«Одна граната — и „Правого сектора“ больше не будет»
Судя по соцопросам, 43 процента киевлян выступают против проведения гей-парада, намеченного в воскресенье в Киеве.
Правые радикалы угрожают забросать марш «извращенцев» гранатами. Политологи уверены, что Петр Порошенко использует такое нападение как повод для разгрома праворадикальных организаций. Сами представители ЛГБТ-сообщества заявили газете ВЗГЛЯД, что надеются на защиту полиции.
Более 40 процентов киевлян высказалось против Марша равенства, который наметило в центре столицы в воскресенье украинское ЛГБТ-движение. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса исследовательского центра «Имидж контроль». Как сообщила в пятницу газета ВЗГЛЯД, 42,6% опрошенных киевлян негативно относятся к маршу. Позитивно к этой акции относятся 29,5% респондентов, 27% опрошенных выразили тревогу относительно этого события, поскольку, по их мнению, проведение марша может привести к столкновениям и дракам.
Согласно результатам исследования, молодежь намного позитивнее относится к маршу, чем старшее поколение. О проведении такого марша не знали 60,2% опрошенных, слышали о проведении — 31,2% респондентов. О планах его проведения известно около 33% мужчин и 29% женщин. Опрос проводился среди киевлян 4—5 июня.
Тем временем под петицией о запрете марша из 10 тыс. необходимых для ее рассмотрения подписались уже не менее 13,9 тыс. человек.
Страсти вокруг гей-парада вызвали перебранку внутри самого украинского правительства. Так, замминистра информационной политики Татьяна Попова позволила себе отпустить — причем в личной переписке — несколько шуток по этому поводу. Попова сыронизировала о том, что скандально известный сайт «Миротворец» скоро обнародует списки всех, кто зарегистрировался на гей-парад. И добавила: «Там, как всегда, любое нахождение в 10 км от гей-парада приравнивается к сотрудничеству с террористами, точнее, в этом случае — с геями».
Народный депутат, советник главы МВД Антон Геращенко не оценил юмора. В пятницу обнародовал переписку Поповой, обвинив ее в разжигании ненависти к секс-меньшинствам. «Недостойная заместителя украинского министра шутка, как по мне. Разжигание ненависти к ЛГБТ-сообществу в ряде стран карается по закону. Или отставкой как минимум», — цитирует Геращенко портал «Апостроф».
«12 июня в Киеве будет кровавая каша»
В конце мая украинские националисты пообещали не допустить проведения гей-парада. Председатель Организации украинских националистов (запрещена в России — прим.ред.) Николай Кохановский заявил «Радио Свобода», что считает оправданным насилие, лишь бы помешать шествию «извращенцев». А представитель «Правого сектора»* Артем Скоропадский предсказал 12 июня в Киеве «кровавую кашу».
Накануне Скоропадский подтвердил, что против геев выйдут и «другие батальоны, простые фронтовики», вернувшиеся домой, просто недовольные люди. «И у нас, к сожалению, уже есть один печальный пример: это акция под Верховной радой 31 августа, когда бросили гранату», — напомнил он порталу «Цензор.нет». По его словам, может появиться «какой-нибудь фронтовик с посттравматическим синдромом». «И этот человек придет и бросит гранату», — пригрозил Скоропадский.
Активист украинского ЛГБТ-движения Владимир Науменко заявил газете ВЗГЛЯД, что намерен в любом случае выйти на воскресное шествие.
«Нельзя сказать, что мы не придаем значения угрозам, все понимают: это потенциально опасное мероприятие. Тем не менее мы уверены в безопасности, поэтому и выходим на это мероприятие. Деструктивные силы все время угрожают, но полиция обещала защищать наше мирное собрание, она делает все для нашей безопасности», — заверил он.
Науменко не исключает, что этот марш, как и прошлогодний, могут сопровождать потасовки. «Да, год назад драки были. Они могут быть и в этом году, хотя надеемся, что не будет. В прошлом году пострадали больше всего полицейские, а участники марша отделались легкими ушибами и легким испугом. Мы прекрасно понимали все риски», — вспоминает ЛГБТ-активист.
Численность марша, по мнению Науменко, будет зависеть больше не от угроз националистов, а от погоды. «Организаторы говорят о тысяче участников, но думаю, что при хорошей погоде может прийти и намного больше. В этом году придут все, кто захочет. Год назад пришло около 350 человек, но тогда марш не был открытым. Была, по сути, система приглашений, место проведения сообщили участникам в последний момент.
Тогда мы не могли позволить себе открытое шествие, поскольку еще не сработались с милицией. Теперь все по-другому, у нас уже полиция», — подчеркивает он, признавая, что гей-парад вызвал ссоры среди киевских политиков. «Как и год назад, все политические силы будут пытаться на марше спекулировать и максимально пытаться выудить политические бонусы. Абсолютно все. Все будут играть на свой электорат», — сетует ЛГБТ-активист.
«Это не гей-парад в его западном карнавальном виде. Это форма правозащитной деятельности, скажем так, против дискриминации, — пояснил газете ВЗГЛЯД член гуманитарного совета при президенте Украины, руководитель фонда „Украинская политика“ Константин Бондаренко.
— Но на самом деле все участники марша с обеих сторон будут больше работать на телевизионную картинку, а не результат как таковой. Ну, будет несколько потасовок, которые потом охотно используют и российские, и западные телеканалы».
«Одна граната — и „Правого сектора“ больше не будет»
Как надеется политолог, угрозы националистов по поводу «кровавой каши» окажутся пустыми.
«Они прекрасно понимают, что одна граната — и „Правого сектора“ больше не будет как организации.
Действительно, 31 августа возле Верховной рады бросил гранату в толпу активист „Свободы“, и эта партия после этого продолжает спокойно действовать. Но „Свобода“ пользуется гораздо большей электоральной поддержкой, чем „Правый сектор“. После всех прошлогодних скандалов политические позиции „сектора“ стали еще слабее».
В целом ситуация вокруг радикалов сегодня уже чуть иная, нежели год назад, считает Бондаренко.
«Сегодня президент и его окружение считают, что радикальные организации типа „Правого сектора“, типа „добровольческих батальонов“ представляют для него лично большую опасность, чем любые другие силы. Поэтому любой инцидент может стать поводом для разгрома таких организаций, для массовых репрессий», — предупредил эксперт.
После того, как националисты пригрозили «кровавой кашей» на воскресном шествии в Киеве, Конгресс США призвал власти Украины обеспечить безопасность ЛГБТ-марша.
1 июня Госдеп сообщал, что специальный посланник Штатов по правам ЛГБТ-сообщества Рэнди Берри посетит Киев и примет участие в фестивале. Мэр Киева Виталий Кличко выразил уверенность в том, что парад сможет «пройти нормально», а также напомнил о толерантности вопреки «склонности к разным направлениям».
Между тем организаторы парада составили подробную инструкцию, рекомендовав участникам надеть нижнее белье, обувь для бега, закрытую одежду для защиты от слезоточивого газа и оформить медицинскую страховку.
Кстати, самый первый гей-парад в истории Украины состоялся еще во время правления Виктора Януковича — в мае 2013 года в Киеве. Несколько десятков человек провели тогда «Парад равенства». Правда, он продлился всего 20 минут, а противников собралось около 1,5 тыс. Порядок охраняли около тысячи милиционеров, были задержаны 10 провокаторов.
Преемникам Януковича пока не удалось провести подобное мероприятие по всем европейским стандартам. В июле прошлого года правые радикалы в центре Киева напали на первый после Майдана гей-парад.
В Одессе на август был намечен Марш равенства и фестиваль сексуальных меньшинств «Одесса Прайд 2015», который должны были охранять более 300 милиционеров. После того, как «Правый сектор» пригрозил избить участников шествия, Одесский окружной административный суд запретил ЛГБT-активистам собираться на марш. Фестиваль все же состоялся, но прошел в закрытом помещении.
Кроме того, в марте правительство Арсения Яценюка анонсировало легализацию на Украине однополых браков (партнерств). Ее намечено провести уже через год. Это обещание вызвало ропот не только в оппозиции, но и в самой правящей коалиции в парламенте, лидеры которой ранее обещали украинцам, что интеграция в Евросоюз введения гей-браков вовсе не потребует.
* Запрещенная на территории РФ экстремистская организация.
Источник - Русская весна