«Ханов меняли на раз-два»: московским киргизам нравится майдан
В Киргизии продолжается временное безвластие, ставшее следствием беспорядков в столице: после парламентских выборов в республике сторонники не прошедших партий вышли на протестные акции и захватили ряд административных зданий.
Пока еще действующий президент Сооронбай Жээнбеков фактически признал поражение и согласился уйти в отставку после утверждения нового правительства, премьером которого парламент единогласно утвердил еще недавно заключенного в колонию Садыра Жапарова. «МК» узнал, что об этом думает московская диаспора кыргызов (представители этого народа настаивают именно на таком написании) — официально и кулуарно.
О том, почему именно в этой республике с 2005 года произошло уже несколько переворотов-революций, нужно писать аналитическую монографию — и делать это, конечно, должен знаток Кыргызстана.
Хотя бы потому, что борются, судя по всему, территориально-этнические кланы, а на эту тему киргизы с «инородцами» общаться не любят. Ни водитель, ни бизнесмен, ни строитель, ни политик — не будет выносить сор из избы; наверное, и правильно. На русском языке звучат только призывы к миру — в том числе и между кланами.
— Наша страна, наш кусочек земли — это общее достояние нашего народа, — страстно говорит бизнесмен Азамат Адылгазиев. — Неважно, где ты родился, в каком районе — все мы должны защищать, любить, ценить свою страну. И гордиться, что мы кыргызы.
— На сегодня звучат разные призывы, — говорит вице-президент Международной ассоциации предпринимателей Москвы Акбар Маразыков. — Но мы не должны поддаваться провокации, наша задача — свести на нет деление народа на юг и север. Поверьте, кыргызская диаспора в России выступает только за единство народа, за то, чтобы все вопросы решались мирными, законными путями.
Интересно, что в отличие от диаспор других среднеазиатских стран — тех, где политический режим и правящие персоналии не меняются по многу лет - киргизская диаспора в Москве, похоже, не считает очередную смену власти чем-то экстраординарным.
Президенты приходят и уходят, так сказать, а народ остается. Но вообще-то, конечно, хочется развития и прогресса — поэтому рассматриваются разные выходы из ситуации.
«Первое, что сейчас необходимо сделать — это принять закон о люстрации, — отмечает живущий в Москве активист Адилет Ормонбеков, — В нем четко прописать: какие критерии отбора на государственные должности, каким людям нужно запретить занимать эти должности.
Да, многие политики, которые за эти 30 лет себя скомпрометировали, не смогут больше попасть во власть — ну что ж, пусть консультировать молодых политиков, если новому поколению кыргызской элиты это будет актуально. Важно, чтобы пришло именно новое поколение — политики, которые будут работать в интересах страны, народа в целом».
Совсем другая картина — если поговорить с московскими киргизами при помощи соцсетей — где они, кстати, когда пишут по-русски, пользуются теми же самыми шутками и сетевыми пословицами-мемами, что их ровесники-россияне. Т
ут все жестче и ехиднее. «Москвичи тут жалеют Бишкек, пишут, что людей там палками их бьют, — смеется 38-летний Аслан Назаар. — Кажется, они насмотрелись зомбоящика: это не нас били палками, это мы били камнями, Кыргызстан это не Беларусь!».
— В то, что очередная революция приведет к счастью, я уже не верю, учитывая опыт последних 25 лет, — говорит 31-летний Жусуп Анарбеков из Оша. — Мы упорно идем по наклонной. Нет единства, есть нетерпимость друг к другу. Страна в долгах как в шелках.
Реакция на события разная в зависимости и от пола, и от поколения. «Видела фотографию — на ней молодой парень в захваченной резиденции стоит с ногами на парадном столе президента, — возмущается уже 30 лет живущая в России уроженка Бишкека Оксана Полешко. — Залез бы на стол у себя дома, я бы посмотрела на реакцию его отца с матерью. Точно дикарь!»
— А мне понравилось, — парирует Алмаз Темирбеков, 32-летний уроженец Джалал-Абада, а ныне житель Балашихи. — Это у нас, по ходу, в крови, не верите, почитайте книгу Тонгона Касымбекова «Сынган Кылычты» («Сломанный меч» — роман о временах вхождения Кокандского ханства в состав России — Прим. ред.). Наши предки 200 лет назад тоже ханов меняли на раз-два!
Неожиданно — на фоне происходящего в этом году в Белоруссии, прежде всего — новая революция в Киргизии принесла кыргызам как народу «всесоюзную» славу самого боевого в политическом плане народа. И одновременно — рассуждения политологов о том, что это, мол, опять гадит та или иная «англичанка».
Политологами, конечно, возмущаются. «Все скажут: вот, учитесь перевороты совершать, молодцы, — возмущается 29-летний уроженец Джалал-Абада Ринат Абдуганиев. — но важно знать что в Кыргызской республике был совершен переворот на почве народных недовольств. А не проплаченные Западом дестабилизации обстановки».
А труднее всего в таких обстоятельствах оказывается сохранять спокойствие и баланс между национальным чувством и разумным цинизмом. Этим и пытаются заниматься уроженцы Киргизии, живущие в Москве и натурализовавшиеся или планирующие это сделать в России.
«С помощью Атамбаева (экс-президент Киргизии, до недавнего времени — политзаключенный, сейчас вышел на свободу в результате революции — „МК”) прибытие в Рашку упростилось, — рассуждает 29-летний Сулайман Турдубаев. — Может, при Исакове (Сапар Исаков, один из киргизских политиков, бывший премьер-министр — Прим. ред.) грин-карту отменят. В любом случае, хэйт Отечества — не благое занятие. Как бы болото это не было гнилым, там ведь и лотосы растут».
Читайте также: Известный российский военкор предлагает примирить Азербайджан и Армению «ударом в печень»
Георгий Филимонов
Источник - Русская весна