 и МиГ-29? Очевидно, что с одной стороны, проводятся испытания боем для МиГ-29, с другой стороны, необходимо проводить оценку надежности и адаптивности к бою этих двух самолетов. Он также напоминает, что начальник морской авиации ВМФ РФ Игорь Кожин ранее заявлял, что палубный самолет МиГ-29 еще находится в стадии тестирования.
— В 90-е годы прошлого века, когда только начались выборы палубных истребителей для авианосца «Адмирал Кузнецов», в действительности было лишь два варианта — Су-33 и МиГ-29К. В то время был выбран только Су-33, а не МиГ-29, так как в производительности Су-33 во многом превосходит МиГ-29, — отмечает китайский специалист.
Скоро Су-33 достигнет самой высокой продолжительности службы, необходимо будет сменить его на новый самолет. Правда, эта модель больше не производится, если возобновить производство, то стоимость будет довольно высока, пишет Лян Юнчунь. Несколько лет назад Индия заказала у России вместе с авианосцем усовершенствованный МиГ-29К, так как индийский авианосец довольно мал по тоннажу, с короткой палубой, с него не может взлететь такой истребитель, как Су-33, только легкий истребитель «МиГ-29».
— Новый «МиГ-29» хорош в использовании, к тому же имеются уже готовые самолеты, они недороги, поэтому на авианосце «Адмирал Кузнецов» временно установлено четыре МиГ-29, — замечает Лян Юнчунь. — В действительности, в первой проверке боем с МиГ-29 произошла авария. Су-33, напротив, в хорошем состоянии, за эти несколько дней Россия использовала именно Су-33 для атак.
В итоге Лян Юнчунь считает, что для ВМФ России лучшим выбором станет продолжение обновления Су-33, однако для этого необходимо больше времени и больше затрат. При недостаточном финансировании, остается лишь реконструкция МиГ-29, однако палубная авиация этого уровня для такой страны, как Россия, по его мнению, недостаточна.
Борьба корабельных Су и МиГ идет еще с советских времен. Когда в Невском ПКБ проектировали в 60–70-е годы авианосец проекта 1160 (шифр «Орёл»), среди специалистов также не было единой точки зрения на авиакрыло, и первоначально были планы по «оморячиванию» МиГ-23, отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Борьба между палубными истребителями МиГ-29К и Су-27К (Су-33) также ведется не первый год. На самом деле первым, кто совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» (в то время (1987–1990) — ТАВКР «Тбилиси»), был МиГ-29К.
Затем в конце 80 — начале 90-х годов ОКБ им. А.И.Микояна разработало МиГ-33 со значительно увеличенной боевой эффективностью и подходящими корабельными качествами, однако в военном ведомстве выбрали Су-33. Что послужило причиной? Думаю, Су-33 было более, скажем так, энерговооруженным самолетом, и за счет переднего горизонтального оперения он более устойчив на низких высотах (что важно при взлете и посадке, так как турбулентность над морем довольно большая). К тому же, Су-33 — тяжелый истребитель, у которого больше радиус действия, чем у МиГ-29, что немаловажно для палубного самолета. Также фактором в пользу Су-33 было то, что в отличие от ОКБ им. А.И.Микояна, у ОКБ Сухого в то время дела шли лучше.
В итоге было заказано 26 истребителей Су-33 (четыре из них были потеряны при авариях), и, по сути, это был единственный самолет, который серийно производился при президенте Борисе Ельцине. Но они в полном составе никогда на «Адмирале Кузнецове» не базировались в силу разных причин, в первую очередь — из-за нехватки летчиков палубной авиации. Именно это является более важной проблемой, о которой стоит говорить: у нас всегда самолетов, которые могли гипотетически летать с авианосца, было больше, чем летчиков. Поэтому во всех боевых службах на ТАВКР базировалось максимум 10 самолетов. Для тренировок на полигоне для испытаний авиатехники и подготовки пилотов палубной авиации НИТКА в Крыму (весной 2016 года было принято решение об отказе от крымского полигона в пользу комплекса в Ейске на побережье Азовского моря — «СП») надо было договариваться с украинцами, и были годы, когда они вообще запрещали нам тренироваться.
Таким образом, Су-33 у нас базируются на аэродроме 279 отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного Флота. И до поры до времени Су-33 хватало для выполнения имевшихся задач. Только 1 декабря 2015 года в составе Морской авиации ВМФ России был сформирован второй — 100-ый ОКИАП, в состав которого вошли новые корабельные истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР. Как к этому пришли? Су-33 медленно, но верно вырабатывали свой ресурс, а тут как раз МиГ-29К победил в конкурсе на комплектование авиакрыла индийского авианосца «Викрамадитья».
— Имеется в виду контракт 2004 года на поставку первых 16 самолетов?
— Да. В общей сложности, по нескольким контрактам мы поставляем в Индию 45 корабельных истребителей, причем последние 6 самолетов должны быть переданы в этом году. Фактически за индийские деньги мы доработали корабельный МиГ-29, испытали и запустили в производство.
Дальше — магия больших цифр. Имелся серийный самолет, на котором за счет заказчика были выявлены и исправлены «детские болезни». Причем индийцы активно эксплуатируют истребитель, и у нас была возможность посмотреть, как он себя ведет. Очевидно, что самолет, который выпускается серийно, при прочих равных должен стоить дешевле, и в Минобороны решили долго не думать, и заказали эти истребители. Кроме того, таким образом можно было поддержать ОКБ им. А.И.Микояна.
Также отмечу, что у Су-33 есть одна особенность — по некоторым данным, он тяжело входит либо в подъемник, либо в ангар, поэтому эти истребители в основном находятся на палубе «Адмирала Кузнецова». Потом — корабельный МиГ-29 все-таки меньше, легче и компактнее Су-33, и можно получить авиагруппу больше по численности.
— То есть разговоры о ставке на Су-33 беспочвенны, в том числе по причине — сложности запуска в производство?
— Если теоретически предположить, что принято решение о заказе Су-33, то КнААЗ (Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина — «СП») должен заново сделать производственную линию для запуска самолета в серию. Скажем, подобная тема возникала, когда шли переговоры с Китаем о продаже Су-33: тогда китайцы хотели купить 12 самолетов, но мы говорили, что это слишком маленькая партия — не выгодно. Поэтому никто сейчас заказывать Су-33 уже не будет. Сейчас на заводе налажена производственная программа по Су-35, Т-50. И уж если так рассуждать, то скорее, легче и оправданнее сделать корабельный Су-35.
— Как отметил недавно вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев, «Адмирал Кузнецов» в 2018 году пройдет ремонт и модернизацию после возвращения с боевой службы. В СМИ уже появлялись сведения, что после этих работ должно быть усилено авиакрыло — до 30 самолетов.
— 23 корабельных самолета МиГ-29 (с учетом недавней потери в Средиземном море) уже произведены, на них учатся летать пилоты, под эти самолеты создан отдельный полк — 100-ый. Кроме того, возможно, индийцы еще одну партию закажут.
Думаю, ремонт и модернизация авианесущего крейсера продлятся пять лет — именно такой срок назывался при Анатолии Сердюкове, когда корабль планировали отправить «к стенке» в 2012 году.
То есть, в состав авиакрыла в перспективе войдут имеющиеся МиГ-29 и десяток Су-33, которые будут добивать свой ресурс. Видимо, в будущем на смену «сушкам» придут «мигари», потому что, честно говоря, я не верю, что будет корабельный Т-50.
Беседовал Антон Мардасов
Источник - Русская весна (rusnext.ru)