Артём Агафонов о белорусской кампании «Признай Крым!»
Белорусский политик, лидер движения «Гражданское согласие» о том, почему Лукашенко должен в конце концов ответить на вопрос: чей Крым?
В Белоруссии стартует кампания «Признай Крым!»
30 июля в Минске в офисе оргкомитета по созданию Республиканского общественного объединения «Гражданское согласие» прошла презентация общественной кампании «Признай Крым!»
Собравшиеся политические и общественные деятели заявили о необходимости скорейшего признания Крыма субъектом Российской Федерации со стороны официального Минска.
Инициатором кампании выступило движение «Гражданское согласие».
Корреспондент «Русской весны» обсудил с лидером движения Артемом Агафоновым анонсированную кампанию.
Напомним, что белорусские власти в лице президента Александра Лукашенко до сих пор не признают территориальной целостности России и не считают Крым частью российского государства.
— Почему за 7 лет белорусское руководство до сих пор не признало Крым?
— Основными отговорками было нежелание попасть под экономические санкции, которыми противники признания Крыма нас активно пугали, и нежелание портить отношения с Украиной, которая является вторым после России внешнеторговым партнером Беларуси.
Еще важным аргументом «против» был Минский переговорный процесс, который требовал нейтралитета от принимающей стороны.
Еще одной не менее важной причиной была пресловутая белорусская многовекторность, стремление маневрировать между интересами геополитических игроков, получая при этом свою выгоду.
Признание Крыма сильно сокращало пространство для такого маневра.
— Как мы знаем, была инициатива Республиканской партии труда и справедливости Белоруссии еще в 2017 году о необходимости признания Крыма частью РФ, почему ваша кампания только сейчас началась?
— Об этом говорили и РПТС, и ряд общественных объединений. «Гражданское согласие», которое я возглавляю, с момента своего создания в том же 2017 году всегда выступало за признание выбора крымчан.
Почему мы запустили кампанию только сейчас? На это есть три причины.
Во-первых, сейчас возможные негативные последствия от такого решения минимальны. Под санкциями мы и так, и, очевидно, что Запад не спешит наращивать реальное санкционное давление, понимая, что оно способствует сближению с Россией, отношения с Украиной и так хуже некуда.
Во-вторых, укрепление союзнических отношений с Россией сейчас важно, как никогда, а недоразумение по крымскому вопросу всегда эти отношения отравляло.
И, в-третьих, пророссийские организации в Беларуси разрознены. Кто-то поддерживает власть, кто-то относится к ней скептически. Есть правые, левые, центристы… Крымский вопрос объединяет их всех и является точкой консолидации пророссийских сил.
— Будут ли попытки обратиться к российскому руководству, российской общественности с призывом поддержать данную кампанию, способствовать активным действиям в этом направлении со стороны России?
— Если такие попытки будут — это будет общее решение, принятое, по крайней мере, всеми ключевыми участниками кампании. Лично я не берусь взять на себя такую ответственность.
В первую очередь я рассматриваю себя, как белорусского политика, играющего на внутреннем белорусском поле. Однако если российские политики и общественность пойдут нам навстречу и обратятся к руководству РФ, я буду только благодарен.
— Насколько сейчас активна деятельность проукраинских политиков в Белоруссии, которые могут препятствовать проведению подобного рода кампании?
— Большинство белорусских прозападных оппозиционеров в той или иной степени придерживается националистической идеологии и поддерживают украинский режим.
Так что кричать и писать гадости будут, но это только создаст нам рекламу. Возможно, будут писать жалобы в КГБ и прочие органы, обвиняя во всех смертных грехах. Такое кверулянтство для меня уже не новость.
Но по-настоящему опасных действий я от них не жду. Сейчас для них не лучшие времена, сотни человек уже в тюрьмах, и идти на откровенный криминал желающих немного.
Тем более, что офис нашей организации находится в хорошо охраняемом здании и оборудован системой видеонаблюдения.
— Какие настроения в целом относительно Крыма испытывают рядовые граждане Белоруссии?
— Сам Крым белорусы помнят и любят. Для них это близкое и недорогое курортное место, куда они любили выезжать на отдых. Многие продолжают делать это до сих пор, хотя добираться и стало сложнее.
Поэтому к признанию Крыма у них отношение, как правило, положительное либо нейтральное.
Противники признания — это, в первую очередь, идеологически мотивированные западники и те, кто до сих пор боится санкций и украинского недовольства.
Читайте также: Злоба и желчь — это всё, что осталось от Гиркина, — Чаленко
Беседовал Эдуард Шаповалов
Источник - Русская весна