В поисках чемоданчика со свастикой, затерянного на Кавказе, — El Mundo
Автор статьи в «Эль Мундо» рассказывает о необычном путешествии в Республику Адыгею на Северном Кавказе, где в 1942–43 годах агенты эзотерического нацистского общества «Аненербе» разыскивали странные предметы в ходе специальной секретной операции. Интерес к эзотерическим знаниям в лоне немецкого национал-социалистического движения давно известен. Многие писали о пристрастии высших нацистских руководителей, в том числе Гиммлера и Гитлера, к оккультным практикам.
Я вхожу в мрачную комнату с затхлым запахом. Света мало, но в глубине виден стол, на котором лежат какие-то предметы. Я подхожу под неподвижными и пристальными взглядами Сталина и Ленина, чьи небольшие бюсты расставлены по полкам, словно я попал в музей коммунизма.
Но есть взгляды более зловещие, чем у отцов-основателей СССР — взгляды пустых глазниц пары черепов, лежащих на большой развернутой карте.
Черепа с первого взгляда привлекают внимание своей странной конфигурацией: у них не видно ртов, а в задней части выступают по два огромных отростка, будто рога. Кое-кто даже предположил, что это «инопланетяне». Все вместе выглядит жутковато. На карте — на немецком — Республика Адыгея, российский Кавказ. Что это может означать?
Мое сердце начинает учащенно биться от подобной находки. Я осматриваюсь, но не нахожу ответов, напротив, возникают новые сомнения.
В одном из углов — огромный деревянный сундук, на боку которого нарисовано что-то вроде цветка. Есть еще металлический ящичек с выгравированным орлом, который держит изображение нацистской свастики. Этот символ ни с чем не перепутаешь, он сразу вызывает ассоциации со Второй мировой войной. Но что делают здесь все эти предметы? Что за история скрывается за ними?
Вторая мировая война в Советском Союзе (1941–1945) носила такой жестокий и страшный характер, как никакой предыдущий конфликт. Пока немецкая и советская армии сходились на поле боя, на просторах русский степей, в горах Кавказа шла другая война.
В авангарде Вермахта агенты «Аненербе» (эзотерическое нацистское общество) разыскивали странные предметы в ходе специальной секретной операции. Семьдесят пять лет спустя мы отправились в далекую Адыгею на Кавказе, где обнаружили сенсационные свидетельства той странной экспедиции. В смешанных чувствах, измотанный дорогой, я выхожу из комнаты. Завтрашний день обещает удивительные и волнующие открытия.
Задумка поехать в Россию даже сегодня внушает некоторую робость, поскольку речь идет о самой протяженной стране в мире. Тем более, что на этот раз я хотел увидеть не церкви с куполами-луковками, не царские дворцы, а нечто гораздо более таинственное.
Несколько российских журналистов пару лет назад рассказали на страницах «Российской газеты» и «Комсомольской правды» о необычной находке — нацистском чемоданчике со странными предметами — в горах Адыгеи, в самом сердце российского Кавказа.
Не знаю, что меня больше впечатлило поначалу — чемоданчик или место находки, поскольку Кавказские горы являются физической границей между Европой и Азией.
Потом я понял, что это идеальное сочетание и благоприятная среда для всякого рода тайн. Будучи историком, я привык читать предсказуемые страницы официальной истории, поэтому меня чрезвычайно привлекала возможность выяснить, по мере возможности, какую загадку хранил этот чемоданчик.
Поэтому, вместе с археологом Эстер Нуньес Парьенте-де-Леон (Esther Nunez Pariente de Leon), я пустился в эту экспедицию, располагая ничтожным количеством информации, но с громадным энтузиазмом.
Великая Отечественная война
Приземлившись в Сочи, на берегу Черного моря, мы сразу подивились встречающей нас влажной и душной жаре. Субтропической жаре и бушевавшей вокруг пышной растительности. Россия — это не только бескрайние степи и постоянный холод. Российское побережье Кавказа выглядит вполне по-европейски, хотя совсем не видно иностранных туристов — ни европейских, ни каких-либо других.
Очень скоро характерные буквы кириллицы превратились для нас в привычную часть пейзажа. Мы проехали через несколько городов — Новороссийск, Тамань, Туапсе, — где следы Второй мировой (Великой Отечественной для россиян) отчетливо видны, несмотря на прошедшие годы. Военные кладбища, почетные доски и памятники павшим воинам разбросаны там и тут по Черноморскому побережью Кавказа.
Краснодар встретил нас шумом большого города и покорил своим Историческим музеем, в котором представлена внушительная коллекция экспонатов самых разных эпох. После этой остановки лишь тишина кавказских лесов станет нашим неизменным спутником.
О местонахождении таинственных следов нацистов нам было известно лишь то, что они в этнографическом комплексе «Беловодье», по крайней мере так писали газеты. Ближайший населенный пункт имел труднопроизносимое, но незабываемое название Каменномостский. После долгого пути (около 240 километров среди густых зеленых лесов), мы проехали город Майкоп. Почему мне кажется знакомым это название? Наверняка по какому-то сражению Второй мировой войны, но какому? Всем знакомы места великих битв в Советском Союзе — Ленинград, Сталинград, Москва, но Майкоп?
Пересматриваю свои заметки. Майкоп имел громадное значение для немецкой армии в Кавказской кампании (1942–43). После разгрома под Москвой в 1941 году гитлеровцы решили изменить стратегию и военные цели.
Несостоятельность Гитлера как полководца привела к тому, что немецкие силы были брошены теперь на юг, в направлении Баку (нынешний Азербайджан) и тамошних нефтяных месторождений.
С целью овладеть ими немцы должны были пересечь русский Кавказ, жизненно важный регион для Сталина, который поставлял 73,5% всей нефти в СССР, а также 56,5% марганца и 65% газа. Тот, кто контролировал эти богатства, мог рассчитывать если не на скорую победу в войне, то, по меньшей мере, на неограниченные ресурсы для ее ведения.
Читайте также: Их нравы: В Испании откроют первый дом престарелых для ЛГБТ
Мне на ум пришло легкомысленное сравнение армий Второй мировой, всегда остро ощущающих нехватку топлива, с нашим положением: после блужданий по Кавказскому биосферному заповеднику в баке нашего автомобиля оставалось бензина лишь на 10 километров. Благодаря помощи местных и упорству нашего водителя, Итало Сассу (Italo Sassu), нам удалось заправиться в Каменномостском и доехать до пункта назначения.
«Беловодье» оказалось совсем не похожим на то, что мы ожидали увидеть. Очень уютное место, куда приезжают отдыхать семьями в окружении природных красот. Высокий мужчина с пышными кавказскими усами приветливым жестом приглашает нас войти. Это Владимир Маликов, владелец комплекса. Он проводит нас в свой кабинет, а затем в смежную комнату, где расположен своего рода музей.
Мне он показался очень любопытным, похожим на кунсткамеру, составленную из диковинок природы и исторических раритетов.
Рядом с окаменелостями трилобитов, старинными шпагами и медвежьими чучелами соседствует пластинка с речью Сталина, произнесенной им самим в 1941 году, которую наш хозяин осторожно ставит в старый граммофон. Голос советского диктатора в помещении, изобилующем советскими знаменами и бюстами Ленина, переносит нас в прошлое, которое в некоторых уголках России упорно не хотят забывать.
Следы снежного человека
Среди экспонатов музея я, большой любитель «неизвестных видов фауны», с радостью отмечаю слепки со следов предполагаемого снежного человека. Размер существа, оставившего эти следы, впечатляет.
Я расспрашиваю, Маликов рассказывает о «кавказском снежном человеке», но затем мы сразу же приступаем к тому, что является целью нашего путешествия.
«Главное блюдо» ожидает нас в кабинете нашего радушного хозяина. Живущий в лесу отшельник, зная об интересе Меликова ко всему необычному, принес ему довольно большой чемоданчик с кожаной ручкой и любопытным рисунком: шпага, обвитая лентой с прекрасно сохранившейся надписью «Deutsches Ahnenerbe». С названием общества «Аненербе» на сцену в этой истории выходит нацистский оккультизм.
Интерес к эзотерическим знаниям в лоне немецкого национал-социалистического движения давно известен. Многочисленные авторы писали о пристрастии высших нацистских руководителей, как Генрих Гиммлер и сам Гитлер, к оккультным практикам. В 1935 году было учреждено общество «Аненербе», или «Немецкое общество по изучению древних сил и мистики».
Германское правительство спонсировало многочисленные экспедиции организации по всему миру в поисках более или менее веских доказательств, подтверждающих нацистские расовые теории. В космологии «Аненербе» особое место занимала так называемая ариософия, «мудрость арийцев», которая, в частности, признавала существование Атлантиды — высокоразвитой цивилизации, погибшей в результате катаклизма.
Несмотря на катастрофу, некоторые атланты выжили и нашли пристанище в Скандинавии или на Тибете. Чемоданчик свидетельствует, что группа из «Аненербе» действовала на Кавказе в 1942–43 годах, в самый разгар войны.
На одной из боковых сторон чемодана видна надпись «Besonder Bekl» («Специальная одежда»), указывающая на то, что в нем содержатся предметы специального назначения. Мы открываем этот нацистский «реликварий» и начинаем перебирать и описывать многочисленные предметы, которые предстают перед нами.
Мое внимание привлекает нечто вроде металлической пряжки с изображением шпаги со свастикой на рукояти и змеевидным узором на острие. Удивительно, что несмотря на годы все эти вещи дошли до нас в такой сохранности, даже самые простые из них. Вот, например, портсигар, который очевидно знал лучшие времена, но все еще сохраняет свой металлический блеск. На его поверхности отчетливо видна эмблема в виде цветка.
Это не просто цветок, а снежный эдельвейс, распространенный в Альпах и являющийся национальным символом Австрии. И это не просто украшение: некоторые боевые части немцев использовали этот цветок в качестве отличительного знака, устанавливая тем самым ассоциацию между его чистотой и чистотой национал-социалистической идеи.
Не случайно одна из операций битвы за Кавказ в 1942 году, имевшая своей целью, в том числе, покорить высочайшую вершину Кавказа — Эльбрус, получила название «Эдельвейс».
Кожаная аптечка
Цветок эдельвейса вышит также на маленьком полотняном мешочке, в котором, по словам Меликова, были лекарства. Сохранилась даже целая аптечка, обитая кожей и наполненная стеклянными флакончиками, на этикетках которых неизменные орлы со свастикой.
Металлическая коробочка с кожаной ручкой, возможно, была предназначена для перевозки продуктов питания или хранения ценных вещей в полевых условиях. Но владелец распорядился иначе: внутри — курительная трубка в прекрасном состоянии.
Поражает не столько дизайн трубки, сколько то, что в ней сохранились остатки жженого табака, который курил ее владелец. Если бы трубка могла разговаривать, что рассказала бы она о миссии своего хозяина в непроходимых адыгейских горах?
Из исторических документов известно, что 49-й горный корпус Вермахта под командованием генерала Конрада базировался в Майкопе. Впоследствии к нему присоединились 1-я и 5-я горнострелковые дивизии, разведывательная эскадрилья двухмоторных самолетов FW-189 и полк СС «Вестланд». Действия гитлеровцев поддерживал также румынский корпус (2-я горная дивизия).
Вышеперечисленные силы должны были стать опорой для планируемых военных операций. Но не менее важна, чем сражения на поле боя, битва за умы — пропаганда. Немецкие солдаты с большим опытом ведения боевых действий в горной местности совершили невероятное восхождение на Эльбрус, чтобы водрузить на этой самой высокой вершине Европы (5 642 метров) флаг со свастикой. Развевающееся над Кавказом гитлеровское знамя означало победу нацистской пропаганды и заявляло о намерениях нацистов.
Вдали от боевых действий, поскольку линия обороны была размытой, немецкие агенты исследовали адыгейские горы. Мы не знаем точно, что они искали, но некоторые авторы полагают, что это могли быть дольмены и иные мегалитические сооружения, которыми изобилуют здешние места, как, например, уникальный Волконский дольмен. Вероятно, мнение о том, что дольмены являются энергетическими центрами, привлекало внимание нацистских ученых.
И сегодня мы могли заметить, что дольмены являются центрами притяжения искателей новой или древней духовности, в зависимости от взгляда. В окрестностях Тамани мы наблюдали людей в дольменных комплексах, которые возлагали руки на древние сооружения.
После изучения этих предметов, которые кажутся извлеченными из коллекции какого-то одержимого собирателя, я внимательно осматриваю деревянный сундук, на боковых стенках которого ясно различимы две эмблемы с аббревиатурами. С одной стороны снова эдельвейс и буквы Geb. Jag -сокращение от немецкого Gebrigsjager, «горные войска», которые во время Второй мировой войны активно участвовали в боевых действиях не только на Кавказе, но и на Балканах, на Крите и в Норвегии. На другой стороне — гитлеровский орел со свастикой и буквами «D.H.», то есть, Deutsches Heer, «Немецкая армия».
Черепа без рта
И вот, как «вишенка на торте», перед нами на столе два странных черепа, которые напрямую вроде бы не связаны с нацистской миссией на Кавказе, но вызывают массу домыслов на этот счет. Первое, что привлекает внимание, это огромные глазницы. Судя по их размеру у существа, которому принадлежал череп, были глаза невероятных размеров.
Напротив, рта не видно, кажется, что челюсти спаяны между собой. Наиболее жаркие споры вызывают рога или отростки на затылке, по бокам черепа. Некоторые исследователи считают их полушариями головного мозга.
Черепа были найдены в одной из пещер на территории парка Большой Тхач и вызывают огромное количество вопросов. Плоские кости лица, как у гоминидов? Эти существа были прямоходящими? Никогда не забуду категорично заявленную версию Владимира о происхождении черепов: «Это ануннаки!» И он тут же достал и положил перед нами для сравнения иллюстрацию фигурки божества из шумерской мифологии.
Побывать на Кавказе и в Республике Абхазии было невероятно интересно. Сразу понимаешь, что мир, может, и нанесен весь на карты, но далеко не исследован.
История Второй мировой войны еще далека от завершения в целом ряде аспектов, может, более отдаленных от военных действий, но от этого не менее интересных. Мы знаем об изысканиях «Аненербе» в таких регионах мира как Тибет, Бразилия, Сахара, но о ее действиях на Кавказе ничего не было известно. Это настоящее открытие.
Мы также очень далеки от того, чтобы установить истинные цели нацистских агентов в далеких горах. Отправка туда прекрасно оснащенной экспедиции в самом разгаре войны заставляет предположить, что гитлеровское руководство было весьма заинтересовано в результатах его работы.
Россия еще будет удивлять новыми открытиями, потому что на ее просторах должно быть спрятано немало загадок. Только в «Беловодье» я обнаружил целый каталог диковинных вещей, которые еще предстоит описать и которые вызывают больше вопросов, чем ответов.
Читайте также: «Газовый бунт»: на пути к кровавому перевороту на Украине (ВИДЕО)
Карлос А. Фонт Гавира
Источник - Русская весна