Чего добиваются США и зачем провоцируют Россию в Сирии
В западных СМИ разом появились публикации со ссылками на анонимные источники в Белом доме о том, что американская администрация изучает различные варианты «силового решения» сирийского конфликта.
Рейтер сообщает, что рассматриваются различные варианты мер по усилению военной поддержки оппозиции, включая нанесение ударов по позициям правительственной армии САР. The Wall Street Journal — о возможности дополнительных поставок оружия сирийской оппозиции, чтобы остановить «наступление сил режима в Алеппо».
Одновременно, официальный представитель Государственного департамента США Джон Кирби сообщил: в среду глава американского внешнеполитического ведомства Джон Керри в телефонном разговоре уведомил своего российского коллегу Сергея Лаврова о том, что Вашингтон готов свернуть сотрудничество с Москвой уже в ближайшее время.
Мало того, Кирби пригрозил России тем, что экстремисты, действующие в Сирии, могут начать наносить «удары по российским интересам, возможно, даже по российским городам».
В Белом доме якобы рассматривают несколько вариантов «силового решения». Первый предполагает выдачу своеобразного разрешения странам Персидского залива, которые поддерживают оппозицию в Сирии, поставлять противникам Башара Асада высокотехнологичные виды вооружения.
Менее вероятным источники называют авиаудары по базам ВВС Сирии. Наиболее реальным — поддержку оппозиции путем поставки ей дополнительного оружия или даже при помощи авиаударов.
Рассматривается и возможность отправки в Сирию большого числа американского спецназа для поддержки сирийских и курдских отрядов, которые противостоят правительству.
Каждый из этих вариантов, в случае попытки его реализации, может многократно усилить напряженность в «горячем» регионе, привести ситуацию к опасности открытого военного противостояния двух крупнейших ядерных держав — России и США.
Чего же добивается Вашингтон?
Одернуть Россию
Ключ к такому поведению Америки — в успехах сирийских правительственных войск в провинции Алеппо, убежден президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Происходит заметное усилений позиций официальной Сирии, России и, отчасти, Ирана, что никак не устраивает США.
«Если Алеппо будет взят, то на этом деятельность „Джебхат ан-Нусры“ (террористическая организация, запрещена в России) в ее нынешнем виде, несмотря на недавнюю смену названия, будет очень серьезно ограничена. Уже совершенно очевидно, что к этому времени США не смогут взять Ракку, а, значит, и объявить об окончании военных действий тоже не смогут. Вот Вашингтон и предпринимает попытку одернуть Москву, снизить ее активность на этом направлении», — говорит Дмитрий Абзалов.
© РИА Новости. Михаил Алаеддин
Бойцы сирийской армии в Алеппо
По словам Абзалова, Россия в свою очередь уже «несколько разочарована» сотрудничеством с США. Заключая перемирие, Москва была готова пожертвовать некоторыми своими интересами для того, чтобы стабилизировать ситуацию, однако Вашингтон в очередной раз продемонстрировал, что не контролирует структуры, которые формально ему подчиняются.
В такой ситуации о чем-то договариваться с американской администрацией крайне сложно.
С тем, что американская «вертикаль власти» все больше идет вразнос, согласен и вице-президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» Юрий Бялый.
«Система военно-политической вертикали власти в Соединенных Штатах сломана. Это, в частности, показали итоги голосования в Сенате, благодаря которым Конгрессу удалось преодолеть вето президента Барака Обамы на разрешение американским гражданам подавать судебные иски против Саудовской Аравии.
Это видно и по тому, что некоторые свои шаги в той же Сирии американские военные делают, минуя их согласование с политическим руководством», — говорит эксперт.
Бялый считает, что проблема США в Сирии в данный момент состоит и в том, что у них остается все меньше надежных союзников.
«Есть сведения, что США пытаются снова договориться с Турцией, учитывая, что у Анкары остаются свои интересы в сирийских районах, населенных курдами и туркоманами. В то же время, Вашингтон напрочь испортил отношения с Эр-Риядом — после преодоления сенатом президентского вето, и с Дохой — после того, как признал террористическими ряд организаций, которые поддерживает Катар.
Угрозами в адрес России Белый дом, кроме прочего, пытается вернуть себе симпатии региональных партнеров», — полагает Юрий Бялый.
Замахнуться — еще не значит ударить
Давление Америки на Россию будет продолжаться, но главным образом — на информационно-дипломатическом направлении, считает Дмитрий Абзалов. По его мнению, главным инициатором распространения устрашающих сценариев сегодня является Пентагон.
«Нынешней американской администрации осталось существовать несколько месяцев. Очень трудно представить себе, что сейчас, в преддверии выборов, на уровне президента будут приниматься какие-то радикальные решения о начале масштабных военных действий», — говорит Абзалов.
© AFP 2016/ Bulent Kilic
Операция по освобождению от боевиков террористической группировки Исламское государство северного сирийского города Джараблус
Анализируя якобы обсуждаемые в Белом доме сценарии, Абзалов считает, что вряд ли США будут сейчас обучать и вооружать боевиков из отрядов оппозиции на военных базах в Сирии и в Турции. Как показывает практика, оружие затем оказывается у «Джебхат ан-Нусры»*, а потом и у ИГИЛ*. Эффект в результате нулевой, тем более, что такой путь ситуацию принципиально не меняет.
К тому же, отмечает эксперт, средства для подобной программы надо выделять через Конгресс (что практически безнадежно), а также договариваться с соседями — с той же Саудовской Аравией, отношения с которой сейчас серьезно испорчены.
Второй вариант — прямая поставка вооружений оппозиции, что формально запрещено Советом безопасности ООН. На этот вариант Штаты также вряд ли пойдут, рискуя навлечь на себя недовольство мирового сообщества, включая европейских партнеров.
Третий сценарий — самый радикальный и быстрый — предусматривает непосредственный ввод американских войск в Сирию. Причем, не только спецназа, но и тяжелой боевой техники, без которой даже самые элитные подразделения вряд ли смогут успешно действовать.
Однако тогда потребуется поддержка ВВС США, а позиции сирийских правительственных войск прикрывают российские комплексы С-400.
Реализация такого сценария — это прямой путь к большому открытому военному конфликту, в котором в регионе не заинтересован никто: ни Израиль, ни Саудовская Аравия, ни Турция.
То есть, Соединенные Штаты в итоге рискуют оказаться в полной изоляции, объясняет Дмитрий Абзалов.
«Вашингтон вряд ли решится на какие-то решительные шаги и вряд ли развяжет сейчас какую-то крупную военную кампанию. Однако в условиях, когда разные американские политики — президент Барак Обама, вице-президент Джо Байден, генералы из Пентагона и руководители ЦРУ — вразнобой дают разные оценки ситуации, нельзя исключать каких-то импульсивных и провокационных действий США в Сирии.
Но, скорее, это могут быть мелкие локальные инциденты, нежели крупная согласованная военная операция», — полагает Юрий Бялый.
«Ситуация в Сирии складывается крайне тревожная, и во что она выльется, предсказать трудно. Однако очевидно, что в случае разрастания конфликта наибольшие потери понесет та страна, которая берет на себя наибольшую ответственность.
Тот, кто заявляет, что берет на себя ответственность за весь мир, в итоге может пострадать больше всех», — говорит Дмитрий Абзалов.
Давление вряд ли ослабнет
Аналитики сходятся во мнении, что информационные атаки на Россию будут продолжаться.
Свежий пример — предварительный доклад по расследованию обстоятельств катастрофы авиалайнера Boeing Малайзийских авиалиний в небе над Украиной летом 2014 года. «Сырые» результаты незавершенного расследования, построенного на явно недостаточной и противоречивой информации, отмечают эксперты, позволили следователям сделать однозначный вывод о том, что самолет был сбит ЗРК «Бук», принадлежащим России.
Владимир Ардаев, обозреватель МИА «Россия сегодня».
* Запрещенные на территории РФ террористические организации.
Источник - Русская весна