Япония вооружается, готовясь к противостоянию с Китаем
«Пекин не потерпит такой ситуации, чтобы Япония стала для него менее уязвимой». Так эксперты комментируют рекордные военные расходы, запланированные в Японии.
Противостояние нарастает, и главный приоритет Токио в этом смысле — создание эффективной системы ПРО, способной противостоять ударным возможностям Китая. Как далеко зайдет милитаризация Японии?
Правительство Японии представит на следующий финансовый год самый крупный военный бюджет в истории страны. Как сообщил в пятницу телеканал NHK и некоторые японские газеты, он предусматривает, в частности, затраты на усиление защиты от северокорейских баллистических ракет и на строительство подводной лодки для противостояния китайцам вокруг спорных архипелагов.
По данным изданий, расходы на оборону будут запрошены на 2,3% больше, чем в нынешнем году, и достигнут 5,17 трлн иен (51,7 млрд долларов). Финансовый год начинается в Японии с апреля.
Испытания пройдут на Гавайях
В частности, планируется переоснастить находящиеся на вооружении 28 ЗРК Patriot (PAC-3), потратив на это около 105 млрд иен (1,05 млрд долларов). Минобороны планирует потратить 94,6 млрд иен (около 946 млн долларов) на покупку у США шести истребителей пятого поколения F-35 и 39,3 млрд иен (около 393 млн долларов) на покупку четырех конвертопланов Osprey, пишет Swissinfo.ch.
Помимо этого, судя по утечкам в японской печати, минобороны хочет приобрести за 14,7 млрд иен (147 млн долларов) зенитные ракеты морского базирования SM-3, произведенные японцами совместно с США, с максимальной высотой полета до 1000 километров, которые предполагается разместить на эсминцах, оснащенных системой ПРО Aegis.
Минобороны запросит и 74,6 млрд иен (746 млн долларов) для покрытия расходов на размещение гарнизонов на отдаленных островах — Мияко и Осима префектуры Окинава — вблизи спорных островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао). Подводная лодка, которую хотят разработать в Японии, по проекту способна иметь на борту ракеты с дальностью 300 километров. Ее предполагается разместить к 2023 году там же — возле Мияко.
«Основное внимание японцы предсказуемо уделяют ПРО — это главное, на что тратятся деньги, — пояснил газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. — Они пока создают ПРО из двух эшелонов.
Дальний эшелон — морской, состоит из ракет SM-3, а ближний — это ПРО отдельных объектов или населенных пунктов, состоит из надземных PAC-3.
Японцы обсуждают еще закупку среднего комплекса THAAD. Но это решение пока не принято».
«При попытке прорыва через первую цепь островов»
Конвертопланы, по мнению эксперта, понадобятся для быстрого реагирования на изменение ситуации вокруг Сенкаку.
«Они позволяют на дальнее расстояние быстро перебрасывать небольшие контингенты сухопутных войск. То есть в целом продолжается смещение боевого потенциала японской армии на юг, в район архипелага Рюсю. Что касается F-35, то японцы возлагают на них определенные надежды, потому что у Китая появились дальние бомбардировщики H-6A с крылатыми ракетами. И японцы пытаются создать систему ПВО, которая позволит им перехватывать бомбардировщики и крылатые ракеты при попытке прорыва через первую цепь островов», — подчеркнул эксперт.
Все это ожидаемые меры, напомнил Кашин, связанные в первую очередь с китайским фактором, и во вторую — с северокорейским.
«Это элемент гонки вооружений в Восточной Азии, и за ним последует реакция со стороны Пекина — видимо, в форме наращивания ударного потенциала, чтобы гарантированно эту линию ПРО и ПВО преодолеть и нанести удар. Для китайцев возможность нанести неприемлемый ущерб Японии — это один из элементов стратегии сдерживания США. Китайцы понимают, что у них пока мало что долетает до американского континента, но зато они могут опустошить Японию, и это один из их козырей. Поэтому Пекин не потерпит такой ситуации, чтобы Япония стала для него менее уязвимой», — предрекает Кашин.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Северная Корея возобновила производство оружейного плутония
Ранее среднесрочный план усиления обороноспособности до 2018 года предусматривал ежегодный рост расходов всего на 0,8%.
Расходы на оборону растут с 2013 года, после того как нынешний премьер-министр Синдзо Абэ вернулся к власти. Рост военных расходов объясняют ракетными испытаниями в КНДР, в том числе недавним пуском баллистической ракеты с дальностью до 1000 километров, которая сумела достичь японской исключительной экономической зоны, несмотря на имеющиеся у Токио и Вашингтона средства раннего предупреждения и перехвата ракет.
В среду британская Financial Times сообщила, что Япония планирует разработать новую тактическую баллистическую ракету и установить ее на архипелаге Сакисима (в той же префектуре Окинава). Так Токио пытается усилить свои позиции в территориальном споре за Сенкаку.
Знакомые с планами японских властей военные эксперты говорят, что новая ракета должна будет «усложнить противнику планирование» морской агрессии. Радиус действия мобильных ракетных установок составит 300 км — в него попадают и Сенкаку.
Кроме ракетных установок Япония решила разместить уже на самих Сенкаку мощные радары.
«Ястреб» — бывший адвокат
Это стало одним из первых решений, которые приняла новая глава минобороны, 57-летняя Томоми Инада, заняв этот пост 3 августа. Правда, она уже не первая, а лишь вторая женщина — министр обороны в истории Японии.
Ранее Инада не раз выступала с жестких позиций по территориальным спорам в Восточно-Китайском море. Кстати, ее прежняя карьера никак не связана с силовыми ведомствами. До избрания в парламент в 2005 году она работала обычным адвокатом.
Как сообщало РИА «Новости», в этом году Томоми Инада нарушила свой обычай посещать храм Ясукуни в Токио в день капитуляции во Второй мировой войне. Вместо этого Инада уехала в Джибути — проверять японских военных, которые ловят пиратов у берегов Африканского Рога. Однако ее коллега по правительству, министр реконструкции Масахиро Имамура, все же побывал в Ясукуни.
Что касается Абэ, то он воздерживается от посещения святилища со времени повторного прихода к власти в декабре 2012 года. Вместо этого от имени не правительства, а правящей партии он посылает к алтарю храма ритуальные подношения.
«Эта дама придерживается консервативных, националистических взглядов. Ее недавний отказ от паломничества в Ясукуни и отъезд в Джибути не был случайным — не хотели лишний раз раздражать Пекин и Сеул. Но эта дама еще не раз заявит о себе, — уверен руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. — Инада известна еще и тем, что недавно заявила: Япония не будет пока обзаводиться ядерным оружием, но в будущем ситуация может измениться. Опять-таки это сразу вызвало ропот в Китае и Южной Корее».
Как отмечает Кистанов, Инада олицетворяет курс на то, чтобы Япония стала «нормальной», как говорит Абэ, страной, обладающей полноценной армией.
«Абэ добился переименования управления Сил самообороны в министерство обороны. Но сами Силы пока сохранили старое название. Поэтому в Японии министерство обороны есть, а армии формально нет», — пояснил он газете ВЗГЛЯД.
Токио и Пекин действуют по принципу «око за око, зуб за зуб», напомнил он.
«Япония кивает на Китай, который в последние 10 лет двузначными цифрами увеличивает свой военный бюджет, причем в Токио говорят: то, что мы видим, — это только верхушка айсберга, на самом деле он гораздо больше, потому что у китайцев он непрозрачный. Под этим предлогом Абэ уже третий год наращивает свой военный бюджет», — сказал Кистанов.
Китай в начале августа направил к Сенкаку огромную флотилию из 230 рыболовных судов и в сопровождении шести патрульных кораблей, напомнил он. «Вот Япония и ответила, что разместит в этом регионе новые ракеты, которые будут доставать до Сенкаку», — пояснил востоковед.
Томими Инада — открытая противница пацифистских положений конституции, напоминает эксперт, как и Синдзо Абэ, который после возвращения к власти инициировал дебаты об отмене статьи 9 конституции (внесена в 1947 году). В ней говорится о том, что Япония отказывается от войны как метода решения международных споров и от создания собственных сухопутных войск, флота и военно-воздушных сил.
«На июльских выборах Абэ добился большинства в обеих палатах парламента, поэтому перспективы открылись для него благоприятные. Однако для правки конституции нужно не простое большинство, а две трети обеих палат, а главное — потом должен еще пройти референдум.
Опросы показывают, что большинство японцев, пусть и небольшое, пока выступает против отмены. Так что статья 9 пока останется в силе, но тихой сапой движение в сторону ее отмены уже идет», — отметил эксперт.
Деловая газета «Взгляд»
Источник - Русская весна