День Сталина
Каждый раз 9 Мая вспыхивает спор — кто же выиграл Великую Отечественную войну?
Понятно, что разгромил нацистскую Германию великий Советский Союз — красный флаг над рейхстагом не могут отрицать даже самые оголтелые антисоветчики, пишет «Свободная Пресса». Вопрос в другом — кто именно победил: советский народ вопреки своему руководству или тот же самый советский народ, но благодаря уникальным организаторским способностям И. В. Сталина?
Именно здесь проходит водораздел в отношении к событиям теперь уже более 70-летней давности. Те, кто хотел бы принизить значение Великой Победы, доказывают с пеной у рта, что И. В. Сталин и его окружение едва не погубили страну в 1941—1942 гг. и мало чем помогли в 1943—1945 гг., когда поражение нацистов стало неизбежным. Доводы другой стороны, утверждающей, что победил СССР 9 мая 1945 года, прежде всего, за счет сталинской мудрости и несгибаемой воли, менее эмоциональны, но куда более доказательны. В этой статье рассмотрим основные аргументы в пользу того, что спасение корабля в шторм дело рук прежде всего капитана, а потом уже самого корабля, т. е. отметим личные заслуги И. В. Сталина в разгроме фашизма.
Безупречная эвакуация промышленности
Успехи, равно как и неудачи, на фронтах, конечно, очень важны для исхода схватки, но войны, начиная с XX в., в целом выигрываются или проигрываются далеко в тылу. Для этого достаточно сопоставить результаты участия отсталой самодержавной России и прошедшего индустриализацию Советского Союза в двух мировых войнах.
На фронтах массовый героизм был и тогда, и тогда, много талантливых военачальников имелось во главе армии и флота в обе эпохи, удачи чередовались с поражениями, но окончательные результаты отличаются сильнее, чем земля от неба.
Царская Россия, кто бы и что бы сейчас ни выдумывал из ура-патриотизма, продула полностью. Советский Союз, несмотря на гораздо боле сложное положение — войну ему пришлось вести практически в одиночку три года, — одержал самую великую викторию в истории человечества.
И легко понять почему — проклинаемый всеми поколениями антисоветчиков сталинский режим обеспечил бесперебойную работу десятков тысяч больших и малых предприятий, причем многие из них были эвакуированы с запада на восток.
Только крупных комбинатов удалось перебросить в основном по железной дороге в условиях войны, когда навстречу шли эшелоны с войсками, более 1,5 тысяч. В глубокий тыл отправились десятки миллионов рабочих и специалистов с членами семей — именно они выковали там 9 мая 1945 г.
Ничего подобного царская Россия не могла провести — не было такой сталинской дисциплины, не было такого сталинского порядка, да и эвакуировать особо нечего было — многие предприятия были построены уже после Великого Октября. Собственно, эвакуация промышленности и ее отсутствие во многом предопределило разный исход двух мировых войн для нашей страны. Без мощной экономической базы Великую Отечественную войну так же не удалось бы выиграть, как и бессмысленную для России империалистическую схватку.
Конечно, заслуга в практически безупречном проведении гигантской, не имевшей аналогов в истории операции по перенесению промышленности на тысячи километров на восток принадлежит не только самому И. В. Сталину, но и его окружению — главному железнодорожнику страны Л. М. Кагановичу, опытным хозяйственникам А. Н. Косыгину и А. И. Микояну.
Но, понятно, ключевые решения принимал Верховный Главнокомандующий. Он же безошибочно подобрал людей, которые смогли совершить чудо быстрой эвакуации полстраны под его руководством.
Отсутствие в советском тылу «пятой колонны»
Когда сравнивают две мировые войны и их результаты для нашей страны, то почему-то забывают о таком важном их отличии, как полное отсутствие мятежей в советском тылу даже в самые трудные моменты.
Ни одна часть в тылу не взбунтовалась, никаких демонстраций даже в голодном блокадном Ленинграде, да что там демонстраций — ни одной забастовки рабочих, вкалывающих по две и более смены, не было.
Конечно, немалую роль тут сыграло воспитание уже многих к тому моменту поколений советских людей в духе преданности своей социалистической Родине, но, будем честны, и не только оно. Железный порядок в воинских частях, за исключением отдельных подразделений в самом начале войны и довольно хладнокровное спокойствие в тылу, какие бы скорбные вести ни приносили сводки Совинформбюро и почтальон, обеспечен был теми самыми репрессиями, которые имели место в конце 1930-х гг., в том числе, увы, и совершенно необоснованные.
Но если бы И. В. Сталин оставил на своих местах, фрондирующих командующих, то результат мог быть фатальным вне зависимости о того, реально они готовили путч в 1937 г. или просто придерживались оппозиционных взглядов.
Да, в результате страна лишилась плеяды видных военачальников эпохи Гражданской войны и в некоторых случаях, к сожалению, лишилась в результате беззакония, но на смену им пришли уж точно не менее, а возможно, и более одаренные командиры.
Куда более негативными оказались последствия чисток в среднем и младшем командном составе РККА — здесь на появление достойной смены трех лет после ежовщины не хватило. Во многом неопытностью молодых офицеров объясняются неудачи первых сражений с врагом.
Но с другой стороны, даже в этот момент удавалось поддерживать железную дисциплину в армии и на флоте. Никаких солдатских и матросских комитетов не было, соблюдалось жесткое единоначалие, подкрепленное отеческой заботой политруков.
Можно сколько угодно упрекать в жестокости И. В. Сталина после легендарного приказа № 227, но благодаря ему удалось не допустить развала фронта, в результате чего враг увяз в тяжелых уличных боях за Сталинград.
Обеспечение идеологической победы социализма над нацизмом
С первых же дней в бой с лютым врагом включились не только советские воины, но и бойцы идеологического фронта. В действующую армию отправился целый десант выдающихся советских писателей и публицистов: Михаил Шолохов, Аркадий Гайдар, Константин Симонов, Александр Твардовский, Андрей Платонов. Одно перечисление этих имен говорит о том, что фашистам на идеологическом фронте пришлось иметь дело с настоящими асами великой русской советской литературы. И не менее великими пропагандистами — заметки Ильи Эренбурги во многом предвосхитили политические посты современных блогеров
Впрочем, свою мобилизующую роль сыграли и другие музы.
Не было у гитлеровцев ничего подобного плакату Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!» и особенно проникновенному гимну «Священная война» А. Александрова.
Легендарное трио карикатуристов Кукрыниксы умело троллило гитлеровцев. Дух советских бойцов поддерживали на фронтовых концертах артисты драматических театров и музыкальных филармоний.
Продолжали снимать кинофильмы, причем артистов эвакуировали наряду со специалистами оборонных предприятий, понимая важность идеологической победы. Понятно, что такие решения принимались не на уровне руководителя Главного политуправления Красной Армии А. С. Щербакова — тут требовалась воля куда более влиятельного лица.
И И. В. Сталин такое решение принял и, как мы теперь понимаем, был абсолютно прав — нацистская пропаганда оказалась бессильной перед мощью советской.
Сработала и чисто техническая защитная мера — изъятие радиоприемников. Это абсолютно правильный был шаг — на войне нет и не может быть места для вражеской и пацифистской пропаганды.
Мощная система ручного управления
Привыкшие брать тепленькими западные демократии, в СССР нацисты впервые столкнулись с куда более отлаженной системой государственного управления, чем была у них самих.
В Советском Союзе никто не дебатировал, сколько средств выделять действующей армии, принцип был прост — все для фронта, все для победы!
Никто не мог даже робко возражать, почему в предвоенные годы все, что только можно направлялось на перевооружение армии, никто не говорил, что страну делают привлекательнее производимые ею шмотки, а не танки в тот момент, когда враг был уже у ворот.
Правая оппозиция во главе Н. И. Бухариным, пытавшаяся выдвинуть в стиле современных либералов потребительский рынок мерилом государственной мощи, была совершенно справедливо идейно разгромлена.
И. В. Сталин вместе со своим окружением, добившись роста производства военной продукции на 39% в год, фактически перевел на военные рельсы экономику страны еще до того, как первые бомбы с немецких «юнкерсов» упали на мирно спящие советские аэродромы. В то время как Гитлер направил свою экономику практически полностью на обслуживание задач вермахта только после провала блицкрига, т. е. фактически когда партия была им уже проиграна.
Иными словами, Сталин превзошел его как управленец и менеджер полностью, но он не смог бы этого сделать, если бы все производительные силы управлялись невидимой рукой рынка.
Социалистическая промышленность и коллективное сельское хозяйство в сталинской модели подчинялись вполне видимым железным наркомам и лично главе государства.
То, что И. В. Сталин знал всех руководителей предприятий и главных конструкторов, а также командующих крупными воинскими соединениями, говорит не только о незаурядных организаторских способностях советского Верховного Главнокомандующего, но и о том, что вся страна была на ручном, как сейчас принято говорить, управлении. А это значит, был обеспечен жесточайший контроль — Сталин тщательно следил, чтобы каждое его распоряжение было выполнено точно и в срок.
Формирование Антигитлеровской коалиции с бывшими врагами СССР
Нацисты считали противостоящую им коалицию самым противоестественным союзом в истории. И надо признать, они были здесь недалеки от истины. Фашистскую Германию Советский Союз разгромил, в том числе вместе с двумя державами, которые принимали самое активное участие в интервенции в нашу страну во время Гражданской войны.
Каким же дипломатическим искусством надо было обладать скромному сыну сапожника Виссариона Джугашвили, чтобы некогда атаковавшие Советскую Россию США и Великобритания всячески помогали сформированному с ее участием Советскому Союзу?
Масштаб ленд-лиза был относительно собственного производства не слишком велик, но по некоторым видам продукции просто спасительным, прежде всего, в автотранспорте. Легендарные операции Советской армии, доказавшие, что «от тайги до Британских морей» она действительно всех сильней — Висло-Одерская против нацистской Германии и Маньчжурская против милитаристской Японии — оказались столь успешными в немалой степени благодаря американским «студебеккерам» и «виллисам».
Они существенно повышали скорость передвижения войск, позволяли пехоте не отставать от советских лучших в мире танков. Только для удара по японцам, на который США долго уговаривали И. В. Сталина, нашей стране американцами были предоставлены десятки тысяч машин. Т. е. представителями той самой страны, которая во время интервенции нещадно грабила разоренную Первой мировой и Гражданской войнами страну.
А спустя 25 лет в результате тонкой дипломатической игры советского руководства, войска Великобритании и США пришли на выручку Красной армии, с которой сражались в 1919–1920-м гг.
Да, поздно пришли, но ведь пришли. Причем была, о чем у нас забывают, первая попытка подать руку помощи нашей стране. Случилось это в тот самый момент, когда гитлеровцы прорывались к Волге. 19 августа 1942 британских и канадских частей при поддержке авиации попробовали захватить французский Дьепп. Эта высадка окончилась неудачей, но наверняка спутала нацистскому руководству карты — с этого момента в коричневом «волчьем логове» вынуждены были считаться с возможностью войны в Западной Европе, а не только в Северной Африке. Саму дьеппскую разведку боем, по свидетельству германского штабиста Хельмута Грайнера, Гитлер счел результатом того, что «Сталин, по-видимому, во время недавних переговоров с Черчиллем в Москве оказал на него сильное давление».
А ведь еще 12 июня 1941 г. во время внезапного полета правой гитлеровской руки Р. Гесса в Великобританию советские руководители реально опасались возможности сговора западных демократий с нацистами. То, что во время сложнейших переговоров удалось этого не допустить, — немалая заслуга жесткого, но умелого переговорщика И. В. Сталина.
Иосиф Победоносец
Любая война в значительной степени интеллектуальный поединок Верховных Главнокомандующих противоборствующих сторон. Учитывая, что германский застрелился в окруженном со всех сторон бункере, а советский спустя полтора месяца после этого стоял на трибуне Мавзолея и к его ногам бросали нацистские штандарты, совершенно очевидно, кто эту схватку выиграл. Да, 9 мая 1945 г. праздник Великой Победы всего советского народа, но это и праздник победы его лидера над бесноватым фюрером. Это день Иосифа Победоносца, как бы ни пытались десталинизаторы принизить выдающуюся роль Главнокомандующего Бессмертного полка
Александр Евдокимов
Источник - Русская весна