Будут ли военные США и Индии дружить против Китая? — обзор
Во вторник начинается визит в США премьер-министра Индии Нарендры Моди.
В Вашингтоне он встретится с американским президентом Бараком Обамой, бизнес-сообществом США, выступит на совместном заседании обеих палат конгресса.
Последний пункт особенно примечателен — выступления иностранных лидеров перед американским парламентом считаются признаком близких союзнических отношений между странами. Рекорд по числу таких речей удерживают глава британского правительства в годы Второй мировой войны Уинстон Черчилль и нынешний премьер Израиля Биньямин Нетаньяху — каждый из них выступал перед конгрессом трижды.
Есть у визита Моди в американскую столицу и еще одно измерение — военное. Не случайно программа индийского премьера предусматривает, среди прочего, встречу с главой Пентагона Эштоном Картером. За последнее время Нью-Дели и Вашингтон заметно активизировали военное сотрудничество: в прошлом году они уже подписали рамочное соглашение в этой сфере, а сейчас готовят еще три документа, принятие которых может стать очередным шагом по сближению оборонного взаимодействия двух стран. По мнению экспертов, такая дружба индийских и американских военных не в последнюю очередь вызвана усилением Китая и станет логичным продолжением концепции США на сдерживание КНР.
Военные как двигатель прогресса
Индийский дипломат и эксперт по вопросам международной безопасности Мелкулангара Бхадракумар считает, что вопросы военно-технического сотрудничества двух стран будут ключевыми в повестке дня визита Моди в США. «Военное сотрудничество — это очень важная часть наших отношений сегодня. Это одна из немногих областей, в которых две стороны смогли достичь ощутимого прогресса в последние два года», — сказал он РИА Новости.
Как сообщалось ранее, Индия и США готовят к подписанию несколько документов в военной сфере, которые, возможно, будут обсуждены в ходе пребывания Моди в американской столице. Главный из них — соглашение по логистическому сотрудничеству (LSA). За скромным названием скрываются серьезные планы по взаимному использованию военной инфраструктуры: морских и авиационных баз, сухопутных объектов. Кроме него, рассматриваются соглашения по обеспечению каналов связи (CISMOA) и по обмену топографическими и авиационными данными (BECA).
По мнению заместителя руководителя центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Бориса Волхонского, эти соглашения, прежде всего — по логистике, выгоднее американцам.
«Индийский флот не совершает дальних походов, не участвует в активности в морях, не входящих в бассейн Индийского океана. Так что взаимное использование инфраструктуры выгодно больше США. Индия, естественно, должна что-то получить взамен. Это такой торг», — пояснил он в беседе с РИА Новости.
Эксперт отметил, что логистическую поддержку в случае визита военных кораблей в тот или иной порт Индия американцам и так оказывает. «Но каждый раз договариваются отдельно. Речь идет о том, чтобы сейчас это как-то формализовать», — добавил он.
Азиатская мечта США
По словам эксперта, активизация контактов индийских и американских военных связана, в том числе, со стремлением компенсировать резкое усиление позиций Китая как в регионе, так и в мире в целом.
«Объективно ситуация такова, что Индия с большой озабоченностью смотрит на усиление Китая. Прежде всего, на усиление Китая не как нового глобального центра — в этом-то Индия как раз заинтересована, чтобы мир был не однополярным, — но на усиление КНР в непосредственной близости от индийских границ», — отметил Волхонский.
В этих условиях Индия пытается найти какой-то противовес возрастающей активности Китая. До 1990-х годов в этой роли выступал Советский Союз, который в определенной мере сдерживал Пекин и оказывал поддержку Нью-Дели.
«Сейчас Россия в силу многих причин, прежде всего — стратегического партнерства с Китаем, в качестве такого балансира в Индии не рассматривается. И она, конечно, ищет его в какой-то другой внешней силе», — указал Волхонский.
Эти поиски индийской стороны очень удачно накладываются на политику Соединенных Штатов в регионе. «Для США это голубая мечта — включить Индию в свою политику „окружения“ Китая: в восточной Азии давние партнеры Вашингтона — Япония, Южная Корея, Сингапур, Филиппины, они по-прежнему находятся в орбите американской политики, активно США заигрывают с Вьетнамом. И если бы удалось использовать Индию в качестве своего доверенного агента, для Соединенных Штатов это было бы одним из главных достижений на внешнеполитической арене», — подтвердил эксперт.
При этом, по его словам, «частично эта цель достижима в силу того, что это совпадает с индийскими интересами».
Союза не будет?
Такое совпадение интересов, однако, не означает, что Индия теперь будет прочно вовлечена в военную орбиту Соединенных Штатов.
«Доминанта внешней индийской политики заключается в том, что они развивают партнерские отношения со всеми, но в союзы не входят ни с кем. Так что, насколько я понимаю, речи о военном союзе не идет. По крайней мере, пока. Идея неприсоединения в Индии присутствует и определяет внешнеполитические подходы», — подчеркнул Волхонский.
Он добавил, что Нью-Дели, развивая военное сотрудничество с Вашингтоном, ведет очень тонкую политику, связанную с тем, что Индия не готова ни с кем вступать в союзнические отношения, в данном случае — с США.
«Индия в альянсы вступать не намерена, она не готова включаться в какую-то военную деятельность», — считает эксперт.
Риски для России
Не несет ли активизация военного сотрудничества Индии и США рисков для РФ, для поставок российских вооружений индийской стороне? По мнению экспертов, нет. Во всяком случае — пока.
«Прямой непосредственной угрозы текущим российским поставкам соглашения не несут. Условно говоря, подписание этих соглашений не означает, что российско-индийское ВТС будет свернуто. Другое дело, что заключение этих соглашений выведет военное сотрудничество между США и Индией на новый уровень», — сказал РИА Новости эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев.
Предполагается, в частности, что с подписанием CISMOA индийские военные получат доступ к передовому оборудованию военной радиосвязи американской разработки, что станет очередным шагом по ослаблению ограничений экспорта своих передовых военных технологий в Индию. «Сейчас нежелание американцев делиться своими военными технологиями — это ключевой фактор, сдерживающий рост экспорта американских вооружений на индийский рынок», — указал Денисенцев.
В то же время он высказал мнение о том, что с подписанием этих соглашений (LSA, CISMOA, BECA) потенциал ВТС между США и Индией возрастет, и это в средне- и долгосрочной перспективе может привести к тому, что часть рыночных ниш на индийском рынке Россия может утратить.
С Денисенцевым согласен и Борис Волхонский. «США действительно выходят на первое место, оттесняя Россию с первого места по поставкам новых вооружений Индии, хотя российские позиции достаточно прочны: ВТС РФ и Индии развивается, есть долгосрочные контракты», — отметил он.
Сейчас вооруженные силы Индии почти на 70% оснащены техникой и оружием советского и российского образцов. И в сфере обслуживания у российской стороны позиции очень прочны, чего не скажешь о поставках новых вооружений.
«Здесь нам надо смотреть, что мы можем действительно предложить, потому что индийцы — клиенты очень въедливые и смотрят очень внимательно на качество. Конкуренция за рынок военно-технического сотрудничества в Индии очень сильно возрастает, и России нельзя считать, что наше давнее взаимодействие в этой сфере является гарантией его продолжения в дальнейшем», — подчеркнул Волхонский.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)