В РПЦ резко ответили на громкое заявление Варфоломея
Визит Патриарха Константинопольского Варфоломея на Украину, приуроченный к 30-летию независимости страны, прошел в напряженной атмосфере. Он не ослабил накал церковного раскола в стране, а сам патриарх Варфоломей не стал выходить к тысячам прихожан Украинской православной церкви у здания Верховной рады в Киеве.
Замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов делится мыслями о выступлениях патриарха Варфоломея в украинской столице и о том, готов ли православный мир некритически воспринимать идею непогрешимости Константинопольской кафедры.
В выступлениях патриарха Варфоломея в Киеве многократно звучал набор повторяющихся тем.
Вот о чём говорил патриарх.
Автокефалия (церковная независимость) так называемой «ПЦУ», составленной из представителей раскольнических групп, была якобы предоставлена совершенно законно.
Мнимые «привилегии» Константинопольской кафедры, якобы наделяющие ее правами принимать единоличные решения в отношении других православных поместных церквей, тоже якобы совершенно законны и каноничны.
Константинополь якобы ничего не изменял в традиционной православной экклезиологии (учении о церкви); наоборот, ее изменяют те, кто не соглашается сегодня во всем покоряться никогда не ошибающемуся «духовному лидеру 250 (или 300) миллионов православных христиан во всем мире», как нравится именовать себя «зеленому патриарху».
© РИА Новости / Александр Натрускин
Заместитель председателя отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай Балашов
По крайней мере, раньше нравилось; теперь-то уже всем понятно, что большинство православных христиан не считают патриарха Варфоломея своим духовным вождем после учиненного им раскольнического деяния.
Киевская риторика патриарха Варфоломея показывает, что Его Святейшество беспокоится из-за критики неканонического вторжения Константинопольского патриархата в украинские дела, которая звучит со стороны иерархов, богословов и историков многих православных церквей.
Но дать убедительные ответы, побуждающие другие поместные церкви православной семьи признать новоявленную автокефалию «Святейшей церкви Украины», у патриарха не получается. Он просто твердит раз за разом, что всегда прав, потому что Константинопольский престол всегда прав; что «Великая Христова церковь», с которой он себя отождествляет, не имеет нужды с кем-то что-то обсуждать, потому что никогда не ошибается и всегда распинается и жертвует собой ради всеобщего нашего блага — и предлагает всем православным принять это на веру. А иначе, мол, они уже будут и не православные.
Но дело-то в том, что у нас, православных, нет и никогда не было такого догмата веры. Патриарх Константинопольский вовсе не папа Римский. И не у нас, православных, был Первый Ватиканский собор. Да и папская infallibilitas (неспособность заблуждаться) по представлениям даже наших братьев-католиков, с которыми так стремительно сближается сегодня Фанар, сопряжена с серьезными ограничениями.
Патриарх в своей праздничной речи у стен Софии Киевской жалуется на какие-то «неологизмы, новые формулировки и опасные экклезиологические взгляды», а также «попытки переворота церковных установлений», которые клонятся к «принижению значимости Константинопольского архиепископа» чуть ли не до состояния «музейного экспоната».
Признает даже, что «много есть таких, кто считает, будто Вселенский патриарх уклоняется от действительности». А в ответ, видимо, всё же чувствуя недостаточность нынешней своей аргументации, обещает «в ближайшем будущем» показать «и соответствующие тексты, и весь ход этого (украинского) вопроса».
Что же. Изучить вместе «соответствующие тексты» и исторический ход вопроса, пригласив для этого лучших ученых из разных стран, давно предлагал Константинопольскому патриарху патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в том числе — в ходе своего последнего посещения Фанара в августе 2018 года.
Тогда патриарх Варфоломей ответил, что у него на это нет времени, да и без того ему всё ясно. Если теперь интерес к текстам возобновился, можем рекомендовать прекрасное издание «Воссоединение Киевской митрополии с Русской православной церковью. 1676–1686 гг.: Исследования и документы», опубликованное в 2019 году «Православной энциклопедией» под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. Там собрано всё, что необходимо. В книге 912 страниц, 246 документов из архивов. Уже переводим ее на греческий язык, хотя, конечно, понадобится время.
В кратком виде основной исторический материал хорошо представлен в книге митрополита Киккского Никифора «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам», которая доступна на греческом и английском, русское издание вот-вот выйдет из типографии.
Вряд ли, конечно, вершителям судеб мира с берегов Босфора, где более чем трехсотлетняя историческая действительность просто отменяется росчерком пера, а раскольники и преданные анафеме лица с той же легкостью обращаются в «православных иерархов», будет сколько-нибудь интересна правда истории и правда канонов.
Про последние Константинопольский патриарх счел нужным на всякий случай сказать в Киеве, что их толкование «доверено не кабинетным ученым». А тем, кому следует. Ну, вы понимаете.
«Вы думаете, господа, что государство — это вы? Государство это я!», — заявил когда-то Людовик XIV депутатам парламента Франции.
«L’eglise c’est moi! (Церковь это я!)» — словно бы слышится ныне в речах, произнесенных в Киеве. Трудность только в том, что не все почему-то в это верят…
Читайте также: Известная российская артистка ушла в монастырь (ФОТО)
Источник - Русская весна