Самое страшное: почему неважно, кто прав в истории с гробом в Самаре
История вокруг гроба с настоящим покойником, выставленного на центральной площади в Самаре, конечно, дикая, знаковая и оттого особенно примечательная. И дело тут даже не в том, что в самой «акции» многое не очень чисто и выглядит сомнительно. А в том, что, выступая на специально созванной пресс-конференции, чиновники местной мэрии, пусть и не дословно, подтвердили, что считают случившееся проявлением «недобросовестной конкуренции». То есть что на территории вверенного им региона сформировался, успешно работает и даже «недобросовестно конкурирует» серый рынок ритуальных услуг.
Нет, конечно: ничего нового, в сущности.
Давайте будем честными перед собой, как это страшно ни прозвучит, но в той либо иной форме серый рынок ритуальных услуг существовал в нашей стране всегда. Просто человек слаб, а где есть человеческие слабости — всегда находится кто-то, кто на них хочет заработать.
И власть просто не хотела мараться, потому как для подавляющего большинства жителей нашей страны смерть — все равно штука сакральная. И те, кто на ней именно «зарабатывает рыночно», всегда как-то исключались из общественного сознания как «перешедшие за грань»: в обыденной жизни их просто старались не замечать.
Есть этот «рынок», разумеется, и сейчас.
Читайте также: Отчаявшаяся женщина, привозившая гроб правительству, отказалась от помощи властей и похоронила мужа в деревне
Но вот повсеместное системное включение в данные стройные ряды бенефициаров чиновников — это новация большей частью, увы, нашего времени. И тут уж действительно нет ничего святого у людей. Даже по сравнению с замшелыми и косными местечковыми бюрократами позднесоветских времен.
Кстати.
Безобразное шоу с выставлением гроба к зданию городской администрации, проведенное «противоположной стороной конфликта хозяйствующих субъектов», тоже вполне заслуживает если не уголовного наказания за надругательство над телом покойного, то хотя бы элементарной брезгливости.
А не бравурного шествия по всем телеэкранам страны.
Но мы сейчас несколько не об этом.
На самом деле страшнейшей формой коррупции с точки зрения общества как раз является коррупция не «верхняя», когда где-то на заоблачных высях что-то «ворует начальство». А так называемая «низовая», которая касается непосредственно всего населения страны. Здесь нет ничего удивительного: народ имеет дело большей частью не с федеральными, так сказать, «министерствами и ведомствами» — они где-то далеко и чересчур высоко.
Гражданина больше волнует конкретный полицейский на его «участке» или на дороге. Муниципальный (или чуть выше) чиновник. Средней руки деятель в ЖКХ. Тот же «ритуальщик». Работник органов социальной защиты, налоговик, врач в местной поликлинике и учитель в школе, где чему-то учатся дети вышеуказанного гражданина.
И — здесь, конечно, есть парадокс — именно столкнувшись с коррупцией и несправедливостью на местах, гражданин отчего-то начинает грозить кулаком в сторону условного центра и говорить про «довели страну».
Что, собственно, свидетельствует только об одном: на своих, местных начальников условный гражданин зачастую давно уж махнул рукой, мрачно констатировав, что «все они упыри». Но вот как раз к центру, к федеральным властям доверие у него пока что сохраняется.
Вот пусть они и решают.
И тут необходимо отдать должное именно центральным властям: кое-что они и вправду решают. Вы вот, к примеру, заметили, что в последние годы куда-то незаметно растворились еще совсем недавно сверхпопулярные анекдоты про «гаишника в кустах»?
И вовсе не потому, что дорожной полиции стало меньше или полицейские, с точки зрения участников движения, стали менее надоедливыми. Просто массовое появление камер (как на трассах, так и видеорегистраторов в салонах полицейских автомобилей), «письма счастья» и наведение элементарного «порядка в рядах» этот «бизнес по торговле полосатыми палочками» если и не уничтожили вовсе, то сократили до вполне приемлемых с точки зрения массового сознания масштабов.
Нет, там, в этой сфере, и сейчас время от времени «кто-то кое-где у нас порой». Что-то там происходит — и гремят скандалы, как недавние в Подмосковье с массовой торговлей правами для таксистов-гастарбайтеров. Но непосредственное соприкосновение с рядовыми гражданами здесь уже в общем отсутствует — и это несомненный успех, о котором необходимо говорить. Ибо он еще и демонстрирует: можем, если, разумеется, захотим.
И этот пример как минимум не одиночный.
Граждане регионов, докуда дошли так называемые МФЦ — многофункциональные центры оказания государственных услуг — с их «правилом одного окна» при оформлении необходимых документов (и автор этих строк в том числе, кстати, на личном опыте) тоже не перестают радоваться, как там все грамотно и дружелюбно именно по отношению к интересам граждан устроено.
И самое главное, там, где для получения необходимой бумажки раньше было нужно потратить несколько дней и обойти множество кабинетов, иногда с весьма недружественными их обитателями, — все решается специально обученными улыбчивыми барышнями за полчаса и почти безо всякой очереди.
Вот только это происходит, увы, далеко не во всех регионах и, что еще важнее, далеко не во всех управленческих секторах. И именно об этом, кстати, говорил Путин в своем послании Федеральному собранию. Это в том числе тоже показатель качества жизни гражданина Российской Федерации.
И здесь есть по-настоящему серьезная проблема, потому как, в отличие от коррупции «верхней», тут уголовные дела и знаменитые уже «посадки», хоть и должны быть действенной мерой, но все равно в качестве инструментария могут рассматриваться исключительно как «вспомогательные». К каждому мелкому начальнику в ЖКХ, «ритуалке» и т. д. по специально обученному силовику не пристроишь.
Поэтому решения должны носить именно системный характер, об этом нам как раз и говорит положительный опыт с дорожной полицией, МФЦ, «Бережливой поликлиникой» и так далее. И это, хотим мы или не хотим, и есть едва ли не главная задача для управленческих элит всех уровней власти на ближайшие несколько лет.
Читайте также: Сотрудницу МВД уволили за стриптиз в отделе (ВИДЕО 18+)
Дмитрий Лекух
Источник - Русская весна