Украинский синдром США
В последнее время не только отечественные, но и западные эксперты все чаще констатируют, что Брюссель и Вашингтон разочаровались в Украине, пишет «Свободная Пресса».
Среди аналитиков появился даже специальный термин — Ukrainian fatigue (украинская усталость). Теперь эти рассуждения подтверждаются документально.
Украинское издание «Вести» получило доступ к отчету, подготовленному аналитиком американского Конгресса Винсентом Морелли для парламентариев, в котором тот выражает скепсис в отношении украинских властей и ситуации в стране в целом.
Документ «Текущие проблемы и политика США», датированный 27 апреля, — это докладная записка, а не руководство к действию, но она вполне отражает настроения, которые царят в американском истеблишменте.
Морелли пишет о том, что новое правительство Владимира Гройсмана не вызывает у США восторга.
Сам он слишком связан с Петром Порошенко и олигархическими кругами, чтобы эффективно бороться с коррупцией, а устранение из кабмина таких технократов, как Наталья Яресько и Айварас Абромавичус свидетельствует о том, что в реформах никто не заинтересован.
По мнению аналитика, Гройсман заслуживает доверия еще меньше, чем Арсений Яценюк.
Не внушает оптимизм и ситуация с Минскими соглашениями, реализацию которых Киев сознательно затягивает. Во многом потому, что часть политиков и населения воспринимают это, как сдачу национальных интересов. Все это может привести к тому, что нестабильность власти усилится, и уже осенью могут понадобиться досрочные парламентские выборы.
Эксперт предупреждает, что самый критический момент ожидается в августе 2016 года.
В июле ЕС может продлить санкции против России, тогда же пройдет саммит НАТО в Польше, где будет обсуждаться судьба Украины. Не исключено, что эти события подстегнут желание Киева привлечь к себе внимание и возобновить боевые действия, что не в интересах США.
Политолог Андрей Золотарев, которого «Вести» попросили прокомментировать доклад, допустил, что Вашингтон настолько недоволен украинскими властями, что может ввести санкции против них — лишить финансовой поддержки и сделать «нерукопожатными». Первый звоночек уже прозвучал в виде отказа Петра Порошенко от запланированной поездки на антикоррупционный форум в Лондоне.
На фоне скандала с панамскими офшорами участие украинского президента в нем выглядит, мягко говоря, неуместно.
Преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв полагает, что до настоящих санкций в отношении Киева дело пока не дойдет, но степень поддержки вполне может быть снижена.
— Санкции в отношении Украины вряд ли возможны. Не для того Запад приводил к власти команду, которая сейчас находится у руля. Но объем поддержки может уменьшиться.
США будут требовать от Порошенко избавляться от наиболее одиозных политиков и воздерживаться от совсем уж радикальных действий, в том числе на российском направлении.
В качестве условия для продолжения поддержки они могут заставить расследовать трагедию в Одессе или расстрелы в Мариуполе, убийства Бузины и Калашникова в Киеве, либо потребовать вышвырнуть из власти людей, у которых руки по локоть в крови. Короче говоря, американцы могут перестать прощать украинскому руководству все подряд просто «за красивые глаза», то есть за то, что оно не любит Россию.
Вашингтон также может сократить финансовую поддержку с учетом того, что большая часть средств разворовывается, и сколько денег ни давай, это не приводит к улучшению экономики. Принципиальный курс на поддержку Украины останется, но объем и условия этой поддержки могут измениться.
Полагаю, что Порошенко постарается эти условия все же выполнить. В конце концов, на идейного «бандеровца» он не очень похож.
— Могут ли американцы начать ставить на другие силы, помимо Петра Порошенко и его команды?
— Они могут работать с самыми разными силами, но особенно с двумя. Это Юлия Тимошенко и, как ни парадоксально, «Оппозиционный блок». Это нужно Вашингтону, чтобы иметь своих людей в разных лагерях и не оттолкнуть от себя значительный пласт избирателей. Не думаю, что американцы откажутся от «Блока Порошенко», так как среди майданных сил Украины он является наименее «отмороженным».
В этой партии, в отличие от многих других, нет широкого представительства полевых командиров. Просто американцы будут класть яйца в разные корзины, чтобы контролировать все украинское политическое поле, как антироссийское, так и с натяжкой пророссийское.
Директор российского Института инструментов политического анализа Александр Шпунт согласен с оценкой американского эксперта и не исключает, что снижение внимания к Украине может привести к очередному обострению в Донбассе.
— Украина действительно разочаровала западных спонсоров переворота, причем сразу по нескольким пунктам.
Первый пункт — это неудача блицкрига в Донбассе. Украинцам, как в свое время косоварам, простили бы любые зверства, если бы они одержали быструю военную победу.
Даже если бы погибло сто тысяч человек, на это закрыли бы глаза, если бы все было закончено. Но вот длинные войны на Западе крайне не любят, ну не нравится им, когда война затягивается на годы.
Второй момент, который стал разочарованием для Запада, — это то, что украинская власть не сумела скрыть факты своей чудовищной коррупции. Ни американцы, ни европейцы, конечно, не строили иллюзий, что украинские власти станут кристально честными.
Все отлично понимали, что режим и дальше будет коррупционным. Вопрос состоял в том, сумеет ли он соблюсти правила приличия. Украинские власти не просто не смогли избавиться от коррупции, но даже просто сохранить лицо. Воровство в стране стало более безобразным, постыдным и очевидным, чем при Януковиче.
Третий момент — это абсолютная политическая беспомощность в формировании власти.
Постоянно разваливающаяся коалиция, премьер Яценюк, который не может уйти в отставку несколько месяцев, то приходящие, то уходящие из правительства технократы создают ощущение, что эти люди не знают, как управлять страной.
И это правда. Они действительно не знают, что делать, а Запад раздражает, что они не сумели этого скрыть.
Вот это и есть политическая реальность, а не то, что США раздражены отсутствием прогресса в выполнении Минских соглашений или в борьбе с коррупцией. Никто этого и не ждал. Все отлично понимали, что нынешнее политическое руководство и Верховная Рада не способны справиться с этими проблемами. Но они надеялись, что Украина сможет создать хотя бы красивую витрину. Этого не произошло.
— Выльется ли это разочарование в конкретные действия, изменение политической линии США?
— Самый главный практический шаг давно уже совершен. Это жесточайший отказ Киеву в поставках летального вооружения, который стал жестким сигналом, что Запад не поддерживают долгую войну в Донбассе. Не сумели победить в течение двух недель — разбирайтесь сами.
Второе наказание украинских властей последовало после парижского раунда переговоров «нормандской четверки» в марте. Тогда впервые было объявлено, что именно Киев несет ответственность за провал политической части Минских соглашений.
Это стало колоссальным дипломатическим поражением лично министра иностранных дел Украины Павла Климкина и самого Порошенко.
В течение полутора лет в провале урегулирования обвинялся исключительно Донецк и Луганск. Но в Париже стало ясно, что поведение украинских властей настолько непрофессионально и демонстративно оскорбительно, что даже у немцев и французов больше не было возможности списать срыв договоренностей на ДНР и ЛНР.
Третьим мощным ударом по Киеву стал референдум в Нидерландах по вопросу ратификации соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Аналитики говорят, что это исключительно внутриевропейская тема, и Украина стала лишь поводом, а на самом деле голландцы определяли, решать ли Брюсселю за них все важные вопросы.
Но факт в том, что таким поводом была избрана именно Украина, и в итоге ей указали на ее место, далекое от европейских границ. Это стало ощутимым щелчком по носу Киева
— А как насчет санкций против Киева, они возможны?
— Убежден, что демонстративные щелчки в виде жестов, отказов и изменения позиций, будут. Но только не в виде реальных санкций и не в виде попыток совершить какие-то политические действия на территории Украины.
Европа устала от Украины и хочет поскорей от нее избавиться. Чем меньше действий от нее потребуется, тем лучше.
Она не будет совершать дополнительных шагов не потому, что они не нужны, а потому что им лень. Потому что Украина застряла у всех в зубах, как не дожеванный кусок мяса.
То же самое верно и в отношении Вашингтона. У них с европейцами серьезно различаются позиции в отношении Украины, но в этом они едины. На политику США еще и накладывается фактор избирательной кампании, в которой украинская тематика просто отсутствует.
Там есть что угодно — Россия, Китай, Индонезия, гомосексуалисты, мексиканская граница, Филиппины. А Украины нет. Раз так, то и внимание к ней никто привлекать не будет.
Если бы украинская карта сыграла, у Киева был бы шанс стать одним из драйверов победы демократов на выборах и на этом что-то получить.
Но сегодня эта тема не интересна, поэтому никаких резких движений Вашингтон совершать не будет.
— К чему может привести такое падение интереса и соответствующее ослабление контроля?
— Есть опасность, что это приведет к тому, что у украинских властей могут сдать нервы. Я имею в виду не Порошенко, который проявил себя достаточно взвешенным политиком, исходя из имеющихся условий.
Мы ведь говорим не о европейском государстве, а о стране, в которой существуют добровольческие батальоны — «эскадроны смерти», в которых несколько десятков тысяч человек. При «неправильном» поведении президента они вполне могут с автоматами зайти в Раду и «высказать» свое недовольство.
Конечно, Порошенко во многом сам создал эту ситуацию, а теперь оказался в ловушке.
Но нервы могут сдать и у радикалов, и они, понимая то, о чем мы говорим, способны устроить в Донбассе попытку блицкрига, чтобы резко изменить эту ситуацию, вернуть внимание к Украине и заставить мировые агентства новостей снова начинать выпуски с украинской темы. К этому нужно быть готовыми.
Вероятность провокаций, причем не расстрела нескольких человек, а преступлений с тысячами жертв, возрастает по мере того, как у Запада угасает интерес к украинцам.
Анна Седова
Источник - Русская весна