За кулисами парада Победы: интервью с легендарным ведущим
Организация парада — это труд людей, многих из которых мы не знаем. Но голос некоторых из них отмеряет эпохи…
На Красной площади в Москве в 10:00 прошел военный парад в честь 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Установленные на площади трибуны были заполнены зрителями.
В военном параде приняли участие более 10 тысяч военнослужащих. По главной площади страны проехали более 130 единиц военной техники. В небе над столицей пролетели более 70 военных самолетов и вертолетов. Летчики продемонстрировали зрителям фигуры высшего пилотажа.
</iframe>
Когда мы уже были знакомы лично, мне приходилось бороться за то, чтобы начальство не назначало на ночную работу Юрия Борисовича и Ольгу Сергеевну Высоцкую. Им было уже под 80 лет, а их наравне с нами — мальчишками и девчонками назначают вести ночные Орбиты. Вот даже какие дела были…
— Игорь Леонидович, а какой главный урок вы получили от Юрия Борисовича Левитана?
— Да, я действительно учился у Юрия Борисовича. Более того, мы были дружны. Это замечательнейший человек. Достаточно было посмотреть, как он готовился к эфиру, как говорил, как он себя настраивал перед микрофоном. Дальше нужно было только слушать.
Я спрашивал у Юрия Борисовича, почему он не имеет учеников, а он отвечал: «Научить невозможно, пусть просто берут с меня пример». И это действительно так. У Юрия Борисовича была интонация, которая только ему свойственна. Когда он, Ольга Сергеевна Высоцкая, другие дикторы («дикторы» — условное название — это были мастера художественного слова) были уже пожилыми людьми, они из средних «тассовских» очерков делали художественные произведения, которые с удовольствием можно было слушать, понимать и даже запоминать.
Как они это делали! Слова «как» не должно даже существовать. Всегда надо понимать: что я говорю, кому я говорю, и ради чего — зачем. А «кому» — это один человек, это не миллионы слушателей телезрителей, а один конкретный человек, с которым вы знакомы на расстоянии и, прежде чем войти в гости, вы поправите галстук и обязательно спросите: «Можно войти?». Вот с таким человеком вы и беседуете.
Я, например, всегда обращался к простому человеку: своему соседу — замечательнейшему дважды Герою Советского Союза Евгению Яковлевичу Савицкому (отцу нашей известной космонавтки, тоже дважды герою Советского Союза — Светланы Евгеньевны Савицкой) или простым консьержкам, которые были в то время. Они меня слушали и с интересом комментировали.
Это профессия очень сложная. Некоторые наши руководители тогда считали: «Подумаешь, чего там почитать по бумажке?». Однако, читать по бумажке нужно очень уметь. Нужно так читать, чтобы это было тебе понятно. Ты должен дать свою человеческую, гражданскую и половую (в зависимости мужчина или женщина) оценку фактам, о которых ты рассказываешь. Без этого выступление не интересно.
Очень важно, чтобы любой диктор, любой выступающий был компетентным человеком. Когда-то я был в Казани. Нас принимал профсоюз драматургов и артистов телевидения. Я подумал, ну надо же! У них есть свой телетеатр. Я не удержался и на третий день спросил: Скажите, а драматурги — это редакторы, а вот артисты, это у вас что? Они на меня так посмотрели, сделали паузу и сказали: Нет. Любой человек, выступающий по телевидению, будь-то диктор или комментатор, будь это обозреватель или даже министр — так или иначе, но они становятся артистами телевидения.
В каждом из нас есть природный артистизм. Он заложен в нас с детства. У кого-то он развивается очень быстро, у кого-то медленно, но когда мы рассказываем о чем-то увиденном, пережитом, мы помимо своей воли проявляем свой природный артистизм. Важно, чтобы ваш слушатель и собеседник тоже также реагировал и видел картину, которую вы нарисовали в рассказе. Это и есть основа мастерства ораторского искусства. То, чего очень не хватает сегодня нашим журналистским факультетам.
— Так, а Юрий Борисович Левитан разве не природным артистизмом руководствовался, когда читал сводки Информбюро?
— Я с вами согласен. Он был величайшим артистом радио. Я помню как однажды, в день радио 7 мая мы пригласили его, и он вместе с Ольгой Сергеевной Высоцкой вел программу «Время» в студии на Шаболовке еще. Вы представляете себе? А он очень любил жестикулировать руками, и Ольга Сергеевна его тихонечко ногами притормаживала. И он старался сдерживать себя в кадре.
Природный артистизм это не тот артистизм, который проявляют артисты в кино и театре. Это совсем другое. Артистизм диктора — это умение быть интересным, убедительным и компетентным на экране. Это достигается за счет природного артистизма, ну и профессиональных знаний, конечно.
— Ваш случай, какой?
— У меня отец был фанатиком русского языка, поэтому любовь к нему привита во мне с детства. Нельзя свой язык терять. Нужно заставлять людей читать литературу. Нужно перелистывать страницы и возвращаться к тем местам в произведении, где идет красивое описание событий. Ты навсегда это запомнишь и будешь нести людям.
Именно классическая литература сыграло огромную роль в воспитании нашего уходящего поколения. Мы как губка впитывали это для того, чтобы также разговаривать в жизни. Не употреблять не то что нецензурных слов, но и просто неприличных. Особенно если тебя слушает большая аудитория.
Вячеслав Бочкарёв
Журналистская Правда
Источник - Русская весна