Казахстан: отмена парада Победы, переход на латиницу и обострение русского вопроса
Чуда не произошло. Многовекторная политика, проводимая президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым долгие годы, на деле оказалась лишь формой строительства национального казахского государства, а реверансы в сторону русских и русскоязычных были призваны закамуфлировать этот курс до поры до времени.
Аргументов для подобной трактовки событий становится все больше. Во всяком случае, та часть казахстанской политической элиты, которая выступает за этнический национализм явно берет верх. Атака идет по линии истории, культуры и языка. Точно также было недавно на Украине. Последствия могут быть похожими.
Симптоматичным признаком изменения ситуации стал отказ от проведения военного парада по случаю Дня Победы в Астане. Об этом сообщила пресс-служба Минобороны Казахстана. По словам военных, в этом году парад пройдет почему-то в сентябре и будет приурочен к Дню независимости Казахстана. На самом деле этот праздник отмечается в стране 16 декабря. Именно в эту дату в 1991 году Верховным Советом был принят Конституционный закон о независимости Республики Казахстан.
Так или иначе, традиционного парада в мае не будет. И это при том, что в 2015 году, на 70-летие Победы, он был самым мощным в новейшей истории Казахстана. Пять тысяч военнослужащих и двести единиц боевой техники прошли при поддержке авиации мимо посольства США. Тогда из-за событий на Украине в стране были сильны опасения, что Казахстан станет следующим по счету объектом для «цветной революции», и власти хотели продемонстрировать силу. Само действие происходило 7 мая, 9-го Назарбаев присутствовал на параде в Москве. Видимо, это был последний аккорд.
А ведь Казахстан и его жители сыграли активнейшую роль в Великой Отечественной войне. В некоторые моменты определяющую. Так, именно здесь, в Алма-Ате, а также в соседней Киргизии была сформирована знаменитая 316-я стрелковая дивизия, чьи бойцы известны миру как «панфиловцы». Именно их подвиг во время обороны Москвы в 1941 году остался в веках и даже упомянут в тексте гимна российской столицы. Фразу лейтенанта Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» и вовсе знает каждый школьник. Кстати, среди казахов почти сотня — 99 Героев Советского Союза.
Интересно, что культ героев-панфиловцев в бывших советских республиках Азии, пожалуй, даже более сильный, чем в России. Когда бывший глава Росархива Сергей Мироненко готовил свою идеологическую диверсию с развенчанием их подвига, больше всего возмутились этим именно представители Казахстана.
На Всемирном конгрессе русской прессы они напомнили, что практически в каждой школе существует музей героев и новомодное отрицание подвига их земляков вызывает у них отвращение. И вот теперь этот подвиг войны атакован вновь. На этот раз уже собственными, казахстанскими властями.
В том, что речь идет не о случайности, нет никаких сомнений. Это целенаправленная политика. Никто не желает никакой «экономии средств». Государства не отказываются от идеологически значимых мероприятий ради экономии. В конце концов, в том же 1941-м на фронт уходили прямо с парада на Красной площади. Потому что надо было. Нынешнему Казахстану, очевидно, не надо. Парад Победы воспринимается как идеологическая связь с чуждым теперь явлением — Россией.
В этом убеждают и другие события из того же ряда, имеющие фундаментальный характер. Такие, как, например, переход с кириллицы на латиницу. С инициативой этой выступил сам Назарбаев, причем достаточно давно — десяток лет назад. Но именно сейчас идея обрела плоть и кровь. В марте была принята соответствующая государственная программа, выделено финансирование. На латиницу переведут всю государственную документацию, названия улиц, печати, паспорта и другие документы граждан. Только на начальном этапе чиновники освоят 300 млн долларов. Ясно, что такие деньги государство Казахстан будет тратить, только если считает цель действительно очень важной. Перевести страну на латиницу означает интегрировать ее в западный англосаксонский мир (и отчасти в тюркский, использующий латиницу) и вывести ее из мира русского. Никак иначе это объяснить нельзя.
Завершиться процесс перехода на новый алфавит должен к 2025 году. В этом Казахстану помогут «коллеги» из тюркского мира, уже прошедшие этот путь, — специалисты-филологи из Азербайджана. Кстати, разговоры скептиков о том, что подобный вопрос следует вынести на референдум, отклика в Астане не нашли. Все диктуется высочайшей волей. Ну да, на словах речь идет о создании условий для интеграции в мир, лучшего изучения детьми английского языка и языка интернета, однако это второстепенные задачи. Очевидно, что главная цель — политическая — максимальный отрыв Казахстана от России.
Навязывая своей стране латиницу, Назарбаев не забывает и о развитии казахского языка. Так, с 2018 года история страны будет преподаваться в школах только на казахском. Русские будут обязаны выучить сначала язык национального большинства и лишь затем получат возможность получать полноценное среднее образование. Очевидно, что без этого любая, даже самая скромная карьера для них будет невозможна. Альтернатива — отъезд из страны.
Еще одним способом развития национальной казахской идентичности и противопоставления ее русской стала тема местного «голодомора», аналогичного украинскому. Речь идет о голоде, который испытали на себе многие регионы СССР в 1930-е годы. «Голодающие Поволжья» — это оттуда. Именно эту тему использовали на Украине для разжигания ненависти к русским. Мол, это был сознательный геноцид русскими украинцев. По той же схеме действуют и в Казахстане. В Астане открыт соответствующий памятник трагического вида.
По свидетельству «русского империалиста» Ермека Тайчибекова, находящегося сейчас в заключении за свои взгляды, подобные памятники целенаправленно открываются во всех городах Казахстана с населением свыше 5 тысяч человек.
То есть речь идет о целенаправленной кампании, в которой казахи выставляются жертвами русских и в связи с этим противопоставляются им. Ясно, что добром это не кончится. Назарбаев не вечен. Когда к власти в Казахстане придет новое постсоветское поколение, взрыв казахского национализма неизбежен.
И здесь возникает вопрос, что делать в этой ситуации России. В стране, несмотря на отъезд, по-прежнему живут миллионы русских и русскоязычных, составляющих теперь национальное меньшинство. Живут преимущественно в северной, исторически русской, части страны. Достаточно напомнить, что в местах, где расположен ныне казахстанский город Уральск, гулял когда-то восставший Емельян Пугачев. И причем тут безусловно уважаемые казахи?
Вряд ли этого не понимают в Кремле. Однако все минувшие с распада СССР годы Москва делала ставку на центральные власти Казахстана в надежде на ее добрую волю. Примерно как на Украине на якобы пророссийского Януковича. Мол, не буди лихо, пока оно тихо. При этом все попытки поднять русский вопрос подавлялись совместно спецслужбами обеих стран. А таких крупных попыток было как минимум три.
Первая в 1997 году, когда сорвалось казачье восстание в Кокчетаве. Власти действовали на упреждение — упразднили Кокчетавскую область, слили ее с Северо-Казахстанской, лишив возможности местные власти принять решения, сближающие с Россией. Это была абсолютно легитимная попытка, опирающаяся на действующий закон и волю жителей, но она не удалась. Следующая была уже более брутальной — группу Казимирчука обвинили в намерении захватить власть вооруженным путем и осудили на длительные сроки. И, наконец, третья попытка — Эдуарда Лимонова и его соратников в 2001 году — была купирована на территории России. Впрочем, российский суд оправдал бунтарей. Проведя несколько лет за решеткой, они вышли на свободу.
Проблема русского меньшинства тем не менее никуда не делась. Как видим, ставка на центральную власть и доверие к ней со стороны Москвы лишь отложили ее на время. Сейчас период межнационального мира подходит к концу. Казахский национализм выходит на историческую сцену. Отказ от общего прошлого, от Победы 1945-го — первый звонок. Впереди немало трагических событий.
Сергей Аксенов
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)