Перезагрузит ли следующий президент США ситуацию в Сирии, — мнение
Политолог Антон Хащенко — о том, что может стать единственной возможностью для США достойно выйти из сирийского кризиса.
Риски прямого военного столкновения Москвы и Вашингтона в Сирии возросли кратно, причем это настолько очевидно, что не скрывается даже в мозговых центрах Пентагона — на днях доклад с таким выводом был опубликован частной разведывательно-аналитической компанией Stratfor.
Сейчас мы фактически стоим на грани нового Карибского кризиса и одновременно на пороге локального военного конфликта, случись который, не миновать и конфликту глобальному — уже на полное уничтожение.
В одном из свежих американских сериалов о том, как далеко не самый высокопоставленный чиновник кабинета министров в результате теракта случайно становится президентом США, присутствует персонаж агрессивного военного, который постоянно призывает главу государства по кому-нибудь «ударить» — сначала по Ирану, а следом и по группировке, которая якобы ответственна за массовое убийство всего высшего руководства страны.
По сюжету президент оказывается блестящим дипломатом и политиком, которому до поры до времени удается избегать реализации этих радикальных предложений.
Но в случае с террористической организацией ближайшее окружение все-таки вынуждает его согласиться с тем, что, несмотря на недостаточность доказательств, именно эта группировка «назначается» виновной — дескать, американскому народу, жаждущему возмездия, нужен враг. Иными словами, для спасения внутриполитической ситуации выдавать желаемое за действительное не возбраняется.
Если убрать в сторону вымышленность персонажей и сюжета, то в целом этот сериал весьма неплохо объясняет, почему США постоянно поднимают ставки в «большой игре» вокруг Сирии и почему американская дипломатия давно уже приступила к откровенному хамству и ничем не подтвержденным обвинениям в адрес России.
Агрессивный генерал и политическая целесообразность, которой оправдываются не самые благие намерения, — это, по сути, основные элементы схемы принятия решений в Белом доме.
В отношении сирийского кризиса для американского руководства ситуация осложняется еще и тем, что неудавшийся по воле России блицкриг на этом направлении — в отличие от Ирака и Ливии — загнал США в политическую ловушку, где каждый новый шаг по «сохранению лица» (читать — очередному обвинению нашей страны) приводит к обратному эффекту и еще большей эскалации.
Стрелять из пистолета, которым Вашингтон привык размахивать у лица несговорчивых партнеров, вроде и надо (иначе зачем тогда его нужно было доставать), но по понятным причинам боязно: могут и ответить.
Поэтому сейчас мы наблюдаем пируэты из разряда «побольше ада», дабы потянуть время и дождаться нового «окна возможностей» в виде президентских выборов для «обнуления» всех ранее сделанных заявлений и действий.
Со всей очевидностью для Вашингтона сирийская кампания, которая по существующей многолетней традиции должна была решить и внутриполитические проблемы США, сегодня стала головной болью номер один. Однако просто так закрыть для себя эту тему Белый дом уже не может — маховик пропаганды сделал свое дело.
Уйти в сторону — значит признать свою слабость и позволить усомниться в силах и возможностях «исключительной нации».
В этом смысле единственная возможность перезагрузить ситуацию и попытаться выйти из нее если не победителями, то по крайней мере с гордо поднятой головой — это выборы президента США. Новый президент и его администрация не обязаны отвечать или продолжать политику предыдущего.
И напротив, старая команда не несет никакой ответственности, поскольку «по легенде» сделала все что могла, а дальше все вопросы к тому, кто теперь занимает Овальный кабинет.
Удобный для всех вариант, если бы не одно «но»: до этого времени еще нужно дожить, а ставки подняты уже настолько, что даже аналитики Stratfor вынуждены признать возросшие риски прямого военного столкновения в Сирии Москвы и Вашингтона.
Другое дело, что кроме ограничителей внутренних сегодня существуют и внешние ограничители в виде недвусмысленной реакции российской стороны, подкрепленной размещенным в Сирии зенитно-ракетным комплексом С-300.
Одно дело безобразничать, осознавая, что тебе не ответят, другое — понимать, что ответ не заставит себя ждать. Понимает это и условный генерал из упомянутого выше сериала, так что на одного «возбудителя спокойствия» становится меньше.
Поэтому, даже несмотря на кратно возросшие риски, сохраняются достаточно высокие шансы на то, что до прямого столкновения по крайней мере до президентских выборов дело-таки не дойдет.
Ну, а дальше многое будет зависеть исключительно от того, решится ли американский истеблишмент и стоящий за ним крупный капитал воспользоваться открывшимся «окном возможностей» для перезагрузки или игра просто выйдет на новый уровень.
Антон Хащенко
Источник - Русская весна