ТОП-5 неудач украинской военной промышленности
Донецкий блогер Андрей Заблоцкий составил рейтинг провальных проектов украинского военно-промышленного комплекса.
Новости о бракованных миномётах завода «Маяк» навели меня на мысль о составлении рейтинга проблем, неудач и скандалов украинской военной промышленности. И вот что у меня получилось.
5 МЕСТО — боевая машина «Азовец» с камерами от домофона
Начнем мы с машины, разработанной не совсем настоящим военным предприятием, но поскольку инженерная группа «Азова» регулярно заявляет о том что её разработка претендуют на принятие на вооружение, то включим и её в рейтинг. Машина получила мощное дополнительного бронирования, в ходе установки которого лишилась перископов, функции которых должны были выполнять камеры кругового обзора.
Однако, как выяснилось в ходе испытаний, машина была оснащена камерами от домофонов.
Эта ситуация, на мой взгляд, показывает ущербность распространившегося в Украине ещё накануне майдана 2004 года подхода, подразумевающего что сложные вопросы, которые во всем мире решаются государством, могут быть решены(да ещё и более эффективно) волонтерами и гражданским обществом. В случае с «Азовцем», все желающие смогли убедится что с разработкой боевой техники этот подход не работает.
4 МЕСТО — Новые украинские бронетранспортёры — разнообразные и ломающиеся
Сами по себе новые украинские бронетранспортёры БТР-3 и БТР-4 являются относительно неплохими машинами и вполне могли бы не попасть в этот рейтинг — они имеют современные силовые установки и трансмиссию, значительно усиленное вооружение, а БТР-4 и современную компоновку, но и тут есть моменты.
Во-первых вызывает вопросы одновременное принятие на вооружение двух моделей БТРа. И если в случае с разнотипными основными танками советского производства Украина воюет тем что есть, то с новым вооружением такое разнообразие выглядит странно.
Во-вторых, можно вспомнить причину попадания первой партии БТР-4 на вооружение национальной гвардии. Это произошло из-за того, что правительство Ирака отказалось принимать эту партию на вооружение, по причине трещин в броне украинских машин.
В-третьих, не на высоте оказалась и надежность новинк. В 2015 году достоянием общественности стало письмо В.Муженко гендиректору «Укроборонпрома», в котором сообщалось, что из 45 новых БТРов исправными остались лишь 18.
Ну и в-четвёртых, определённый резонанс в СМИ имела и установка на БТР-4 немецкого двигателя «Deutz», вместо «устаревшего российского двигателя». Однако, при ближайшем рассмотрении, оказалось что старый двигатель был украинским.
3 МЕСТО — Проблемы КРАЗа
Беспрерывные скандалы сопровождали и новую продукцию КРАЗа. Наиболее неоднозначно были приняты, самые громкие новинки — «Спартан» и «Кугуар». Вопросы вызвал уже тот факт, что эти машины в сущности не являются украинскими — их разработала канадская фирма Streit Group, владельцем которой оказался гражданин России. По сути КРАЗ лишь осуществляет их сборку, да и то лишь крупноузловую.
Возникли вопросы и качеству машин, на тему чего, одним из первых, высказался известный украинский гонщик и шоумен А.Мочанов. Он указал на множество недостатков новых машин, среди которых были и весьма серьёзные, например, обрывы кронштейнов амортизаторов. Были и странные недостатки, такие как, отсутствие запасного колеса и даже места под него.
К грузовикам КРАЗа было меньше претензий, но, в отличие от БТР-4, на них действительно оказались установлены двигатели российского производства. Однако именно с производством грузовиков и связаны самые серьезные проблемы завода. Причем проблемы эти носят не технический, а коррупционный характер — президент П.Порошенко начал продвигать закупку для ВСУ машин, собираемых на его заводе «Богдан», которые фактически являются белорусскими МАЗами.
Тут начались и проверки прокуратуры, пристальное изучения качествам КРАЗовсих машин, и даже советник президента Ю.Бирюков начал характеризовать отечественную продукцию как «говно».
2 МЕСТО — Дозор-Б с трещинами
Противники закупок бронеавтомобилей «Кугуар» и «Спартан» утверждали, что Украина сама способна сама разработать и производить бронеавтомобили не хуже иностранных.
Но аргументы патриотов разбились об историю с львовским «Дозором-Б», в броне которого оказались сквозные трещины, и который так до сих пор и не был доведен до ума и принят на вооружение.
1 МЕСТО — тайцы в ожидании «Оплота»
И на первое место я поставил ситуацию с производством танков «Оплот» для Таиланда. С момента заключения этого контракта и до сих пор, он служит предметом особой гордости в Украине, как доказательство признания в мире высокого уровня украинской боевой техники.
Однако производство танков идеёт очень медленно и сроки выполнения этого контракта постоянно срываются. В результате, тайские власти уже подписали контракт на поставку танков из Китая. Интересно также, что если часть экспертов и авторов недовольна срывом контракта, то другие наоборот недовольны что какое-то вооружение вообще уходит на экспорт во время войны.
Таким образом, можно констатировать что проблемы и скандалы сопровождали практически все типы новой украинской боевой техник, которую с помпой презентовали власти, военное командование и производители. Причем среди причин этих неудач падение научно-технического уровня, и сокращение производственных мощностей, теряются на фоне всепоглощающей коррупции.
Андрей Заблоцкий
Источник - Русская весна