Киев пытается скрыть правду от пенсионеров
Правительство Украины продолжает скрывать от своих граждан реальную цену, которую им придется заплатить за кредиты МВФ.
Киев прямо лжет, уверяя, что до повышения пенсионного возраста еще очень далеко, хотя в меморандуме МВФ черным по белому предписано обратное. Учитывая, как сильно США подсадили Киев на кредитную иглу, ему будет сложно отказать фонду.
Украина и Международный валютный фонд (МВФ) по-разному трактуют перспективы повышения пенсионного возраста для украинских граждан. Так, если верить вице-премьеру Украины Павлу Розенко, на данный момент этот вопрос не стоит.
«Ни в меморандуме с МВФ, ни в правительстве о повышении пенсионного возраста сейчас речь не идет. Этот вопрос можно будет рассматривать только в перспективе», — цитирует его пресс-служба украинского кабинета министров. Только после повышения уровня и качества жизни украинцев и продолжительности жизни. По его словам, на всех переговорах с МВФ эта тема поднималась с 2005 года, а пенсионный возраст был повышен только в 2011 году (для женщин с 55 до 60 лет).
Однако украинскому правительству вряд ли неизвестна позиция МВФ по этому поводу.
Буквально на днях был обнародован текст меморандума сотрудничества МВФ с Украиной. И там черным по белому написано, что для уменьшения дефицита Пенсионного фонда Киев должен уже до конца декабря 2016 года принять изменения пенсионного законодательства. В частности, необходимо «постепенно урегулировать возраст выхода на пенсию и провести дальнейшее сокращение возможности для досрочного выхода на пенсию, ужесточить критерии приемлемости для минимальной пенсии».
Таким образом, МВФ прямо требует повысить пенсионный возраст. Во-вторых, убрать все пенсионные льготы.
Ужесточение критериев приемлемости для минимальной пенсии означает, что должен быть повышен трудовой стаж, дающий право на минимальную пенсию, которая сейчас на Украине составляет всего 1130 грн (2730 рублей).
Кроме того, согласно меморандуму, Украина должна обеспечить отсутствие привилегий для любой профессии (за исключением военных), а также расширить базу для взносов в систему социального обеспечения.
Иными словами, МВФ надоело ждать, когда Киев решится на пенсионную реформу, и одним из главных условий получения следующего кредитного транша он ставит проведение этой реформы.
Это, конечно, не единственное условие фонда, но самое болезненное для правительства Украины. Так, в числе других условий — внедрение механизма ежеквартального пересмотра тарифов на газ до конца ноября этого года. Причем речь идет в большей степени о росте тарифов.
«Если цена на нефть упадет на 10%, по теории, и тариф должен упасть. Но я думаю, все будет в обратном направлении: вырастет цена на нефть на 10%, тарифы тоже автоматически вырастут», — считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
«Это предлагается оформить законом, чтобы каждый раз не повышать. С одной стороны, тарифы у нас близки к европейским. С другой стороны, качество услуг оставляет желать лучшего», — добавил эксперт.
Не говоря уже о том, что зарплаты на Украине далеки не то что от западноевропейских, а даже от восточноевропейских стран.
Также МВФ в обмен на кредиты требует запустить на Украине рынок сельхозземли, что может означать распродажу украинских черноземов иностранцам, и, наконец, приватизацию Одесского припортового завода и других объектов, то есть распродать за бесценок нужные Западу активы.
Пенсионную реформу от Киева МВФ требует действительно уже давно.
Но каждый раз украинским властям вроде как удавалось отсрочить этот неприятный момент и убедить граждан, что центр обо всем договорился с Кристин Лагард. Так, буквально год назад президент Украины Петр Порошенко заявлял, что твердо договорился с МФВ не повышать пенсионный возраст на Украине, аналогичное заявление он делал и в январе этого года, сообщив, что «в рамках переговоров с главой МВФ Лагард была достигнута договоренность об отмене повышения пенсионного возраста на Украине». В конце мая о том, что пенсионный возраст не будет повышен, говорил и Гройсман.
На самом деле, эти слова мало что значили. Просто потому, что в этот момент Киев прекрасно понимал, что выдача очередного транша затягивается надолго, поэтому можно и слукавить. МВФ целый год не давал кредиты Украине, снова и снова перенося сроки. В итоге в сентябре все-таки одобрил транш, но всего на 1 млрд долларов (хотя с учетом всех просрочек там набежало уже более 3 млрд долларов «обещанных» денег).
Учитывая состояние экономики Украины, бюджетные дыры и низкий уровень ЗВР, для Украины этот 1 млрд долларов — капля в море. Ей нужны куда более значительные вливания. Это хитрый ход МВФ — дать немного денег, пообещав более щедрые кредиты, но только после выполнения условий, в числе которых злосчастная пенсионная реформа.
На этот раз МВФ показал себя более жестким кредитором. Поэтому на этот раз Киеву тяжело будет получить новый транш, не решив проблему дефицита Пенсионного фонда.
Сейчас на Украине мужчины и женщины должны выходить на пенсию с 60 лет. Но возраст для женщин увеличивается постепенно с 55 до 60 лет по полгода начиная с 2011 года. То есть в этом году выйти на пенсию женщины смогут с 57,5 лет.
Какая схема повышения пенсионного возраста будет выбрана теперь Киевом, неизвестно. Ранее предлагались разные варианты. Например, использовать опыт Словакии и повышать каждые полгода возраст пенсионеров до 65 лет. Другой вариант — повышать пенсионный возраст для женщин еще на два года — до 62 лет, а для мужчин на три года — до 63 лет.
Пенсионный фонд Украины действительно испытывает жуткий дефицит, который приходится закрывать бюджетными средствами.
На выплату пенсий и дотаций тратится 11% ВВП страны. Так, в этом году дефицит Пенсионного фонда Украины достиг рекордной в истории Украины отметки — 145 млрд гривен. Всего на пенсии тратят 257 млрд гривен. При этом часть пенсионеров получают меньше прожиточного минимума, а средняя по стране пенсия достигла всего лишь 1783 гривен (минимальная — 1130 гривен).
«Пенсионный фонд — банкрот. Есть два способа, как его наполнить: это легализация зарплат, но бизнес и работодатели не покажут прозрачные зарплаты, потому что не доверяют власти и боятся, что налоговая еще больше залезет в их карман.
Второй способ — повысить налоги или расширить базу налогообложения. Но это невозможно, потому что роста экономики нет. Поэтому повышение пенсионного возраста хоть как-то спасет ситуацию. Но неизбежно, со временем, устроит социальный взрыв», — объяснял один из советников Петра Порошенко, словацкий реформатор Иван Миклош.
При этом Украина уже попыталась пойти и по первому, и по второму пути, но положительного эффекта по понятным причинам не получила.
Так, работающие украинцы платят налог в Пенсионный фонд — единый социальный взнос (ЕСВ). За счет этих средств формируется солидарная система пенсионного обеспечения, за счет ЕСВ выплачиваются пенсии современным пенсионерам. В прошлом году средняя процентная ставка ЕСВ была 38%, в этом году ее снизили до 22%. Хотели тем самым вывести из тени компании, которые платят работникам в конвертах.
Однако ничего не получилось — поступления от ЕСВ просели. Были разговоры также ввести накопительную часть пенсии — плюс 2–7% к ЕСВ в течение нескольких лет. Но и это не совсем то, чего желает МВФ.
Таким образом, ситуация патовая, и проблему дефицита пенсионного возраста так или иначе придется решать.
Но вот рецепт, предлагаемый МВФ — повышение пенсионного возраста — вовсе не панацея. Повышение пенсионного возраста не поможет Пенсионному фонду, так как в стране не хватает работающих граждан, считает Охрименко.
«Это не спасет Пенсионный фонд Украины. Даже если повысить пенсионный возраст, то это только замедлит процесс появления новых пенсионеров. На Украине очень быстро происходит старение нации. Уже сейчас на одного работающего в государстве приходится 1,5 пенсионера.
Слишком мало новых украинцев. Поэтому нужно думать о легализации зарплат и о стимулировании рождаемости», — считает украинский экономист.
Проблема страны в том, что большая часть трудоспособных граждан работает за ее пределами, соответственно, не платит ЕСВ и не помогает платить нынешним старикам пенсии.
По мнению Охрименко, есть одно хорошее решение проблемы дефицита Пенсионного фонда Украины, которое не требует повышения пенсионного возраста. Украинское правительство должно договориться с властями других стран о легализации работы граждан Украины.
«Для того чтобы решить проблему выплаты пенсий, нужно признать фактор экспорта рабочей силы и урегулировать этот вопрос с другими странами. Правительству Украины нужно не пенсионный возраст повышать, а немедленно садиться за стол переговоров с правительствами стран, где больше всего работают украинцы, договариваться о легальной работе и о получении части налогов на Украине», — предложил эксперт.
Иными словами, рецепт прост — увеличить число плательщиков ЕСВ. Каким способом это сделать — должны понять и решить в украинском правительстве. Вот только там пока вместо поиска путей решения вопроса занимаются тем, что пытаются популистскими речами уверить граждан своей страны в том, что до повышения пенсионного возраста еще очень далеко. Но, учитывая, как сильно Киев подсел на кредитную иглу МВФ, это явно не так.
Деловая газета «Взгляд»
Источник - Русская весна