Легендарный камень, на котором произошло воскресение Христа, находится на русской земле, — мнение
Неожиданные раскопки в иерусалимской Кувуклии могли быть предприняты для подрыва авторитета России в христианском мире. Но, похоже, требуемого результата они не принесли.
Интервью с экспертом ЦСК Юрием Шушкевичем.
— Юрий Анатольевич, вчера многие новостные агентства сообщили, что археологи совместно с экспертами Афинского технического университета впервые с 1555 года сняли в иерусалимской Кувуклии мраморную защитную плиту с гробницы Иисуса с целью обнаружить подлинный камень, на котором произошло чудо воскресения, ставшее стержнем христианской веры.
Однако судя по сделанному в момент снятия защитной плиты видео, под плитой находятся светлые камни, а самого знаменитого камня-ложа не видно. В своём романе «Вексель судьбы» вы утверждаете, что этот легендарный камень уже много веков находится на территории России. Сможете кратко прокомментировать?
— Да, конечно. В завершающих главах романа «Вексель судьбы», который посвящён философии отношений России и Запада за без малого тысячелетний период, действительно идёт речь о судьбе Гроба Господня, как прежде называли каменную плиту, на которой произошло чудо Воскресения. История здесь такова. Во второй половине XII века созданное после первых крестовых походов Иерусалимское королевство трещало под натиском мусульман, и иерусалимскому королю Амори, правоверному католику, ничего не оставалось, кроме как обратиться за военной помощью в православную Византию.
Византийский император Мануил Комнин в качестве компенсации за оказанную поддержку вывозит из Иерусалима в Константинополь главнейшие христианские реликвии — Плащаницу, Терновый Венец Христа и каменную плиту Гроба Господня. Произошло это в 1173–1174 годах. Святые реликвии были размещены в Константинопольской Святой Софии. Однако после кончины Мануила Комнина, силу и твёрдость которого его преемники, увы, не наследовали, именно из-за этих святынь Византия стала целью организованного Венецианским государством на деньги Ордена тамплиеров и с благословения Рима так называемого Четвёртого крестового похода 1204 года — когда вместо того, чтобы освобождать взятый мусульманами Иерусалим «благочестивые рыцари» жгли и разоряли Царьград.
Изъятый оттуда Терновый венец был вскоре продан венецианцами французскому королю с целью погасить кредит тамплиеров (Венец по-прежнему находится в Соборе Парижской Богоматери), Плащаница досталась тамплиерам, несколько веков провела в их кладовых и была вновь явлена миру уже после запрета Ордена, в 1353 году. А вот Гроб Господень захватчики так и не нашли, и тогда же стали множиться слухи, что реликвия в 1203 году была тайно отправлена в русские земли.
— Какой был в том смысл?
— С точки зрения любого христианина — а христианство в средние века было не только религией, но и политикой, мировоззрением, оно было буквально всем! — камень, свидетельствующий о чуде Воскресения Иисуса Христа, является ценностью наивысшей и абсолютной. Отсюда её спасение накануне готовящейся агрессии — дело вполне объяснимое. И понятно, почему Гроб Господень отвезли не в Киев к Роману Галицкому, который имел контакты с Римом, а в Великий Новгород.
— По тем временам это должно было быть непростое путешествие.
— Безусловно. Поэтому человек, совершивший этот подвиг — а согласно «Житию Варлаама Хутынского», другим новгородским источникам, а также Патриаршей Никоновской летописи XVI века его звали Добрыней Ядрейковичем и был он боярским сыном,- буквально сразу же по возвращении из Константинополя становится епископом Антонием. Случай совершенно исключительный, когда епископом становится мирянин, к тому же — ещё и очень молодой. То есть мы видим, что Добрыня в глазах новгородцев не только доставил в Новгородскую Софию реликвию исключительной ценности, но и совершил при этом настоящий подвиг.
— То есть Гроб Господень, проделавший путь из Иерусалима в Новгород через Константинополь, находился в Новгородской Софии? Тогда какова же его дальнейшая судьба?
— Священную реликвию вскоре пришлось прятать, иначе Новгород с неизбежностью повторил бы судьбу Константинополя. Что, собственно, и должно было произойти, если бы Александр Невский в 1242 году не остановил бы нашествие тевтонских рыцарей. Тевтонский орден, заметьте, — это филиал Ордена тамплиеров, да и времени прошло с разорения Константинополя совсем немного — всего-то 38 лет! Русская история знает много славных полководцев, но только Александр Невский — князь святой и благоверный. Обратите внимание на определение «благоверный» — то есть он совершил деяние исключительно важное для христианства…
Про Гроб Господень на Руси продолжали знать и помнить. Именно с ним связана потрясающая идея Патриарха Никона построить под Москвой второй Иерусалим, «град юный»… Настоящий Иерусалим Никон считал навсегда погибшим и желал воссоздать его точную копию — чтобы Христос снизошёл именно сюда судить мир и воскрешать мертвых.
И подлинный Гроб Господень должен был находиться именно в главном соборе Новоиерусалимского монастыря. Кстати — представление о России как о Новом Израиле появилось за сто лет до Никона, когда после взятия Иоанном Грозным Астраханского ханства река Волга — этот русский Иордан, имеющая такое же меридиональное направление и впадающая в лежащий ниже океана Каспий, аналог Мёртвого моря,- отныне полностью протекала по русской земле.
— Недавно в Новом Иерусалиме завершились реставрационные работы, но в открывшемся храме выставлена копия Гроба Господня, изготовленная на Святой Земле в XVII веке. Где же подлинник?
— Надеюсь, что с Божьей помощью он по-прежнему в наших пределах. Проблема ведь не в том, что реликвию пришлось прятать и защищать. С её появлением у нас были нарушены очень серьезные планы Запада.
— Какие именно планы?
— Благословивший разорение Константинополя римский понтифик Иннокентий III в. те годы сколачивал под своим началом единое европейское государство, эдакий первый вариант Евросоюза. В силу тогдашних представлений объединение могло быть успешным только в случае, если б у его инициатора находились под рукой все источники церковной благодати. К 1204 году папа Иннокентий контролировал Францию, Англию, Болгарию, Португалию, Арагон, Сицилийское королевство, силами им же учреждённого Тевтонского ордена подчинил германские земли, вёл успешное завоевание Пруссии и всячески склонял к союзу уже упоминавшегося Романа Галицкого, княжившего на русском юго-западе и державшего титул Великого Киевского князя.
А тамплиеры, при поддержке которых новое сверхгосударство формировалось, видели себя в нём главной финансовой силой, планируя со временем получить и неограниченную политическую власть. При этом Гроб Господень был нужен как папе в качестве подтверждения вселенского церковного авторитета, так и тамплиерам в качестве абсолютного обеспечения под эмиссию первой всемирной валюты. Так что планы были космические, а хитроумные греки, а после — и мы осуществиться им помешали. Кстати — вертикальные линии на знаке нынешнего американского доллара — вовсе не «геркулесовы столбы», а копья двух всадников, едущих на одной лошади — с печати тамплиеров. Всё, что мы переживаем сегодня, было заложено в глубокой древности, и нынешняя мировая валюта — реинкарнация той, не сумевшей состояться в XIII веке.
— Однако вскоре Орден тамплиеров был проклят и запрёщен.
— Именно так. Из-за того что самой главной реликвии в разорённом Константинополе обнаружить не удалось, все тогдашние планы рухнули. Разошедшиеся амбиции тамплиеров, уместные в масштабах общеевропейского государства, которое рассыпалось, не успев сложиться, за неимением соразмерных задач начали становиться для пап и королей всё менее терпимыми, что спустя сто лет привело Орден к кровавому разгрому.
— Хорошо, но почему после XIV века Гроб Господень по-прежнему не на виду?
— Тому может быть много причин. В «Векселе судьбы» я обосновал версию, согласно которой на следующий год после запрета Ордена тамплиеров, то есть в 1308 году, во всё тот же Великий Новгород прибыли некие ценности храмовников, так называемая «сокровенная казна» — в летописях упоминается, что московский князю Юрий Данилович весной того года встречал на Волхове корабли с некоей иноземной, или «фрузской», казной. Если это так, то наша мистерия получает объяснение: принятое в чёрный для Ордена год, решение отправить наиболее ценную часть его богатств в Новгород, невзирая на парадоксальность, представлялось единственно возможным: символическое объединение «сокровенной казны» тамплиеров, спасённой от французского короля и папы, с оплаченной через кредит венецианцам в 1204 году, но так и недоставшейся им реликвией закрывало зияющую брешь в бухгалтерских книгах, не ведающих, как известно, сроков давности, а заодно и сохраняло плацдарм для реванша.
Ведь история России в 1308 году ещё не была написана, и новая Европа тамплиеров вполне могла взять начало на волховских берегах. Тем более что для тамплиеров, уже тогда готовивших переход к отношениям, которые мы сегодня именуем «буржуазными», Новгородская республика была не просто местом, не подконтрольным католическому Риму, но ещё и государством со сверхпередовым по тем временам общественным устройством! Кстати, предложение возглавить реформацию Европы было сделано потомками тамплиеров Ивану III в. районе 1480 года — когда русской государство укрепилось и вернуло от Золотой Орды свой суверенитет.
Московская летопись, правда, утверждает, что Иван III сжёг в 1480 году неких «чернокнижников», то есть предложение то — отверг. Однако тайные общества работали быстро, ибо уже менее чем через сорок лет, в 1517 году, Лютер в Виттенберге обнародует свои знаменитые тезисы, и европейская Реформация, сокрушающая устои средневековья, стартует со всей сокрушительной мощью.
— Выходит, после 1480 года мы прекратили отношения с тамплиерами, однако Гроб Господень миру всё равно не предъявили?
— Видимо, не пришло тому время. После присоединения Иваном III Новгорода в конце XV века на Белом Озере, в отдалённом от всех границ «медвежьем углу», была выстроена колоссальная по тем временам крепость для сохранения вывезенных с Волхова ценностей, роль которой позднее перешла к сооружённому в тех же местах еще более неприступному Кирилло-Белозерскому монастырю. Осаду которого, кстати, в Смутное Время польские войска безрезультатно держали аж четыре года после изгнания из Москвы и воцарения Михаила Романова — очевидно зная, что сохраняемые там ценности являются исключительными…
Патриарх Никон пытался вернуть Гроб Господень для открытого поклонения и почитания — однако сошедшая на него царская опала не позволила ему это сделать. Если последнее верно, то выходит, что договорённость с тамплиерами о символическом выкупе Гроба Господня наши правители были вынуждены в силу каких-то скрытых от глаз прични продолжать строго соблюдать.
— Нынешнее местонахождение Гроба Господня тоже неизвестно?
— Увы. Но лично я, равно как и многие другие люди, с которыми мне доводилось обсуждать эту тему, всё-таки убеждены, что реликвия по-прежнему находится на территории России. Придёт время — и она будет обретена.
— Как в этой связи вы прокомментируете археологическую экспедицию в иерусалимском храме?
— Полагаю, что даже в наш безбожный век местонахождение главной христианской святыни по-прежнему имеет огромное значение. А поскольку вероятным местом её пребывания является Россия, против которой Запад развязал невиданную прежде идеологическую войну, становится понятной цель вскрытия Кувуклии — найти что-либо, напоминающее погребальное ложе Христа, и заявить, что всё, вот, смотрите, ещё одни претензии России объявляются несостоятельными!
На отношениях с Китаем это не скажется, но ослабить наши позиции среди православных стран и даже стран католических — такое способно вполне. Однако пока в гробнице обнаружили лишь камни. Подождём, правда, что будет предъявлено потом. Хотя лично у меня нет сомнений, что подлинного погребального камня Христа там нет. Ибо не мог благочестивый Мануил Комнин оставить святыню накануне неизбежного взятия Иерусалима сарацинами. Не могли греки бросить её на растерзание взбесившемуся западному воинству.
Да и весь смыл русской истории, если взглянуть не предвзято, — не есть ли это вечный поиск божественной справедливости, пусть тяжелый, кровопролитный и трагический? И можно ли вообще представить, что Иисус во своём Втором пришествии сойдёт на землю посреди какого-нибудь утонувшего в самых неистовых грехах Лондона или Вашингтона?
Источник - Русская весна