Львовскій рыцарь «Русскаго Слова» (ФОТО)
Многострадальная Русская Земля пережила множество войнъ, соціальныхъ и экономическихъ потрясеній, революцій и братоубійственныхъ столкновеній внутри единаго Русскаго Народа. Но хорошо ли мы знаемъ, помнимъ и пользуемся уроками нашей русской исторіи? Объективно ли мы оц?ниваемъ свершившіеся историческіе событія? Ум?емъ ли мы сегодня, а точн?е: не забыли ли мы ум?ть по–настоящему, ум?ть вс?мъ своимъ пламеннымъ сердцемъ, искренне и беззав?тно любить наше Русское Отечество, а также гордиться т?мъ, что мы есмы «Роду Русскаго»?
Сегодня многіе слова и термины воспринимаются нами не такъ, какъ они воспринимались сто л?тъ назадъ, а именно: «Украина», «украинскій», «украинецъ» — нами стали отождествляться съ отд?льнымъ отъ Россіи н?кимъ самостоятельнымъ государствомъ, заселеннымъ н?кимъ самостоятельнымъ народомъ. При этомъ, бол?е половины этой, якобы «отд?льной украинской націи» — думаетъ и говоритъ на русскомъ язык?, хотя и не считаетъ себя частью единаго русскаго народа.
Славный русскій городъ Львовъ н?когда былъ столицей Русскаго Королевства, но даже въ состав? Р?чи Посполитойне оставилъ своего «русскаго названія».
Исконно русскія земли Малороссіи и Новороссіи, съ административными центрами въ Кіев? и Екатеринославе (современный Дн?про-петровскъ) — в?ками находились подъ властью всего русскаго народа, который покол?ніями вкладывалъ свои потъ и кровь въ оборону, строительство и развитіе Юго–Западной Россіи.
Но кром? Малороссіи и Новороссіи, которыя лишь посл? 1917 года были вырваны изъ единаго и нед?лимаго т?ла Русскаго Государства — исторія сохранила куда бол?е яркій, отчетливый и героическій прим?ръ того, какъ русскій народъ, православная христіанская церковь и любовь къ своему Русскому Отечеству — в?ками «выживали» въ отрыв? отъ Россіи. И оплотомъ этой русской борьбы противъ инородной культуры, окатоличиванія и стиранія національной памяти — былъ древній и прекрасный русскій городъ Львовъ, — столица н?когда великаго Русскаго Королевства.
Согласно переписи населенія 1851 года — въ Австро–Венгріи проживало ноль «украинцевъ», и два милліона девятьсотъ сорокъ тысячъ девяносто восемь русскихъ (Russen, Ruthenen). Согласно переписи населенія 1910 года — въ Австро–Венгріи всё также проживало ноль «украинцевъ», но уже три милліона пятьсотъ восемнадцать тысячъ восемьсотъ пятьдесятъ четыре русскихъ (Russen, Ruthenen). Однимъ изъ такихъ жителей Австро–Венгерской Галиціи былъ великій русскій (но не россійскій) писатель, публицистъ и общественный д?ятель О.А. Мончаловскій.
Портретъ Осипа Андреевича Мончаловскаго.
Осипъ Андреевичъ Мончаловскій родился въ 1858 году въ сел? Сушн?, Каменецкаго у?зда, въ Галичин?, гд? его отецъ былъ народнымъ учителемъ, и откуда вскор? посл? рожденія сына переселился въ недалеко отстоящія Батятичи. Первоначальное образованіе Осипъ Андреевичъ получилъ дома, подъ руководствомъ своего отца, отличнаго педагога и глубоко в?рующаго христіанина. По окончаніи «нормальной» школы въ Каменк?–Струмиловой, О. А. Мончаловскій былъ въ 1871 году принятъ въ «бурсу» (общежитіе) «Народнаго Дома» во Львов? и тогда же поступилъ во вторую (н?мецкую) гимназію, которую и окончилъ въ 1879 году. Въ «бурс?» онъ все время находился подъ руководствомъ идеальнаго воспитателя русской молодежи Алекс?я Андреевича Палюха.
Уже въ гимназическіе годы О.А. Мончаловскій съ большой любовью изучалъ русскую литературу, печаталъ (безъ подписи) небольшія стихотворенія въ «Ластовк?» М. М. Клемертовича и принадлежалъ къ кружку гимназистовъ, который съ 1878 года, подъ наблюденіемъ своего преподавателя (поздн?е университетскаго профессора) Онишкевича, издавалъ журналъ «Русская Библіотека». Поступивъ на богословскій факультетъ Львовскаго университета, Осипъ Андреевичъ пробылъ на немъ только полтора года, такъ какъ во время знаменитаго политическаго процесса 1882 года у него при обыск? были найдены невинные стихи, приготовленные для сатирическаго журнала «Страхопудъ», издававшагося подъ редакціей Лабаша. Оставивъ богословскій факультетъ, О. А. Мончаловскій для полученія высшаго образованія поступилъ на юридическій факультетъ Львовскаго университета. Тогда же онъ началъ сотрудничать въ издаваемыхъ О. А. Марковымъ газетахъ «Проломъ» и «В?че», а въ 1883 году былъ приглашенъ В. М. Площанскимъ въ составъ редакціи «Слова», гд? сразу обратилъ на себя вниманіе остроумными фельетонами, подписанными псевдонимомъ «Руславъ».
Въ 1886 году Осипъ Андреевичъ женился на дочери словенца изъ Любляны — Леокадіи Ивановн? Якличъ, одновременно перейдя изъ уніи въ православіе.
Спустя н?которое время, Мончаловскій принялъ весьма д?ятельное участіе въ комитет? по строительству перваго за многіе годы православнаго храма въ Галиціи — Святогеоргіевской церкви во Львов?, которая возводилась на пожертвованія русскихъ галичанъ и буковинцевъ съ 1896 по 1900 гг.
Цитаты изъ работъ О. А. Мончаловского.
Цитаты изъ работъ О.А. Мончаловского.
Съ 1886 года онъ сталъ издавать сатирическій журналъ «Страхопудъ», въ которомъ съ тонкимъ малорусскимъ юморомъ осм?ивалъ враговъ Галицкой Руси — украйнофиловъ–мазепинцевъ и польскую шляхту. Съ 1887 по 1898 годы Осипъ Андреевичъ издавалъ литературный журналъ «Бес?ду», который печатался на общерусскомъ язык?.
Осип Андреевич Мончаловскій былъ постояннымъ сотрудникомъ газеты «Галичанинъ», соредакторомъ «Сборника Галицко–Русской Матицы», секретаремъ Общества «Народный Сов?тъ» и д?ятельнымъ членомъ вс?хъ русскихъ культурно–просв?тительныхъ организацій во Львов?.
Кром? сотрудничества въ газетахъ и журналахъ Осипъ Андреевичъ выпустилъ еще много своихъ литературныхъ трудовъ въ вид? отд?льныхъ изданій, изъ которыхъ должны быть отм?чены сл?дующіе: «Новый Св?тъ» (1880 г., первый трудъ автора, напечатанный имъ еще во время пребыванія на богословскомъ факультет?), «Житіе и подвиги святыхъ Кирилла и Ме?одія, просв?тителей славянъ» (1885 г.), «Литературное и политическое украйнофильство» (1898 г.), «Житье и д?ятельность Ивана Наумовича» (1899 г.), «Живые вопросы» (1900 г.), «Краткая грамматика русскаго языка» (1902 г.), «Петръ Великій въ Галицкой Руси» (1903 г.), «Святая Русь» (1903 г.), «Участіе малороссовъ въ общерусской литератур?» (1904: г.), «Главныя основы русской народности» (1904 г.) и др.
Обложка книги О.А. Мончаловского «Святая Русь», 1903 годъ.
Осипъ Андреевичъ Мончаловскій не отрицалъ существованія малороссовъ (о чёмъ свид?тельствуетъ названіе упомянутой выше его работы «Участіе малороссовъ въ общерусской литератур?»), но выступалъ противъ вн?дренія этнонима «украинецъ»:
«Для того, чтобы могла быть „украинская“ культура, необходимо существованіе украинскаго народа. Но народа такого имени пока н?тъ, въ крайнемъ въ Галиціи есть только „украинская“ разновидность русскаго народа».
Обложка книги О. А. Мончаловского «Петръ Великій въ Галицкой Руси», 1903 годъ.
Кром? того, въ своей работ? «Главныя основы русской народности» Мончаловскій писалъ:
«…украинствовать значитъ: отказываться отъ своего прошлаго, стыдиться принадлежности къ русскому народу, даже названій „Русь“, „русскій“, отказываться отъ преданій исторіи, тщательно стирать съ себя вс? общерусскія своеобразныя черты и стараться подд?латься подъ областную „украинскую“ самобытность. Украинство — это отступленіе отъ в?ковыхъ, вс?ми в?твями русскаго народа и народнымъ геніемъ выработанныхъ языка и культуры, самопревращеніе въ междуплеменной обносокъ, въ обтирку то польскихъ, то немецкихъ сапоговъ: идолопоклонство предъ областностью, угодничество предъ польско–жидовско–немецкими соціалистами, отреченіе отъ исконныхъ началъ своего народа, отъ историческаго самосознанія, отступленіе отъ церковно–общественныхъ традицій. Украинство — это недугъ, который способенъ подточить даже самый сильный національный организмъ, и н?тъ осужденія, которое достаточно было бы для этого добровольнаго саморазрушенія!».
Обложка книги О. А. Мончаловского «Участіе малороссовъ въ общерусской литератур?», 1904 годъ.
Осипъ Андреевичъ часто бывалъ въ Галицкихъ селахъ, гд? подолгу выступалъ съ р?чами передъ крестьянами, открывалъ и организовывалъ занятія по изученію русскаго литературнаго языка, подготавливалъ способную молодежь къ самостоятельной работ?, стремился познакомить галичанъ съ достиженіями русской культуры, сод?йствовалъ распространенію русской литературы въ регіон?.
Въ 1900 году Мончаловскій былъ однимъ изъ т?хъ русскихъ жителей Львова, которые трудами своими встали у истоковъ основанія Русской народной партіи въ Галиціи, являлся авторомъ ея политической программы, въ которой онъ задумывалъ сл?дующее:
«Русско–народная партія въ Галичине испов?дуетъ, на основаніи науки, д?йствительной жизни и глубокаго уб?жденія, національное и культурное единство всего русскаго народа и поэтому признаетъ своими плоды тысячел?тняго національнаго и культурнаго труда всего русскаго народа. Принимая во вниманіе принадлежность русскаго населенія Галичины къ малорусскому племени русскаго народа, а также м?стные условія, русско–народная партія признаетъ необходимымъ и ц?лесообразнымъ просв?щать русское населеніе Галичины на его собственномъ, галицко–русскомъ нар?чіи, не отказываясь, однако, отъ помощи, какую русскому народу въ Австріи могутъ принести и д?йствительно приносятъ общерусскій языкъ и общерусская литература, представляющіе національ-ное и культурное выраженіе всего русскаго народа».
Обложка книги О. А. Мончаловского «Литературное и политическое украйнофильство», 1898 годъ.
Тяжелый трудъ публициста и смерть жены (22 января (4 февр.) 1906 года) настолько расшатали могучій организмъ О. А. Мончаловскаго, что онъ не выдержалъ и скончался 01 (14) ноября 1906 года, всего 48 л?тъ отъ роду.
Великій галицко–русскій литераторъ, общественникъ и политикъ, многіе годы прожившій въ столиц? н?когда могущественнаго Русскаго Королевства (территорія нын?шнихъ Львовской, Волынской и н?которыхъ другихъ областей), былъ похороненъ въ личной гробниц? на Лычаковскомъ кладбище во Львов?, которая впосл?дствіи была превращена въ Братскую могилу русскихъ журналистовъ.
Обложка книги О. А. Мончаловского «Положеніе и нужды Галицкой Руси», 1915 годъ.
Ученикъ и другъ незабвеннаго просв?тителя Галицкой Руси — Ивана Григорьевича Наумовича, Осипъ Андреевичъ Мончаловскій, какъ писатель и народный д?ятель, пользовался огромною популярностью среди галицко–русскаго населенія. Онъ обладалъ чрезвычайнымъ даромъ краснор?чія, которымъ увлекалъ за собою народныя массы. Сочиненія Осипа Андреевича воспитали ц?лое покол?ніе галицко–русской молодежи, которая выставила своимъ лозунгомъ не только борьбу съ окатоличеніемъ и ополяченіемъ Галицкой Руси, но также и защиту русскаго населенія отъ вліянія мазепинскаго «украйнофильства», противопоставивъ съ своей стороны: навязанной уніи — пропов?дь перехода въ родное православіе, пропаганд? созданія «самостійной Украины» — идею единой Руси отъ Карпатъ до Камчатки, а вновь сочиняемому «украинскому» жаргону (т.н. «мовы») — распространеніе въ Галичин? великаго и прекраснаго общерусскаго литературнаго языка.
Рожденный и прожившій всю свою жизнь на территоріи Австро–Венгріи — Осипъ Андреевичъ до посл?дняго вздоха былъ в?ренъ своей мечт?. Мечт?, которая даже спустя сто л?тъ съ момента его смерти не перестаетъ гр?ть сердца т?хъ милліоновъ русскихъ по духу, русскихъ по крови и русскихъ по самосознанію жителей современной Малороссіи, Новороссіи, Подолья, Волыни, Галиціи и Карпатской Руси, которые такъ и не поддались (какъ бы трудно имъ не было!) украинофильской пропаганд?, и видятъ свое будущее въ единой, нед?лимой и могущественной Россіи. Россіи, которая будетъ простираться отъ Карпатскихъ горъ на запад?, и до Камчатскихъ вулкановъ на восток?!..
Съ уваженіемъ ко вс?мъ Галицко–Русскимъ литературнымъ, общественнымъ и политическимъ д?ятелямъ прошлаго, настоящаго и будущаго, Даліантъ Александровичъ Максимусъ и Вячеславъ Васильевичъ Б?днякъ.
Читайте также: «Будет вынужден обратиться к заклятому врагу»: странное обращение Зеленского (ВИДЕО)
Далиант Максимус, специально для «Русской Весны»
Источник - Русская весна