Порошенко обошел кризис с тыла
Политический кризис на Украине, продолжавшийся несколько месяцев, преодолен. Этим бодрым заявлением президент Петр Порошенко открыл первое в этом году заседание Национального совета реформ, пишет «Свободная Пресса».
«Наконец, — приводит слова украинского лидера ИА ТАСС, — сформирована коалиция, новое правительство — профессиональное и политически ответственное». Тем самым, как считает Порошенко, поставлена «точка в длительной истории парламентско-правительственного кризиса». И «созданы условия для ускорения реформ».
Между тем, опрошенные эксперты, считают, что гарант «незалежной» сильно поторопился с выводами. Скорее, наступивший политический штиль — всего лишь короткая передышка перед бурей. Поскольку на Украине есть силы, которым нынешний пропрезидентский расклад в Раде и в правительстве совсем не по нраву. И они — вполне вероятно — захотят взять реванш.
Вопрос лишь в том, насколько устойчиво положение Порошенко и его команды? Сможет ли он и на этот раз устоять под натиском политических оппонентов?
— Безусловно, говорить, что кризис на Украине преодолен, просто смешно, — делится своим мнением член экспертной группы по Украине при Российском институте стратегических исследований (РИСИ) Игорь Друзь. — Заявления Порошенко о том, что в стране вот-вот наступит мир и порядок, мы слышим все время на протяжении его почти двухлетнего правления. Нет ни того, ни другого. И сейчас рассчитывать, что ситуация с украинской властью «устаканится», не приходится.
— Почему?
— Во-первых, это, действительно, передышка перед бурей. Потому что социальное напряжение возрастает, бедность возрастает, также растет преступность и другие факторы, которые вызывают крайнее недовольство не только народа. Но даже правящей верхушки. Что заставляет сомневаться в том, что это правительство Гройсмана сможет продержаться слишком долго.
Конечно, для самого Порошенко назначение Гройсмана премьером — огромный плюс. Гройсман — его человек. Тем не менее, есть достаточно влиятельные на Украине силы, которые крайне негативно настроены и против этого правительства, и против президента. И при малейшей возможности, наверняка, предпримут попытку их свергнуть.
— Но Запад вряд ли профинансирует еще один госпереворот…
— А почему нет? Дело в том, что Западу как раз не слишком выгодно, чтобы режим на Украине укреплялся. Потому что слишком сильное его укрепление приведет к тому, что эти украинские марионетки могут захотеть вести свою, независимую политику.
Можно вспомнить, к примеру, проамериканские режимы в Латинской Америке. Или режим Маркоса на Филиппинах. Запад все время держит своих марионеток на крючке, демонстрируя, что в случае малейшей непокорности, они будут свергнуты. Например, через обвинение в коррупции.
Та же ситуация и с Порошенко.
— И кто его будет свергать?
— Этим может заняться Юлия Тимошенко. Ей очень хочется свергнуть и Гройсмана, и Порошенко. И она явно заручилась поддержкой определенных американских кругов на свою реинкарнацию в политической жизни — не просто так лидер «Батькивщины» несколько раз в последнее время ездила в США.
Был период, когда Тимошенко сильно потеряла в политическом весе. Но провалы в экономической политике правительства Яценюка и грамотно построенная на этом пропаганда помогли ей подняться. И сегодня ее рейтинг, как известно, намного выше, чем у Порошенко.
Поэтому я уверен, что любые сегодняшние успехи президентской команды недолговечны. Да, какое-то время это правительство может продержаться. Допустим, еще год.
Но надеяться на то, что Порошенко укрепит свои позиции по-настоящему, не приходится. И не только потому, что возрастает социальное напряжение в обществе. Но и потому, что этого не хотят кураторы режима.
Им выгодно, чтобы их марионетки все время чувствовали горячее дыхание конкурента на своем затылке.
— По-вашему, главный конкурент президента — «оранжевая принцесса». Так?
— Безусловно, основной конкурент — Тимошенко. Но есть и более мелкие, которые, тем не менее, не теряют надежды на реванш — так сказать, конкуренты «второй линии». Это и Турчинов, который определенно мечтает снова стать главой государства, но без приставки и.о. И Яценюк. И еще целый ряд других фигур, менее значительных, но которые в сложной кризисной ситуации смогут снова набрать большой политический вес.
— А Юлия Владимировна будет дожидаться выборов, или постарается как-то ускорить события?
— Я уверен, что она постарается ускорить события. Скажем, спровоцировать какой-то кризис, и на этой волне взять власть в свои руки. Мне приходилось общаться с Тимошенко, она, действительно, опасный человек, способный на любую авантюру. Гораздо опаснее, скажем, простоватых членов Партии регионов, которые так глупо потеряли власть. Не остановится ни перед политическими убийствами, ни перед мятежами. И если ей дадут отмашку из-за океана, то, конечно, она это все может организовать.
Политолог, экс-депутат Одесского горсовета Игорь Димитриев тоже не разделяет оптимизм украинского президента:
— Когда Порошенко говорит о том, что политический кризис преодолен, он прав.
В том смысле, что для него, действительно, предыдущий кризис преодолен. Все это время Порошенко боролся за полномочия с кабмином и премьер-министром. Поскольку незадолго до его избрания на Украине произошло перераспределение власти в пользу главы правительства. И соответствующие поправки, ограничивающие президентскую власть, внесены в Конституцию.
Порошенко стал их заложником, и вынужден был в каждом вопросе «перетягивать канат» с кабмином.
— Но никто эти поправки не убрал. Все, как раньше…
— Нет. Теперь, когда в премьерском кресле Гройсман, власть, по большей части, в руках Порошенко. А значит, для себя он этот кризис смог преодолеть.
Однако объективно ситуация такова, что вместе с полномочиями к нему пришла и ответственность. Ответственность за то, что будет происходить со страной в социально-экономическом плане. А в ближайшее время Украина столкнется с очередными сложностями. Экспорт падает. Соответственно, для преодоления дефицита валюты на внутреннем рынке потребуются дополнительные вливания кредитных средств. Гривну в скором времени ждет очередной обвал.
И наверняка оппоненты президента, которые отстранены от рычагов власти, этим воспользуется. А это далеко не только Юлия Тимошенко. На Украине достаточно много политических сил, кормовая база которых снижается, поскольку всем места у кормушки не хватает. И они будут бороться за власть, используя незавидное положение широких масс населения.
То есть, если сложности в экономике не будут преодолены в какие-то разумные сроки, то конечно, Порошенко и его команда от этого пострадают, учитывая, что кредита доверия у них уже нет совсем.
— Зато для Тимошенко это был бы звездный час…
— Тимошенко — опытный политик. И в прошлом очень харизматичная дама. Но есть ощущение, что запал иссяк. И появилось большое количество проходимцев, более дерзких, чем она.
Юлия Владимировна впечатляла людей десять лет назад, когда они еще не привыкли к неприкрытой и наглой лжи. Им очень нравились ее риторические обороты. Но сейчас украинская «революция» подняла к власти и на высокий политической уровень такое количество аферистов и проходимцев, что Юля просто теряется на фоне этих «отморозков». И мне кажется, что она уже не вполне актуальна для текущей ситуации.
— Почему тогда в народе у нее самый высокий рейтинг из всех украинских политиков?
— Да, у политиков с низким рейтингом самый высокий у нее. То есть, она лучшая из худших. И украинские симпатии настолько нестабильны, что любой политик может их растерять очень быстро. Популярность Тимошенко высока только до того момента, пока она не пришла к власти.
— Ну, а когда взыграют амбиции Гройсмана? Понятно, что новый премьер — человек команды президента. Но не захочет ли он выйти из-под «опеки» Порошенко и стать самостоятельной политической фигурой?
— Наверняка это произойдет. Потому что он уже сейчас, перед своим назначением, показал, что у него есть свой собственный взгляд на вещи. После того, как Порошенко предложил Гройсмана на пост премьер-министра, тот же отказался в первый раз. И вероятней всего в этот момент он как раз очерчивал круг своих полномочий — пытался их расширить.
Гройсману недостаточно было быть просто технической фигурой.
Он хотел показать, насколько нужен, или набить себе цену. И это сделал — выбил себе некие преференции. Смог назначить своих доверенных лиц на ответственные должности.
Но я уже говорил, что полномочия премьер-министра сейчас таковы, что президент ему в принципе и не очень нужен. Когда Гройсман это оценит (а ему, наверняка, помогут это сделать) и поймет, что власть самого Порошенко не так уж велика, то он, скорей всего, попытается выйти из-под влияния главы Украины.
Светлана Гомзикова
Источник - Русская весна