Усиление пропаганды США в Центральной Азии готовит почву для новых «цветных» революций
Госдеп, который уже приложил немалые усилия для ведения пропагандистской работы в Восточной Европе, теперь требует денег для обработки населения стран Центральной Азии.
Предлогом опять служит борьба с «российской пропагандой». На деле воздействие на общественное мнение ведет к тому, чего сейчас опасается президент Казахстана Назарбаев — к «цветной» революции, подобной «тюльпановой революции» в Киргизии.
Госдепартамент США запросил на 2017-й финансовый год средства на продолжение сотрудничества со СМИ в странах Центральной Азии, где, как утверждается, активно работает «российская пропагандистская машина», заявил заместитель помощника госсекретаря Дэниел Розенблюм, курирующий данный регион.
Отметим, что в понятие «Центральная Азия» в США традиционно включают и Казахстан, положение в котором после недавних событий в Актобе вызывает беспокойство.
Сотрудник Госдепа Дэниел Розенблюм, помимо прочего, подчеркнул: «Важно, чтобы СМИ Центральной Азии и люди, для которых они работают, имели доступ к различным источникам объективной информации, а не полагались друг на друга». По мнению дипломата, в таком случае новости могут подаваться «однобоко» или неверно.
«Поэтому в данном бюджетном запросе мы предусмотрели финансирование с целью продолжения сотрудничества с изданиями Центральной Азии», — добавил он.
Розенблюм признал, что страны данного региона имеют «прочные исторические, политические, экономические» и культурные связи с Россией.
«Хорошо финансируемая пропагандистская машина России оказала значительное влияние на общественное мнение жителей Центральной Азии», — утверждал чиновник Госдепа.
В то же время, полагает он, эти государства понимают, что им также нужны «отношения с другими странами», которые будут приносить взаимную выгоду.
«Даже ниже, чем в период холодной войны»
Требование американского внешнеполитического ведомства усилить работу со СМИ Центральной Азии прозвучало одновременно с жалобами Виктории Нуланд — помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии и негласного «куратора» послемайданной Украины. На слушаниях в сенате Нуланд посетовала на то, что у США не хватает ресурсов для борьбы с российскими СМИ.
«Объем наших бюджетных средств для борьбы с российской пропагандой — это Госдепартамент США, Агентство США по международному развитию (USAID), Совет управляющих по вопросам вещания — составляет около 100 млн долларов», — перечисляла помощник госсекретаря.
По утверждению Нуланд, это не идет ни в какое сравнение с теми средствами, которые выделяет Россия, — как минимум 400 млн долларов.
«Наш уровень финансирования СМИ даже ниже, чем в период холодной войны», — констатировала помощник госсекретаря.
Из этой фразы очевидно следует, что, с точки зрения Госдепа, сейчас «борьба с российской пропагандой», то есть фактически — американская пропаганда, должна оплачиваться лучше, нежели во времена соперничества между США и «империей зла», Советским Союзом.
Подобной точки зрения придерживается и Виктория Нуланд, ключевая фигура в Госдепе при президенте-демократе Бараке Обаме, и муж помощницы госсекретаря, влиятельный аналитик Роберт Каган — один из представителей группы неоконсерваторов, близких к республиканским «ястребам».
«Речь идет о локальных лоббистских историях структур, которые курируют информационную сеть за рубежом, прежде всего Госдеп, — заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
— Они должны раздувать уровень угроз, которым нужно противодействовать, при этом влияние российской информационной машины нарочито преувеличивают, чтобы получать соответствующее обеспечение». Ремизов напомнил, что зачастую также российскую угрозу раздувают американские военные.
Обвиняя Россию в попытках распространить свое влияние, Нуланд не скрывает, что США не жалеют усилий для насаждения своей точки зрения.
«Мы проводим в Европе тренинги для бежавших журналистов и тех, кто затем собирается вернуться на родину. Мы поддерживаем ряд русскоязычных новостных организаций в Прибалтике и других странах, граничащих с Россией.
Эти СМИ обращаются к русскоговорящему населению данных стран… Кроме того, мы поддерживаем русскоязычное вещание на Украине — это производит некоторый эффект и в России», — сообщила помощник госсекретаря.
От Восточной Европы к Центральной Азии
Речь идет об установившемся тренде. Более года назад, в апреле 2015 года, в комитете по иностранным делам палаты представителей Конгресса США прошли специальные слушания, посвященные информационной войне. На этом заседании, прошедшем под председательством главы комитета, конгрессмена Эда Ройса также звучали требования добавить денег на «борьбу с российской пропагандой» — причем в качестве главного жупела использовался российский телеканал RT.
Хелле Дэйл, эксперт фонда The Heritage Foundation, близкого к республиканской верхушке, назвала программы и комментарии телеканала RT и прочих настолько «отполированными», что «неискушенная публика проглатывает» их. Дэйл припугнула тем, что одно только вашингтонское бюро RT якобы имеет бюджет в 400 млн долларов (как поясняют представители самого RT, на самом деле по текущему курсу бюджет всей телекомпании — около 275 млн долларов).
Эндрю Лэк, в недавнем прошлом руководивший Советом по вопросам вещания США, сравнивал RT с ИГИЛ* и террористической группировкой «Боко харам». Хиллари Клинтон в бытность свою госсекретарем заявила, что США проигрывают «информационную войну» RT и другим СМИ, а нынешний глава Госдепа Джон Керри назвал RT «рупором пропаганды» и запросил сотни миллионов долларов на продвижение демократии в Восточной Европе.
«Российская пропагандистская машина мчится на огромной скорости, чтобы подорвать демократическую стабильность и разжечь насилие в Восточной Европе», — стращал конгрессмен Ройс.
Отметим, что недавний «транзит к демократии в Восточной Европе» — украинский Евромайдан ноября 2013-го — февраля 2014 года, следствием которого стало разжигание насилия вплоть до отпадения целых территорий и начала гражданской войны — был во многом следствием работы США, в том числе в области пропаганды.
Так, еще в конце 2013 года финансируемый из бюджета США американский Национальный фонд поддержки демократии (NED) заявил в своем отчете, что выданные им гранты сыграли важную роль в событиях Майдана.
В отчете за 2015 год сообщалось, что за четыре года NED направил на поддержку украинских НКО почти 14 млн долларов, причем была выделена роль Института масс-медиа, входящего в структуру NED.
Телеканал «Громадське ТВ», созданный менее чем за полгода до начала Майдана и ставший одним из главных медиакоординаторов «гражданского протеста», уже в сентябре 2013 года получил грант от посольства США в размере 400 тысяч гривен.
Вряд ли в нагнетании нынешней антироссийской истерии в Прибалтике обошлось без «работы со СМИ» со стороны США. Если вести речь о сравнительно недавних проектах, то можно напомнить о том, что в прошлом году посольства США в Литве, Латвии и Эстонии запустили годовую программу обучения под названием «Тренинг по расследовательской журналистике для противодействия российской коммуникации в странах Балтии».
Политолог Михаил Ремизов в своем комментарии газете ВЗГЛЯД заметил, что «единственный проект, который ориентирован вовне и который можно считать успешным с точки зрения влияния, — RT, но он ориентирован на Запад.
«Что касается постсоветского пространства, здесь я не вижу долгую, последовательную, разноплановую и эффективную систему влияния в информационно-аналитическом поле», — указал собеседник.
Судя по заявлениям Госдепа, теперь у «борцов с российской пропагандой» могут дойти руки и до Центральной Азии. Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, весной этого года и недавно, во время событий в Актобе, западные масс-медиа (в том числе Reuters и казахстанская редакция «Радио Свобода») и вслед за ними украинские СМИ стали муссировать тему «русского сепаратизма» в Казахстане.
Ремизов отмечает, что США заговорили о Центральной Азии неспроста. Борьба за влияние между Россией, США, Китаем в связи с этим может обостриться. На сегодня элементы влияния американцев там ограничены, полагает эксперт.
Однако «разноплановые, они есть в Киргизии как в наиболее либерализованной политической системе. В случае с Узбекистаном это рычаги более жесткого характера — экономика, военное сотрудничество и так далее. Конечно, определенное влияние есть в Казахстане», — указал эксперт.
«Эти признаки появились и у нас»
Напомним, на днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, комментируя события в Актобе, заметил в республике признаки подготовки «цветных» революций, которые «имеют различные методы и начинаются с надуманных митингов, убийств, стремления захватить власть». «Эти признаки проявились и у нас», — сказал президент в среду.
По его словам, «пользуясь либеральностью государственной политики и наших законов, кое-кто захотел проверить государственную власть на прочность».
Назарбаев напомнил, что в странах, где прошли «цветные» революции, «сегодня нет ни государства, ни стабильности, там царят нищета и бандитизм, созданы условия для появления экстремистов и террористов», а «экономика этих стран отброшена на десятки лет назад».
Делая такие заявления, Назарбаев может опираться на недавний исторический пример. Соседняя Киргизия в 2005 году пережила «цветную» («тюльпановую») революцию, а пять лет спустя — новый переворот, свергнувший президента Курманбека Бакиева, который пришел к власти в ходе предыдущего раунда борьбы за демократию.
Киргизский урок
В 2004 году, незадолго до «тюльпановой революции», появились сообщения о том, что Киргизия не дала добро на размещение на авиабазе Манас американских самолетов-разведчиков AWACS. Утверждалось, что тогдашние власти заявили: это выходит за рамки полномочий и задач американской операции в Афганистане и не соответствует обязательствам Киргизии в рамках ОДКБ.
Кроме того, президент Аскар Акаев тогда же, в 2004-м, заявлял, что авиабазу следовало бы свернуть, поскольку основные террористические центры в Афганистане уже уничтожены.
Новую договоренность по Манасу Вашингтон подписывал уже с новыми, послереволюционными, властями.
В том же 2004 году Госдеп выделил 53 гранта киргизским неправительственным организациям на «поддержку независимых СМИ, распространение информации, обучение журналистов, обеспечение прав человека, а также для получение правового образования». Поддержка шла по линии NED и Национального демократического института (NDI).
О работе с общественным мнением Киргизии писали в том числе и западные СМИ.
В марте 2005-го The New York Times писала, что «оппозиционная газета опубликовала фотографии роскошного особняка крайне непопулярного среди населения президента страны Аскара Акаева, что спровоцировало волну народного возмущения и массовые протесты».
Это же издание, по данным NYT, «получило грант правительства Соединенных Штатов и печаталось в типографии, финансируемой американским правительством, под руководством Freedom House, американской организации, занимающейся продвижением демократии».
Лондонская The Times сообщила, что «американские деньги финансируют центры гражданского общества, где граждане могут встретиться с активистами, пройти обучение, почитать независимые газеты». The Wall Street Journal также указывала на помощь НПО и «независимым СМИ» со стороны Freedom House и правительственного Агентства США по международному развитию (USAID).
«Транзит от диктатуры к демократии» не дал населению того, чего от нее ожидали. Уровень жизни оставался по-прежнему низким, притом что цены на коммунальные и прочие госуслуги выросли почти в два раза.
Не прибавляла стабильности и борьба между кланами и региональными элитами, и претензии к президенту Курманбеку Бакиеву, который, по мнению оппонентов, «оказался большим монстром, чем Акаев».
В результате, в апреле — июне 2010 года случилась новая революция, на сей раз не раскрашенная в какие-либо цвета. В столкновениях и перестрелках погибло более 100 человек, по Бишкеку и «южной столице» — городу Ош — прокатилась война мародерства.
9 апреля 2010 года ВВС США возобновили эксплуатацию Центра транзитных перевозок на базе Манас после перерыва, вызванного переворотом в Киргизии.
«Работа ведется спорадически»
России нервничать по поводу создания американской инфраструктуры информационного воздействия не стоит, так как этот фактор от нас не зависит, нужно заниматься собственной, полагает политолог Михаил Ремизов.
По мнению эксперта, наша «информационно-аналитическая работа в регионе ведется спорадически. Возможно, она ведется системно, на государственном уровне какими-либо спецслужбами, но этого абсолютно недостаточно.
«Уверен, что в США по Средней Азии, постсоветскому пространству работают гораздо больше аналитических структур и специалистов, чем в России. И они гораздо больше востребованы государством», — отметил политолог.
Он подчеркнул, что «это самое слабое звено, мы системно невежественны в обеспечении своей внешней политики на постсоветском пространстве. И хотя этот диагноз — системное невежество — уже многими признается, никто не хочет изменять и создавать систему экспертных центров разного профиля, которые бы постоянно держали руку на пульсе по ситуации в регионе», — резюмировал эксперт.
* Запрещенная на территории РФ террористическая организация.
Источник - Русская весна